Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 21

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40904.10, ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание второе)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 21

 

 

  

 

84 

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ 

Необходимость в капитальном ремонте двигателя наступает после пробега 

200…250 тыс.км в зависимости от условий эксплуатации. К этому пробегу зазоры 
достигают величин, вызывающих падение мощности, уменьшение давления масла 
в масляной магистрали, резкое увеличение расхода масла, чрезмерное дымление 
двигателя, повышенный расход топлива. Также могут возникать стуки при работе 
двигателя вследствие ударной работы предельно изношенных деталей. 

Ориентировочно зазоры в сопряжении основных деталей вследствие износа 

не должны превышать следующих величин, мм: 

юбка поршня - цилиндр блока ................................................................ 0,25 
поршневое кольцо - канавка в поршне (по высоте) .............................. 0,15 
поршень - поршневой палец ................................................................. 0,015 
замок поршневого кольца .......................................................................... 1,5 
втулка шатуна - поршневой палец ......................................................... 0,03 
шатунные и коренные подшипники - шейки коленчатого вала .......... 0,15 
стержень клапана – втулка ...................................................................... 0,20 
шейки распределителных валов – опоры в головке цилиндров .......... 0,20 
осевой люфт коленчатого вала ............................................................... 0,36 
Работоспособность двигателя может быть восстановлена заменой изношен-

ных деталей новыми, стандартного размера или обработкой изношенных деталей 
до ремонтных размеров  и  применением  сопряженных  с ними  новых деталей  ре-
монтного размера. 

Для этой цели выпускаются поршни, поршневые кольца, вкладыши шатун-

ных  и  коренных  подшипников  коленчатого  вала,  полушайбы  упорного  подшип-
ника коленчатого вала ремонтных размеров. 

Разборка двигателя 

Двигатели,  поступающие  в  ремонт,  должны  быть  тщательно  очищены  от 

грязи.  Разборку  двигателя,  как  и  сборку,  рекомендуется  производить  на  стенде, 
позволяющем  устанавливать  двигатель  в  положениях,  обеспечивающих  свобод-
ный доступ ко всем деталям во время разборки и сборки. 

Разборку  и  сборку  двигателей  необходимо  производить  инструментом  со-

ответствующего  размера  (гаечные  ключи,  съемники,  приспособления),  рабочая 
поверхность которых должна быть в хорошем состоянии. 

Необходимые  специальные  инструменты  и  приспособления  для  разборки 

двигателя приведены в приложении 5. 

При индивидуальном методе ремонта детали, пригодные для дальней-

шей  работы,  должны  быть  установлены  на  свои  прежние  места.  Для  этого 
такие детали как поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны, 
вкладыши, клапаны, гидротолкатели и др., при снятии их с двигателя, необ-
ходимо маркировать любым способом, не вызывающим порчу деталей (кер-
нение,  надписывание,  прикрепление  бирок  и  др.),  или  укладывать  их  на 
стеллажи с пронумерованными отделениями в порядке, соответствующем их 
расположению на двигателе. 

  

 

85 

При  обезличенном  методе  ремонта  двигателей  надо  помнить,  что  крышки 

шатунов  с  шатунами,  крышки  коренных  подшипников  с  блоком  цилиндров, 
крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатываются в 
сборе и поэтому их разукомплектовывать нельзя. 

В гидронатяжителях разукомплектация корпуса с плунжером не допускает-

ся. 

Перед  тем,  как  приступить  к  разборке  основных  механизмов  двигателя, 

необходимо  снять  навесное  оборудование:  стартер,  автоматический  механизм 
натяжения, ремень привода агрегатов, генератор, датчики. 

Ослабить болты крепления шкива водяного насоса. 
Ослабить натяжение ремня привода водяного насоса, для чего повернуть по 

часовой  стрелке  подвижный  рычаг  с  роликом  автоматического  механизма  натя-
жения ключом за болт ролика и зафиксировать положение рычага штифтом (Ø 4 
мм, длина не менее 50 мм). Снять ремень привода водяного насоса. 

Отвернуть  винт  крепления  автоматического  механизма  натяжения  и  снять 

его. 

