Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 30

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40904.10, ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание второе)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 30

 

 

  

 

120 

Сборка двигателя 

Подготовка к сборке 

Оборудование  и  организация  работ  в  производственном  помещении 

должны  исключать  наличие  пыли,  грязи  в  зоне  рабочего  места  для  сборки 
двигателя. Стеллажи, рабочий инструмент, спецодежда рабочего должны ис-
ключать  загрязнение  двигателя  в  процессе  его  сборки.  Детали  и  узлы  при 
установке на двигатель должны быть чистыми, без следов коррозии, грязи, 
пыли, волосовин и ниток от ткани. Распаковывать детали и расконсервиро-
вать следует только непосредственно перед установкой их на двигатель. 

Перед сборкой двигателя необходимо все его детали очистить от нагара и 

смолистых отложений. 

Нельзя промывать в щелочных растворах детали, изготовленные из алюми-

ниевых сплавов (головку цилиндров, поршни, крышки и др.), так как эти раство-
ры разъедают алюминий. 

Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы: 
для алюминиевых деталей: 
сода (Na

2

СО

3

), г .................................................................................... 18,5 

мыло (зеленое или хозяйственное), г ................................................. 10,0 
жидкое стекло, г ..................................................................................... 8,5 
вода, л ...................................................................................................... 1,0 
для стальных и чугунных деталей: 
каустическая сода (NаОН), г .................................................................. 25 
сода (Na

2

СO

3

), г ....................................................................................... 33 

мыло (зеленое или хозяйственное), г ................................................... 8,5 
жидкое стекло, г ..................................................................................... 1,5 
вода, л ......................................................................................................... 1 
При сборке двигателя необходимо соблюдать следующие условия: 
1.  Протереть  все  детали  чистой  салфеткой  и  продуть  сжатым  воздухом,  а 

все трущиеся поверхности (поверхности цилиндров, вкладыши и шейки коленча-
того  вала,  опоры  распределительного  вала  в  головке  цилиндров  и  шейки  вала  и 
т.п.) смазать чистым моторным маслом, применяемым для двигателя. 

2.  Осмотреть  детали  перед  постановкой  на  место  (нет  ли  трещин,  сколов, 

забоин и других дефектов), проверить надежность посадки запрессованных в них 
других деталей. Дефектные детали подлежат ремонту или замене на новые. 

3. Нанести на резьбовые части деталей и узлов, выходящие в полость мас-

ляной  магистрали  и  в  полость  системы  охлаждения,  а  также  некоторые  ответ-
ственные соединения (болты башмаков, успокоителей и т.п. - см. по тексту), анаэ-
робный герметик «Фиксатор-6» (или «Техногерм-5», «Гермикон-2К») для надеж-
ной герметизации и стопорения соединения. Можно применять сурик или белила, 
разведенные  на  натуральной  олифе.  Перед  нанесением  герметика  поверхность 
очистить и обезжирить. Все неразъемные соединения, например, заглушки блока 
цилиндров и т.п. должны ставиться на нитролаке. 

  

 

121 

4.  Рекомендуется  устанавливать  новые  уплотнительные  прокладки.  Допус-

кается  повторная  затяжка  прокладки  крышки  клапанов  при  обеспечении  герме-
тичности. 

5. К постановке на двигатель не допускаются: 

-  шплинты,  шплинтовочная  проволока  и  стопорные  пластины,  бывшие  в 

употреблении; 

- пружинные шайбы, потерявшие упругость; 

- поврежденные прокладки; 

- детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток; 

- болты и шпильки с вытянутой резьбой; 

- болты и гайки с изношенными гранями. 

6.  Размеры  сопрягаемых  деталей,  а  также  зазоры  и  натяги  в  сопряжениях 

при сборке двигателя и его узлов приведены в приложении 1. При сборке двига-
теля  соблюдать  моменты  затяжки  резьбовых  соединений,  приведенные  в  прило-
жении 2. 

7.  Необходимые  специальные  инструменты  и  приспособления  для  сборки 

двигателя приведены в приложении 5. 

Порядок операций сборки 

Очистить все привалочные поверхности блока от прилипших и порванных 

при разборке прокладок. 

Закрепить  блок  цилиндров  на  стенде  (рис.81),  внимательно  осмотреть  зер-

кало цилиндров, при необходимости следует снять шабером неизношенный поя-
сок  над  верхним  компрессионным  кольцом.  Металл  следует  снимать  вровень  с 
изношенной поверхностью цилиндра. 

