Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 32

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40904.10, ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание второе)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33 ..

 

 

Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 32

 

 

  

 

128 

 

Рис.88. Замер теплового зазора в стыке поршневых колец 

Очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара. 
Замерить щупом боковой зазор между компрессионными кольцами и стен-

кой поршневой канавки (рис.89). Для изношенных колец и поршней допускается 
максимальный  зазор  не более 0,15  мм.  Больший  зазор  приведет  к  увеличенному 
угару  масла  за  счет  «насосного»  действия  колец.  Заменить,  при  необходимости, 
изношенное кольцо или поршень. 

 

Рис.89. Проверка бокового зазора между поршневым кольцом  

и канавкой в поршне 

Надеть с помощью приспособления (рис.90) поршневые кольца на поршень. 

Нижнее компрессионное кольцо устанавливать надписью «TOP» (верх) или мар-
кировкой  товарного  знака  предприятия-изготовителя  в  сторону  днища  (верха) 
поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться. 

  

 

129 

 

Рис.90. Установка поршневых колец на поршень 

Вставить поршни в цилиндры следующим образом: 
–  сориентировать  поршень  с  шатуном  таким  образом,  чтобы  надпись 

«FRONT»  или  «ПЕРЕД»  на  поршне  была  обращена  в  сторону  переднего  торца 
блока цилиндров; 

– протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить 

в них вкладыши; 

–  повернуть  коленчатый  вал  так,  чтобы  кривошипы  первого  и  четвертого 

цилиндров заняли положение, соответствующее НМТ; 

– смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и первый цилиндр чи-

стым маслом для двигателя; 

- развести замки поршневых колец:  замки компрессионных колец сместить 

на  180°  друг  относительно  друга,  замки  кольцевых  дисковых  элементов  масло-
съемного  кольца  установить  один  к  другому  под  углом  180°  и  под  углом  90°  к 
замкам  компрессионных  колец.  Замок  пружинного  расширителя  установить  под 
углом 45° к замку одного из кольцевых дисковых элементов; 

–  с  помощью  специальной  оправки  с  внутренней  конусной  поверхностью 

сжать кольца и вставить поршень в цилиндр (рис.91). 

 

Рис.91. Установка поршня с кольцами в цилиндр 

  

 

130 

Перед  установкой  поршня  следует  еще  раз  проверить  правильность  поло-

жения поршня и шатуна в цилиндре. 

Подтянуть шатун за кривошипную головку к шатунной шейке, снять с бол-

тов  защитные  наконечники,  надеть  крышку  шатуна.  Крышка  шатуна  на  шатун 
должна быть установлена так, чтобы уступ Б (рис.87) на крышке шатуна и выступ 
А на кривошипной головке или пазы под вкладыши располагались с одной сторо-
ны.  Завернуть  гайки  болтов  шатунов  динамометрическим  ключом  моментом 
68…75 Н·м (6,8…7,5 кгс·м). 

В таком же порядке вставить поршень с шатуном четвертого цилиндра. 
Повернуть коленчатый вал на 180  и вставить поршни с шатунами второго 

и третьего цилиндров. 

Повернуть несколько раз коленчатый вал, который должен вращаться легко 

от небольшого усилия. 

Дальнейшие операции по сборке двигателя 

Закрепить держатель к масляному насосу. 
Установить масляный насос с прокладкой на привалочную плоскость блока 

цилидров и закрепить. 

Срезать выступающие над плоскостью блока, крышки цепи и сальникодер-

жателя  выступающие  концы  прокладок  крышки  цепи  и  прокладки  сальникодер-
жателя. 

Нанести  на  поверхности  сопряжения  с  масляным  картером  блока  цилин-

дров,  сальникодержателя,  крышки  цепи  силиконовый  герметик  «Loctite  5900», 
предварительно  обезжирив  поверхности.  Установить  и  закрепить  масляный  кар-
тер. 

