Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 13

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40904.10, ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание второе)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 13

 

 

  

 

52 

Через штуцер 3 из корпуса термостата в расширительный бачок отводится 

воздух при заполнении системы и возникающий в системе охлаждения пар. Слив 
охлаждающей  жидкости  из  двигателя  осуществляется  через  пробку  10,  располо-
женную на левой стороне блока цилиндров. 

Оптимальный  температурный  режим  охлаждающей  жидкости  с  точки  зре-

ния минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80...100

 

°С. Ука-

занная  температура  поддерживается  при  помощи  термостата,  действующего  ав-
томатически. 

Контроль  температурного  режима  двигателя  осуществляется  по  указателю 

температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в со-
ставе комбинации приборов автомобиля. 

Указатель  температуры  охлаждающей  жидкости  управляется  сигналом, 

формируемым блоком управления на основании информации от датчика темпера-
туры 5, размещенного в корпусе термостата. 

Водяной насос (рис.40) – центробежного типа, установлен на крышке цепи. 

Подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров. 

Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотне-

нием 4, которое запрессовывается в корпус водяного насоса 5 и напрессовывается 
на валик подшипника 10.  

Проникающая  через  уплотнение  охлаждающая  жидкость  не  попадает  в 

подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 7, закрытую заглуш-
кой 9. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двига-
теля  постепенно  испаряется  через  отверстия  3  и  8.  В  эксплуатации  необходимо, 
для предотвращения преждевременного выхода подшипника  водяного насоса из 
строя, очищать отверстия 3 и 8 от загрязнения. 

Наличие постоянной течи из контрольного отверстия 8 дренажной полости 

говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости ремонта или заме-
ны водяного насоса. 

Подшипник  10  удерживается  от  перемещения  в  корпусе  водяного  насоса 

фиксатором 2, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защит-
ными  уплотнениями  заполнен  смазкой  на  предприятии-изготовителе,  в процессе 
эксплуатации добавления смазки не требуется. 

На валик подшипника напрессованы стальная штампованная крыльчатка 6 и 

ступица 1, к которой крепится тремя болтами пластмассовый шкив привода насо-
са. 

  

 

53 

 

Рис.40. Водяной насос: 

1  –  ступица  шкива;  2  –  фиксатор  подшипника;  3  –  пароотводящее  отверстие;  4  –  уплотнение;  
5 – корпус водяного насоса; 6 – крыльчатка; 7 – дренажная полость; 8 – контрольное отверстие; 
9 – заглушка; 10 – подшипник 

Привод  водяного  насоса  и  генератора  производится  поликлиновым  рем-

нем 6PK 1275 от шкива коленчатого вала. Передаточное число привода водяного 
насоса – 1,15.  

Натяжение  ремня  и  демпфирование,  возникающих  в  приводе  колебаний, 

обеспечивается автоматическим механизмом натяжения 3 (рис.9). В процессе экс-
плуатации автоматический механизм натяжения не требует обслуживания и регу-
лировки. 

Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях без компрессора кондици-

онера производится от коленчатого вала дополнительным поликлиновым ремнем 
7 (рис.12). Натяжение ремня осуществляется изменением положения насоса ГУР. 

Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях с компрессором кондицио-

нера производится совместно с приводом водяного насоса,  генератора и компрес-
сора  кондиционера  одним  ремнём  13  (рис.13)  от  коленчатого  вала.  Натяжение 
ремня  осуществляется  автоматическим  механизмом  натяжения  1.  Компрессор 
кондиционера  и  генератор  устанавливаются  на  чугунный  кронштейн  агрегатов, 
закреплённый на двигателе.  

  

 

54 

Термостат (рис.41) – с твердым наполнителем, двухклапанный, с автомати-

ческим  дренажным  клапаном.  Термостат  расположен  в  алюминиевом  корпусе, 
установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки цилиндров, 
и  соединен  шлангами  с  водяным  насосом,    радиатором  и  расширительным  бач-
ком. 

Термостат  автоматически  поддерживает  необходимую  температуру  охла-

ждающей  жидкости  в  двигателе,  отключая  и  включая  циркуляцию  жидкости  по 
большому кругу через радиатор.  

 

Рис.41. Схема работы термостата: 

А - термостат закрыт; Б - термостат открыт; I - в водяной насос и далее в водяную рубашку бло-
ка цилиндров двигателя; II - из водяной рубашки головки цилиндров двигателя; III - в радиатор; 
1  -  крышка  термостата;  2  -  основной  клапан;  3  -  дренажный  клапан;  4  -  перепускной  клапан;  
5 - перепускной патрубок 

На  холодном  двигателе  основной  клапан  2  термостата  закрыт  и  вся  охла-

ждающая жидкость циркулирует через открытый перепускной клапан 4 термоста-
та в водяной насос по малому кругу, минуя радиатор. 

При прогреве двигателя и подъеме температуры охлаждающей жидкости до 

плюс 82   2 °С основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной 
-  закрываться.  При  этом  часть  охлаждающей  жидкости  начинает  циркулировать 
по большому кругу через радиатор охлаждения.  

При температуре плюс 97   2 °С основной клапан открыт полностью на ве-

личину не мене 8,5 мм, перепускной клапан при этом закрыт и вся охлаждающая 
жидкость циркулирует через радиатор по большому кругу. 

Во  фланце  термостата  выполнено  отверстие  с  автоматическим  дренажным 

клапаном  3.  Отверстие  служит  для  выхода  воздуха  при  заправке  системы  охла-
ждения.  При  работе  двигателя  водяной  насос  создает  давление  жидкости,  под 
действием  которого  шарик  клапана  поднимается  и  закрывает  отверстие,  препят-
ствуя утечке жидкости в радиатор. 

  

 

55 

Герметичность соединения крышки термостата с корпусом обеспечивается  

резиновой  прокладкой  П-образного  профиля,  устанавливаемой  на  опорный  фла-
нец термостата. 

Термостат в корпус должен быть установлен таким образом, чтобы выступ 

на стойке термостата зашел в паз корпуса, что обеспечивает наименьшее сопро-
тивление потоку охлаждающей жидкости. 

Внимание! 
Запрещается  эксплуатация  двигателя  без  термостата,  что  приведет  в 

летнее  время  к  перегреву  двигателя,  зимой  -  к  долгому  прогреву  и  работе 
двигателя  на  пониженном  температурном  режиме.  Поддержание  термоста-
том  рабочего  температурного  режима  в  системе  охлаждения  оказывает  ре-
шающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы. 

Опора  вентилятора  (рис.42)  –  объединена  с  передней  крышкой  головки 

цилиндров. В передней крышке 1 головки цилиндров, отлитой из алюминиевого 
сплава,  установлен  на  анаэробном  герметике  комбинированный  специальный 
подшипник  2  с  двухсторонним  уплотнением,  на  валик  которого  напрессована 
ступица 3 крепления шкива вентилятора. Подшипник заполнен смазкой на заводе-
изготовителе и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Со сто-
роны головки цилиндров подшипник закрыт крышкой 4, установленной на анаэ-
робном герметике. 

Передний  конец  ступицы  имеет  левую  резьбу  для  установки  вязкостной 

муфты с вентилятором. 

Конструкция  передней  крышки  головки  цилиндров  с  опорой  вентилятора 

неразборная, при выходе из строя подшипника следует заменить узел в сборе. 

 

 

 

Рис.42. Опора вентилятора: 

1 – передняя крышка головки цилиндров; 2 – подшипник опоры вентилятора; 3 – ступица шки-
ва вентилятора; 4 – крышка 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..