Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 11

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40911.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 11

 

 

  

 

44 

Термоклапан (рис.32) – предназначен для автоматического регулирования 

подачи  масла  в  масляный  радиатор  в  зависимости  от  температуры  масла  и  его 
давления. На двигателе термоклапан установлен между блоком цилиндров и мас-
ляным фильтром. 

В алюминиевом корпусе 3 термоклапана расположены предохранительный 

клапан, состоящий из шарика 4 и пружины 5, и перепускной клапан, состоящий из 
плунжера 1, управляемого термосиловым датчиком 2, и пружины 10. Клапаны за-
крыты резьбовыми пробками 7 и 8 с уплотнительными прокладками 6 и 9. 

Шланг подачи масла в радиатор подсоединяется к штуцеру 11. 

 

Рис.32. Термоклапан: 

1 – плунжер; 2 – термосиловой датчик; 3 – корпус термоклапана; 4 – шарик; 5 – пружина шари-
кового  клапана;  6  –  прокладка;  7,  8  –  пробка;  9  –  прокладка;  10  –  пружина  плунжера;  
11 – штуцер 

Масло под давлением подается от масляного насоса в полость термоклапана 

А.  При  давлении  масла  выше  0,7…0,9  кгс/см

2

  шариковый  клапан  открывается  и 

масло поступает в канал Б корпуса термоклапана к плунжеру 1.  

При достижении температуры масла 81 ± 2 °С поршень термосилового эле-

мента  2,  омываемого  потоком  горячего  масла,  преодолевая  сопротивление  пру-
жины 10, начинает перемещать плунжер, открывая путь потоку масла из канала Б 
термоклапана к масляному радиатору. 

Шариковый клапан предохраняет трущиеся детали двигателя от излишнего 

падения давления масла в системе смазки. 

  

 

45 

Система охлаждения 

Система  охлаждения  (рис.33)  -  жидкостная,  закрытая,  с  принудительной 

циркуляцией охлаждающей жидкости. 

Система охлаждения состоит из водяной рубашки блока цилиндров 8 и го-

ловки цилиндров 1 двигателя, водяного насоса 6 и термостата 3.  

Охлаждающая  жидкость  подаётся  по  шлангам  в  жидкостный  канал  дрос-

сельного  патрубка  2  для  его  подогрева  с  целью  исключения  образования  льда 
внутри патрубка. 

Слив  охлаждающей  жидкости  осуществляется  через  пробку  10,  располо-

женный на левой стороне блока цилиндров. 

 

- - - штриховыми линиями показаны детали, устанавливаемые на автомобиле 

Рис.33. Система охлаждения двигателя: 

1 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 2 – дроссельный патрубок; 3 – термостат; 4 – вен-
тилятор  (не  поставляется  с  двигателем);  5  –  датчик  температуры  охлаждающей  жидкости  си-
стемы управления; 6 – привод вентилятора; 7 – водяной насос; 8 – рубашка охлаждения блока 
цилиндров; 9 - трубка забора охлаждающей жидкости; 10 – сливная пробка; 11 - патрубок ото-
пителя 

Оптимальный  температурный  режим  охлаждающей  жидкости  с  точки  зре-

ния минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80...100

 

°С. Ука-

занная  температура  поддерживается  при  помощи  термостата,  действующего  ав-
томатически. 

Контроль  температурного  режима  двигателя  осуществляется  по  указателю 

температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в со-
ставе комбинации приборов автомобиля. 

  

 

46 

Указатель  температуры  охлаждающей  жидкости  управляется  сигналом, 

формируемым блоком управления на основании информации от датчика темпера-
туры 5, размещенного в корпусе термостата. 

Водяной насос (рис.34) – центробежного типа, установлен на крышке цепи. 

Подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров. 

Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотне-

нием 4, которое запрессовывается в корпус водяного насоса 5 и напрессовывается 
на валик подшипника 10.  

Проникающая  через  уплотнение  охлаждающая  жидкость  не  попадает  в 

подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 7, закрытую заглуш-
кой 9. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двига-
теля  постепенно  испаряется  через  отверстия  3  и  8.  В  эксплуатации  необходимо, 
для предотвращения преждевременного выхода подшипника  водяного насоса из 
строя, очищать отверстия 3 и 8 от загрязнения. 

Наличие постоянной течи из контрольного отверстия 8 дренажной полости 

говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости ремонта или заме-
ны водяного насоса. 

Подшипник  10  удерживается  от  перемещения  в  корпусе  водяного  насоса 

фиксатором 2, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защит-
ными  уплотнениями  заполнен  смазкой  на  предприятии-изготовителе,  в процессе 
эксплуатации добавления смазки не требуется. 

На валик подшипника напрессованы стальная штампованная крыльчатка 6 и 

ступица 1, к которой крепится тремя болтами пластмассовый шкив привода насо-
са. 

  

 

47 

 

Рис.34. Водяной насос: 

1  –  ступица  шкива;  2  –  фиксатор  подшипника;  3  –  пароотводящее  отверстие;  4  –  уплотнение;  
5 – корпус водяного насоса; 6 – крыльчатка; 7 – дренажная полость; 8 – контрольное отверстие; 
9 – заглушка; 10 – подшипник 

Привод водяного насоса и генератора осуществляется от шкива коленчато-

го вала поликлиновым ремнем 6РК 1220 (рис.7, 8). Натяжение ремня осуществля-
ется перемещением натяжного ролика. 

Термостат (рис.35) – с твердым наполнителем, двухклапанный, с автомати-

ческим  дренажным  клапаном.  Термостат  расположен  в  алюминиевом  корпусе, 
установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки цилиндров, 
и  соединен  шлангами  с  водяным  насосом,    радиатором  и  расширительным  бач-
ком. 

Термостат  автоматически  поддерживает  необходимую  температуру  охла-

ждающей  жидкости  в  двигателе,  отключая  и  включая  циркуляцию  жидкости  по 
большому кругу через радиатор.  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..