Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 12

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40904.10, ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание второе)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13 ..

 

Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 12

 

 

  

 

48 

Привод масляного насоса (рис.36) осуществляется парой винтовых шесте-

рен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов. 

На  промежуточном  валу  с  помощью  сегментной  шпонки  3  установлена  и 

закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 2. Ведомая шестерня 7 напрессо-
вана  на  валик  8,  вращающийся  в  расточках  блока  цилиндров.  В  верхнюю  часть 
ведомой  шестерни  запрессована  стальная  втулка  6,  имеющая  внутреннее  шести-
гранное отверстие. В отверстие втулки вставляется  шестигранный валик 9, ниж-
ний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса. 

Сверху  привод  масляного  насоса  закрыт  крышкой  4,  закрепленной  через 

прокладку 5 четырьмя болтами. Ведомая шестерня при вращении верхней торцо-
вой поверхностью прижимается к крышке привода. 

 

Рис.36. Привод масляного насоса: 

1 - промежуточный вал; 2 - ведущая шестерня; 3 - шпонка; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - втулка; 
7 - ведомая шестерня; 8 - валик: 9 - шестигранный валик привода масляного насоса 

Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чу-

гуна и азотированы для улучшения их износостойкости. Шестигранный валик из-
готовлен  из  легированной  стали,  подвергнут  на  концах  углеродоазотированию 
для увеличения твердости и износостойкости. Валик привода 8 стальной, с мест-
ной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты. 

  

 

49 

Масляный  фильтр  (рис.37)  -  на  двигатель  предприятием-изготовителем 

устанавливается  масляный  фильтр  уменьшенного  объема,  который  должен  быть 
заменён  при  первой  смене  масла  на  один  из  следующих  фильтров:  2101С-
1012005-НК-2,  2105С-1012005-НК-2  (ф.«Колан»,  Украина)  или  406.1012005-02, 
409.1012005 (ф.«Биг-фильтр», г.Санкт-Петербург).  

При техническом обслуживании двигателя для замены используйте только 

вышеперечисленные  фильтры.  Данные  фильтры обеспечивают  высокое  качество 
фильтрации  масла,  снабжены  фильтрующим  элементом  перепускного  клапана, 
который  снижает  вероятность  попадания  неочищенного  масла  в  систему  смазки 
при  пуске  холодного  двигателя и  предельном  загрязнении  основного  фильтрую-
щего элемента. 

 

2101С-1012005-НК-2, 

2105С-1012005-НК-2 

406.1012005-02,  

409.1012005 

Рис.37. Масляный фильтр: 

1  –  пружина;  2  –  корпус;  3  –  фильтрующий  элемент  перепускного  клапана;  4  –  перепускной 
клапан;  5  –  основной  фильтрующий  элемент;  6  –  противодренажный  клапан;  7  –  крышка;  
8 – прокладка 

Процесс  фильтрования  масла  в  данных  фильтрах  происходит  следующим 

образом. 

Масло через отверстия в крышке 7 подается под давлением в полость между 

наружной поверхностью основного фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, про-
ходит  через  фильтрующую  штору  элемента  5,  очищается  и  попадает  через  цен-
тральное отверстие крышки 7 в центральную масляную магистраль. 

При  предельном  загрязнении  основного  фильтрующего  элемента  или  хо-

лодном  пуске,  когда  масло  очень  густое  и  с  трудом  проходит  через  основной 
фильтрующий  элемент,  открывается  перепускной  клапан  4  и  масло  в  двигатель 
проходит, очищаясь фильтрующим элементом 3 перепускного клапана. 

Противодренажный  клапан  6  препятствует  вытеканию  масла  из  фильтра 

при стоянке автомобиля и последующему масляному голоданию при пуске. 

  

 

50 

Термоклапан  (рис.38) – предназначен для автоматического регулирования 

подачи  масла  в  масляный  радиатор  в  зависимости  от  температуры  масла  и  его 
давления. На двигателе термоклапан установлен между блоком цилиндров и мас-
ляным фильтром. 

В алюминиевом корпусе 3 термоклапана расположены предохранительный 

клапан, состоящий из шарика 4 и пружины 5, и перепускной клапан, состоящий из 
плунжера 1, управляемого термосиловым датчиком 2, и пружины 10. Клапаны за-
крыты резьбовыми пробками 7 и 8 с уплотнительными прокладками 6 и 9. 

Шланг подачи масла в радиатор подсоединяется к штуцеру 11. 

 

Рис.38. Термоклапан: 

1 – плунжер; 2 – термосиловой датчик; 3 – корпус термоклапана; 4 – шарик; 5 – пружина шари-
кового  клапана;  6  –  прокладка;  7,  8  –  пробка;  9  –  прокладка;  10  –  пружина  плунжера;  
11 – штуцер 

Масло под давлением подается от масляного насоса в полость термоклапана 

А.  При  давлении  масла  выше  0,7…0,9  кгс/см

2

  шариковый  клапан  открывается  и 

масло поступает в канал Б корпуса термоклапана к плунжеру 1.  

При достижении температуры масла 81 ± 2 °С поршень термосилового эле-

мента  2,  омываемого  потоком  горячего  масла,  преодолевая  сопротивление  пру-
жины 10, начинает перемещать плунжер, открывая путь потоку масла из канала Б 
термоклапана к масляному радиатору. 

Шариковый клапан предохраняет трущиеся детали двигателя от излишнего 

падения давления масла в системе смазки. 

                                           

 Устанавливается на часть двигателей ЗМЗ-40905.10 

  

 

51 

Система охлаждения 

Система  охлаждения  (рис.39)  -  жидкостная,  закрытая,  с  принудительной 

циркуляцией охлаждающей жидкости.  

Система  охлаждения  двигателя  состоит  из  рубашек  охлаждения  блока  ци-

линдров  8  и  головки  цилиндров  1,  водяного  насоса  7,  термостата  2  и  сливного 
краника или пробки 10. 

Вентилятор системы охлаждения и шкив привода вентилятора установлены 

на опоре вентилятора 6, объединенной с передней крышкой головки цилиндров. 

 

 
- - - штриховыми линиями показаны детали, устанавливаемые на автомобиле 

Рис.39. Система охлаждения двигателя: 

1 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 2 – термостат; 3 – штуцер отвода жидкости к рас-
ширительному бачку; 4 - вентилятор (устанавливается на автомобиле); 5 – датчик температуры 
охлаждающей  жидкости  системы  управления;  6  -  опора  вентилятора;  7  –  водяной  насос;  
8  -  рубашка  охлаждения  блока  цилиндров;  9  -  трубка  забора  охлаждающей  жидкости;  
10 – сливная пробка на блоке цилиндров; 11 - патрубок отопителя 

Циркуляция  охлаждающей  жидкости  в  системе  создается  центробежным 

водяным насосом, приводимым от коленчатого вала. Насос подает жидкость в ру-
башку  охлаждения  блока  цилиндров,  откуда  жидкость  поступает  в  рубашку  го-
ловки  цилиндров  и  в  термостат.  Термостат  автоматически  регулирует  подачу 
охлаждающей жидкости в радиатор в зависимости от её температуры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13 ..