Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 9

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40911.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

Двигатель ЗМЗ 40911.10. Руководство - часть 9

 

 

  

 

36 

На  внутренней  поверхности  корпуса  4  выполнены  канавки  специального 

профиля и канавка под стопорное кольцо 6, на наружной поверхности – две лыски 
под ключ (19 мм). Плунжер 3 имеет форму стакана, внутри которого установлена 
пружина 5, сжатая корпусом клапаном 1, ввернутым в корпус. На наружной по-
верхности  плунжера  имеются  две  канавки  специального  профиля,  в  которых 
установлены разрезные пружинные кольца – стопорное кольцо 6 и запорное коль-
цо 2. Стопорное кольцо предотвращает выход плунжера из корпуса при транспор-
тировке и установке гидронатяжителя на двигатель, запорное кольцо ограничива-
ет обратный ход плунжера при работе. В рабочем состоянии плунжер 3 с запор-
ным  кольцом  2  под  действием  пружины  5  перемещается  из  канавки  в  канавку 
корпуса 4, выдвигаясь из него. Обратному перемещению плунжера препятствует 
запорное кольцо и специальный (храповый) профиль канавок корпуса и плунже-
ра. 

В корпусе клапана 1 расположен обратный шариковый клапан, через кото-

рый масло из магистрали двигателя поступает внутрь гидронатяжителя. К шари-
ковому клапану масло поступает через прорезь на торце и отверстие 8 в корпусе 
клапана. 

Работает гидронатяжитель следующим образом. 
Под  действием  пружины  5  и  давления  масла,  поступающего  из  масляной 

магистрали через отверстие 8 в корпусе клапана, плунжер 3 нажимает на башмак, 
а через него на цепь, обеспечивая неразрывный контакт поверхности  башмака и 
цепи. 

При воздействии цепи на гидронатяжитель (при изменении режима работы 

двигателя) плунжер 3 перемещается назад, сжимая пружину 5, шариковый клапан 
гидронатяжителя закрывается и происходит демпфирование (гашение) колебаний 
цепи за счет пружины и перетекания масла через зазор между плунжером и кор-
пусом. По мере вытяжки цепи плунжер выдвигается из корпуса 4, передвигая за-
порное кольцо 2 из одной канавки корпуса в другую, тем самым обеспечивается 
необходимое натяжение цепи. 

Ход плунжера назад, при гашении колебаний цепи и при компенсации тем-

пературных  удлинений  деталей  привода,  ограничивается  запорным  кольцом  2  и 
шириной канавки на плунжере 3. 

Транспортный  стопор  7  служит  для  исключения  вероятности  «разрядки» 

гидронатяжителя (выхода плунжера из корпуса гидронатяжителя) при его транс-
портировке. Перед установкой гидронатяжителя на двигатель транспортный сто-
пор необходимо снять. 

На  двигателях  могут  применяться  также  гидронатяжители,  устанавливае-

мых в адаптеры (рис.26). Принцип действия таких гидронатяжителей аналогичен 
описанному  выше.  На  двигатель  гидронатяжители,  применяемые  с  адаптерами, 
должны устанавливаться в заряженном состоянии. Разрядка гидронатяжителя по-
сле  установки  на  двигатель  производится  аналогично  гидронатяжителю  описан-
ной  выше  конструкции  –  путем  нажатия  на  торец  адаптера  через  отверстие  в 
крышке гидронатяжителя. 

  

 

37 

 

Рис.26. Гидронатяжитель с адаптером: 

1  –  адаптер;  2  –  шариковый  клапан;  3  –  корпус  гидронатяжителя;  4  –  пружина;  5  –  запорное 
кольцо; 6 – плунжер 

  

 

38 

Система смазки 

Система  смазки  (рис.27)  комбинированная,  с  подачей  масла  к  трущимся 

поверхностям под давлением, разбрызгиванием и автоматическим регулировани-
ем температуры масла термоклапаном.  

Система  смазки  включает:  масляный  картер,  масляный  насос  с  приемным 

патрубком и редукционным клапаном, привод масляного насоса, масляные кана-
лы  в  блоке  цилиндров,  головке  цилиндров  и  коленчатом  валу,  полнопоточный 
масляный  фильтр,  стержневой  плоский  показатель  указатель  уровня  масла,  тер-
моклапан, крышку маслоналивного патрубка, пробку слива масла и датчики ука-
зателя и сигнализатора давления масла. 

Циркуляция  масла  происходит  следующим  образом.  Насос  22  засасывает 

масло из картера 23 и по каналу в блоке подводит его к термоклапану 2.  

При  давлении  масла  4,6  кгс/см

2

  происходит  открытие  редукционного  кла-

пана  20  масляного  насоса  и  перепуск  масла  обратно  в  зону  всасывания  насоса, 
благодаря чему уменьшается рост давления в системе смазки. Максимальное дав-
ление масла в системе смазки – 6,0 кгс/см

2

При давлении масла выше 0,7…0,9 кгс/см

2

 и температуре выше плюс 81 ± 2 

°С термоклапан начинает открывать проход потоку масла в радиатор, отводимый 
через штуцер 6. Температура полного открытия канала термоклапана – плюс 109 
± 5 ˚С. Охлажденное масло из радиатора возвращается в масляный картер через 
отверстие 24. После термоклапана масло поступает к полнопоточному масляному 
фильтру 3. 

Очищенное  масло  из  фильтра  поступает  в  центральную  масляную  маги-

страль  1  блока цилиндров, откуда  через  каналы 16  подводится  к коренным под-
шипникам коленчатого вала, через каналы 5 к подшипникам промежуточного ва-
ла,  через  каналы  4  к  верхнему  подшипнику  валика  привода  масляного  насоса  и 
также к гидронатяжителю нижней цепи привода распределительных валов. 

От коренных подшипников масло через внутренние каналы 17 коленчатого 

вала 18 подводится к шатунным подшипникам и от них через каналы 15 в шату-
нах подается для смазки поршневых пальцев. Для охлаждения поршня масло че-
рез отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня. 

От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через по-

перечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего 
подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни 7 (рис.30) привода. 
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, разбрызгиваемой  
через отверстие в центральной масляной магистрали. 

Из  центральной  масляной  магистрали  масло  через  канал  7  (рис.27)  блока 

цилиндров поступает в головку цилиндров, где по каналам 9 подводится к опорам 
распределительных  валов,  по  каналам  11  к  гидротолкателям,  и  также  к  гидро-
натяжителю 8 верхней цепи привода распределительных валов.  

Вытекая  из  зазоров  и  стекая  в  масляный  картер  в  передней  части  головки 

цилиндров, масло попадает на цепи, башмаки  натяжения цепей и звездочки при-
вода распределительных валов. 

  

 

39 

 

Рис.27. Схема системы смазки. 

1 – центральная масляная магистраль; 2 – термоклапан; 3 – масляный фильтр; 4, 5, 7, 9, 11, 15, 
16, 17 – каналы подачи масла; 6 – штуцер термоклапана отвода масла в радиатор; 8  – верхний 
гидронатяжитель цепи; 10 – крышка маслоналивного патрубка; 12 – рукоятка стержневого ука-
зателя уровня масла; 13 – датчик указателя давления масла; 14 – датчик сигнализатора аварий-
ного давления масла;  18  – коленчатый вал;  19  – стержневой  указатель  уровня масла;  20  – ре-
дукционный  клапан  масляного  насоса;  21  –  пробка  сливного  отверстия  масляного  картера;  
22 – масляный насос; 23 – масляный картер; 24 – отверстие возврата масла из масляного радиа-
тора 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..