Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 10

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40911.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..

 

 

Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 10

 

 

  

 

40 

В задней части головки цилиндров масло стекает в масляный картер по вы-

полненному в литье отверстию головки через отверстие в приливе блока цилин-
дров. 

Заливка  масла  в  двигатель  осуществляется  через  маслоналивной  патрубок 

крышки  клапанов,  закрываемый  крышкой  10  с  уплотнительной  резиновой  про-
кладкой. Уровень масла контролируется по нанесенным на указателе уровня мас-
ла 12 меткам: верхнего уровня - "П" и нижнего - "0". Слив масла производится че-
рез  отверстие  в  масляном  картере,  закрываемое  сливной  пробкой  21  с  уплотни-
тельной прокладкой. 

Очистка масла осуществляется  сеткой приемного парубка масляного насо-

са, фильтрующим элементом полнопоточного масляного фильтра, а также за счет 
центробежных сил в каналах коленчатого вала. 

Контроль за давлением масла осуществляется датчиком давления 13 и ука-

зателем на щитке приборов. Кроме того, система снабжена датчиком аварийного 
давления  масла  14  и  сигнализатором  аварийного  давления  масла.  Сигнализатор 
аварийного  давления  масла  загорается  при  давлении  масла  ниже  40...80  кПа 
(0,4...0,8 кгс/см

2

). Датчики давления ввернуты в штуцер, установленный в масля-

ный канал головки цилиндров. 

Масляный  насос  (рис.28)  -  шестеренчатого  типа,  установлен  внутри  мас-

ляного картера, крепится с прокладкой двумя болтами к блоку цилиндров и дер-
жателем к крышке третьего коренного подшипника. 

Ведущая шестерня 1 неподвижно закреплена на валике 3 с помощью штиф-

та, а ведомая 5 свободно вращается на оси 4, запрессованной в корпусе 2 насоса. 
На  верхнем  конце  валика  3  сделано  шестигранное  отверстие,  в  которое  входит 
шестигранный валик привода масляного насоса. 

Центрирование ведущего валика насоса осуществляется благодаря посадке 

цилиндрического выступа корпуса насоса в отверстии блока цилиндров. 

Корпус  насоса  отлит  из  алюминиевого  сплава,  перегородка  6  и  шестерни 

изготовлены  из  металлокерамики.  К  корпусу  тремя  винтами  крепится  литой  из 
алюминиевого  сплава  приемный  патрубок  7  с  сеткой,  в  котором  установлен  ре-
дукционный клапан. 

  

 

41 

 

Рис.28. Масляный насос: 

1  -  ведущая  шестерня;  2  -  корпус;  3  -  валик;  4  -  ось;  5  -  ведомая  шестерня;  6  -  перегородка;  
7 -приемный патрубок с сеткой и редукционным клапаном 

Редукционный клапан (рис.29) – плунжерного типа, расположен в прием-

ном патрубке масляного насоса. Плунжер клапана стальной, для увеличения твер-
дости и износостойкости наружная поверхность подвергнута нитроцементации. 

Под  пружиной  плунжера  могут  устанавливаться  одна  или  две  шайбы  3. 

Удалять установленные шайбы запрещается, поскольку это приведет к изменению 
давления открытия редукционного клапана. 

 

 

Рис.29. Редукционный клапан: 

1 - плунжер; 2 - пружина; 3 - шайба; 4 - шплинт 

  

 

42 

Привод масляного насоса (рис.30) осуществляется парой винтовых шесте-

рен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов. 

На  промежуточном  валу  с  помощью  сегментной  шпонки  3  установлена  и 

закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 2. Ведомая шестерня 7 напрессо-
вана  на  валик  8,  вращающийся  в  расточках  блока  цилиндров.  В  верхнюю  часть 
ведомой  шестерни  запрессована  стальная  втулка  6,  имеющая  внутреннее  шести-
гранное отверстие. В отверстие втулки вставляется  шестигранный валик 9, ниж-
ний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса. 

Сверху  привод  масляного  насоса  закрыт  крышкой  4,  закрепленной  через 

прокладку 5 четырьмя болтами. Ведомая шестерня при вращении верхней торцо-
вой поверхностью прижимается к крышке привода. 

 

Рис.30. Привод масляного насоса: 

1 - промежуточный вал; 2 - ведущая шестерня; 3 - шпонка; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - втулка; 
7 - ведомая шестерня; 8 - валик: 9 - шестигранный валик привода масляного насоса 

Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чу-

гуна и азотированы для улучшения их износостойкости. Шестигранный валик из-
готовлен  из  легированной  стали,  подвергнут  на  концах  углеродоазотированию 
для увеличения твердости и износостойкости. Валик привода 8 стальной, с мест-
ной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты. 

  

 

43 

Масляный  фильтр  (рис.31)  -  на  двигатель  предприятием-изготовителем 

устанавливается  масляный  фильтр  уменьшенного  объема,  который  должен  быть 
заменен  при  первой  смене  масла  на  один  из  следующих  фильтров:  2101С-
1012005-НК-2,  2105С-1012005-НК-2  (ф.«Колан»,  Украина)  или  409.1012005 
(ф.«Биг-фильтр», г.Санкт-Петербург).  

При техническом обслуживании двигателя для замены используйте только 

вышеперечисленные  фильтры.  Данные  фильтры обеспечивают  высокое  качество 
фильтрации  масла,  снабжены  фильтрующим  элементом  перепускного  клапана, 
который  снижает  вероятность  попадания  неочищенного  масла  в  систему  смазки 
при  пуске  холодного  двигателя и  предельном  загрязнении  основного  фильтрую-
щего элемента. 

 

 

2105С-1012005-НК-2,  

 

2101С-1012005-НК-2 

 

409.1012005 

Рис.31. Масляный фильтр: 

1  –  пружина;  2  –  корпус;  3  –  фильтрующий  элемент  перепускного  клапана;  4  –  перепускной 
клапан;  5  –  основной  фильтрующий  элемент;  6  –  противодренажный  клапан;  7  –  крышка;  
8 – прокладка 

Процесс  фильтрования  масла  в  данных  фильтрах  происходит  следующим 

образом. 

Масло через отверстия в крышке 7 подается под давлением в полость между 

наружной поверхностью основного фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, про-
ходит  через  фильтрующую  штору  элемента  5,  очищается  и  попадает  через  цен-
тральное отверстие крышки 7 в центральную масляную магистраль. 

При  предельном  загрязнении  основного  фильтрующего  элемента  или  хо-

лодном  пуске,  когда  масло  очень  густое  и  с  трудом  проходит  через  основной 
фильтрующий  элемент,  открывается  перепускной  клапан  4  и  масло  в  двигатель 
проходит, очищаясь фильтрующим элементом 3 перепускного клапана. 

Противодренажный  клапан  6  препятствует  вытеканию  масла  из  фильтра 

при стоянке автомобиля и последующему масляному голоданию при пуске. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..