Установить и закрепить усилитель картера сцепления. 
Смазать маслом, применяемым для двигателя, втулки промежуточного вала, 

установить сегментную шпонку в паз на конце промежуточного вала и установить 
промежуточный вал в блок цилиндров. 

Ввернуть  два  болта  в  передний  фланец  промежуточного  вала.  Установить 

шестерню с гайкой на задний конец вала, совместив шпоночный паз шестерни со 
шпонкой,  и  вращая  промежуточный  вал  за  два  болта,  завернуть  гайку  шестерни 
до упора. 

Установить и закрепить фланец промежуточного вала. 
Смазать  маслом,  применяемым  для  двигателя,  валик  привода  масляного 

насоса и зубья шестерен и вставить валик в отверстие блока до входа в зацепле-
ние  шестерен  привода  масляного  насоса  и  промежуточного  вала.  В  отверстие 
втулки валика привода вставить шестигранный валик привода масляного насоса, 
так, чтобы он зашел шестигранное отверстие валика масляного насоса. 

Установить и закрепить крышку привода масляного насоса с прокладкой. 

  

 

131 

Проверить легкость вращения промежуточного вала. Вал должен вращаться 

свободно, без заеданий. 

Установка привода распределительных валов   

Запрессовать сегментную шпонку в шпоночный паз переднего конца колен-

чатого вала. 

С  помощью  специального  приспособления  напрессовать  звездочку  на  ко-

ленчатый вал двигателя, ориентируя меткой вперед. 

Повернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки на звездочке ко-

ленчатого  вала  с  меткой  M1  на блоке цилиндров, что будет  соответствовать  по-
ложению поршня первого цилиндра в ВМТ. При этом метка на блоке цилиндров 
должна  быть  расположена  симметрично  относительно  оси  впадины  зубьев  звез-
дочки. 

Установить нижний успокоитель цепи, не затягивая болты крепления окон-

чательно, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик «Фикса-
тор-6». 

Надеть нижнюю цепь на ведомую звездочку (число зубьев 38) промежуточ-

ного вала и на звездочку коленчатого вала двигателя. Установить звездочку с це-
пью на промежуточный вал, при этом метка на ведомой звездочке промежуточно-
го вала должна совпасть с меткой М2 на блоке цилиндров, а ведущая ветвь цепи, 
проходящая через успокоитель, должна быть натянута. 

Установить ведущую звездочку промежуточного вала со штифтом и закре-

пить  обе  звездочки  на  промежуточном  валу  болтами  моментом  24,5...26,5  Н·м 
(2,5...2,7 кгс·м). Отогнуть четыре угла стопорной пластины на гранях болтов. 

Установить  башмак  натяжения  нижней  цепи  привода  распределительных 

валов и закрепить болтом башмака, предварительно нанеся на резьбу болта анаэ-
робный герметик «Фиксатор-6».  

Внимание! 
Избегать  нанесения  большого  количества  герметика.  Нанесение  из-

лишнего  количества  герметика  приведет  к  его  выдавливанию  из  резьбы  и 
неподвижности башмака натяжения цепи на оси.
 

Нажимая  на  башмак,  натянуть  цепь,  проверить  правильность  установки 

звездочек  по  меткам  и  затянуть  болты  нижнего  успокоителя.  После  установки 
нижней  цепи  не  допускается  вращение  коленчатого  вала  до  момента  установки 
цепи привода распределительных валов и гидронатяжителей. 

Установить опору верхнего башмака натяжения цепи и закрепить болтами, 

предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик «Фиксатор-6». 

Установить  башмак  натяжения  верхней  цепи  привода  распределительных 

валов  и  закрепить  болтом  башмака  на  опоре,  предварительно  нанеся  на  резьбу 
болта анаэробный герметик «Фиксатор-6». 

Надеть на ведущую звездочку промежуточного вала верхнюю цепь привода 

распределительных валов. 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33 ..