Вывернуть  пробки  масляного  канала  и  продуть  все  масляные  каналы  сжа-

тым воздухом. Завернуть пробки на место. 

Подсобрать  коленчатый  вал,  для  чего  вывернуть  пробки  грязеуловителей 

шатунных шеек и удалить из них отложения, промыть и продуть воздухом, поста-
вить  пробки  на  место,  затянуть  их  моментом  37...51  Н·м  (3,8...5,2  кгс·м).  Для 
надежного стопорения на резьбу пробок нанести анаэробный герметик «Стопор-
9» или аналогичный («Гермикон-9», «Euroloc 6638»). 

Проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, за-

диры и другие наружные дефекты не допускаются. 

Протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышках коренных 

подшипников. 

Установить  в постели  блока  вкладыши  коренных подшипников  верхние  (с 

канавками и отверстиями), а в постели крышек - нижние (без канавок), протереть 
вкладыши салфеткой и смазать их маслом для двигателя. 

  

 

122 

Протереть  салфеткой  коренные  и  шатунные  шейки  коленчатого  вала,  сма-

зать их чистым маслом и установить коленчатый вал в блок цилиндров. 

Смазать моторным маслом и установить полушайбы упорного подшипника, 

ориентируя их поверхностью с канавками в сторону коленчатого вала: 

– верхние - в проточки третьей коренной постели; 
–  нижние  -  вместе  с  крышкой  третьего  коренного  подшипника.  Выступы 

нижних полушайб должны зайти в пазы крышки. 

Внимание! 
Пластмассовые  полушайбы  подлежат  установке  только  в  передние 

(ближайшие к переднему торцу блока цилиндров) проточки коренной посте-
ли и крышки опоры, ориентируя поверхностью с канавками к щеке колен-
чатого вала.
 

Установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, 

завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 
98...107, 9 Н·м (10...11 кгс·м) (рис.82). 

На нижних поверхностях 1, 2 и 4 коренных крышек выбиты их поряд-

ковые  номера.  На  нижней  поверхности  крышки  третьей  коренной  опоры 
расположено резьбовое отверстие для крепления держателя масляного насо-
са, а на боковых поверхностях – проточки и пазы для установки полушайб. 
Крышки коренных опор устанавливаются согласно их нумерации, ориенти-
руясь так, чтобы пазы под ус вкладыша в крышке и блоке располагались с 
одной стороны. 

 

Рис.81. Установка блока цилиндров на 

стенд 

 

Рис.82. Установка крышек  

коренных подшипников 

Провернуть коленчатый вал, вращение его должно быть свободным при не-

большом усилии. 

Проверить осевой зазор коленчатого вала (рис.83), который должен быть не 

более  0,36  мм.  Для  неизношенных  коленчатого  вала  и  полушайб  упорного  под-
шипника зазор составляет 0,06…0,27 мм. При превышении осевого зазора макси-
мально  допустимой  величины  заменить  упорные  полушайбы  на  новые  или  ре-
монтные, увеличенной на 0,13 мм толщины, и вновь замерить осевой зазор. Если 
при замере он окажется более 0,36 мм, заменить коленчатый вал. 

  

 

123 

 

Рис.83. Проверка осевого зазора коленчатого вала: 

1 – коленчатый вал; 2 – полушайба упорного подшипника коленчатого вала нижняя;  3 – полу-
шайба упорного подшипника коленчатого вала верхняя; 4 – индикатор; 5 - штатив 

Взять сальникодержатель с сальником заднего конца коленчатого вала, про-

верить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношен-
ную рабочую кромку или слабо охватывает фланец коленчатого вала  - заменить 
его новым. 

Запрессовку сальника в сальникодержатель рекомендуется производить при 

помощи оправки (рис.84). Сальник (резиновая манжета с пружиной) должен быть 
установлен  пыльником  наружу  двигателя,  рабочей  кромкой,  охватываемой  пру-
жиной,  внутрь.  Перед  запрессовкой  на наружную  поверхность  сальника нанести 
смазку Литол-24, для облегчения запрессовки. 

 

Рис.84. Запресовка сальника в сальникодержатель: 

1 - сальник; 2 - сальникодержатель; 3 - оправка 

Заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником резиновой 

манжеты  смазкой  ЦИАТИМ-221,  установить  и  закрепить  сальникодержатель  с 
прокладкой к блоку цилиндров (рис.85). 

Установить  маховик  на  задний  конец  коленчатого  вала,  совместив  отвер-

стие в маховике под штифт с установочным штифтом, запрессованным во фланец 
коленчатого вала (рис.86). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  ..