Установить двигатель на стенд. 
Разборка механизмов двигателя: 
- снять сцепление; 
- снять дроссель; 
- снять ресивер; 
- снять впускную трубу; 
- снять теплоизоляционный экран и выпускной коллектор; 
- снять трубку забора охлаждающей жидкости; 
- снять катушки зажигания; 
- вывернуть свечи; 
- снять шланги и трубки вентиляции картера; 
- снять крышку клапанов; 
- снять шкив вентилятора; 
- снять переднюю крышку головки цилиндров; 
- снять верхний и средний успокоители цепи; 
- снять крышку верхнего гидронатяжителя цепи и вынуть гидронатяжитель 

с шумоизоляционной прокладкой и адаптером (при его наличии); 

-  отвернуть  болт  крепления  звездочки  впускного  распределительного  вала, 

удерживая ключом распределительный вал от проворачивания и снять звездочку; 

- снять крышки распределительных валов, проверив правильность меток на 

них; 

-  снять  цепь  со  звездочки  выпускного  распределительного  вала  и  вынуть 

распределительные валы; 

- ослабить хомуты шланга корпуса термостата; 
- снять термостат с корпусом; 
- снять шкив водяного насоса; 
- отвернуть болты крепления головки цилиндров; 
-  снять  головку  цилиндров.  Если  нет  необходимости  в  разборке  и  ремонте 

термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилин-
дров, то головка цилиндров может быть снята вместе с этими деталями; 

  

 

86 

- с помощью присоски или магнита вынуть гидротолкатели из головки; 
- отвернуть масляный фильтр; 
- отвернуть штуцер масляного фильтра и снять термоклапан с прокладкой. 

Повернуть двигатель на стенде масляным картером вверх. 

- снять усилитель картера сцепления; 
- снять масляный картер. Для страгивания масляного картера рекомендуется 

использовать специальную оправку; 

- снять масляный насос; 
- снять крышки шатунов вместе с вкладышами; 
- вынуть поршни вместе с шатунами. Перед разборкой шатунно-поршневой 

группы проверить правильность меток на шатунах и их крышках, а также их со-
ответствие порядковым номерам цилиндров; 

-  отвернуть  стяжной  болт  коленчатого  вала,  вывернуть  два  диаметрально 

расположенных болта крепления шкива к ступице и снять шкив-демпфер колен-
чатого вала с помощью специального съемника; 

- снять шпонку шкива-демпфера и уплотнительную пробку; 
- снять крышку нижнего гидронатяжителя цепи и вынуть  гидронатяжитель 

с шумоизоляционной прокладкой и адаптером (при его наличии); 

- снять водяной насос; 
-  снять крышку  цепи.  Если  нет необходимости  в разборке  и  ремонте  водя-

ного насоса, крышка цепи может быть снята с ним; 

- снять верхнюю цепь привода распределительных валов; 
- разогнуть углы стопорной пластины болтов крепления звездочек к проме-

жуточному валу, отвернуть болты, снять звездочки и нижнюю цепь привода рас-
пределительных валов цепь; 

-  спрессовать  звездочку  с  переднего  конца  коленчатого  вала  с  помощью 

специального съемника (рис.54), вынуть шпонку звездочки; 

- отвернуть болты фланца промежуточного вала. 

 

Рис.54. Снятие звездочки коленчатого вала: 

1 - съемник; 2 - оправка; 3 - шпонка; 4 - звездочка коленчатого вала 

  

 

87 

Повернуть  двигатель  на  стенде  плоскостью  крепления  головки  цилиндров 

вверх. 

- снять крышку привода масляного насоса и  вынуть шестигранный валик и 

привод масляного насоса; 

- наживить два болта в отверстия промежуточного вала; 
-  удерживая  промежуточный  вал  за  болты,  отвернуть  гайку  и  снять  с  про-

межуточного вала шестерню привода масляного насоса; 

- вынуть промежуточный вал; 
- снять с помощью приспособления и съемника подшипник первичного вала 

из маховика (рис.55); 

 

Рис.55. Снятие подшипника первичного вала коробки передач: 

1  -  подшипник;  2  -  шайба  болтов  маховика;  3  -  распорная  втулка;  4  -  сальникодержатель;  
5 - прокладка сальникодержателя; 6 - коленчатый вал; 7 - сальник; 8 - маховик; 9 - болты махо-
вика; 10 - съемник; 11 - оправка 

- снять маховик; 
- снять сальникодержатель; 
-  отвернуть  болты  крепления  крышек  коренных  подшипников  коленчатого 

вала; 

- снять крышки коренных подшипников коленчатого вала вместе с вклады-

шами и упорными полушайбами, проверив правильность меток на крышках; 

- вынуть коленчатый вал. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  ..