Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 11

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40904.10, ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание второе)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 11

 

 

  

 

44 

Система смазки 

Система смазки (рис.33) – комбинированная, с подачей масла к трущимся 

поверхностям под давлением, разбрызгиванием и автоматическим регулировани-
ем температуры масла термоклапаном.  

Система  смазки  включает:  масляный  картер,  масляный  насос  с  приемным 

патрубком и редукционным клапаном, привод масляного насоса, масляные кана-
лы  в  блоке  цилиндров,  головке  цилиндров  и  коленчатом  валу,  полнопоточный 
масляный  фильтр,  стержневой  указатель  уровня  масла,  термоклапан,  крышку 
маслоналивной горловины, пробку слива масла и датчики указателя и сигнализа-
тора давления масла. 

Циркуляция  масла  происходит  следующим  образом.  Насос  22  засасывает 

масло из картера 23 и по каналу в блоке подводит его к термоклапану 2.  

При  давлении  масла  4,6  кгс/см

2

  происходит  открытие  редукционного  кла-

пана  20  масляного  насоса  и  перепуск  масла  обратно  в  зону  всасывания  насоса, 
благодаря чему уменьшается рост давления в системе смазки. Максимальное дав-
ление масла в системе смазки – 6,0 кгс/см

2

При давлении масла выше 0,7…0,9 кгс/см

2

 и температуре выше плюс 81 ± 2 

ºС термоклапан начинает открывать проход потоку масла в радиатор, отводимый 
через штуцер 9. Температура полного открытия канала термоклапана – плюс 109 
± 5  ºС. Охлажденное масло из радиатора возвращается в масляный картер через 
отверстие 22. После термоклапана масло поступает к полнопоточному масляному 
фильтру 6. 

Очищенное  масло  из  фильтра  поступает  в  центральную  масляную  маги-

страль  1  блока цилиндров, откуда  через  каналы 16  подводится  к коренным под-
шипникам коленчатого вала, через каналы 5 к подшипникам промежуточного ва-
ла,  через  каналы  4  к  верхнему  подшипнику  валика  привода  масляного  насоса  и 
также к гидронатяжителю нижней цепи привода распределительных валов. 

От коренных подшипников масло через внутренние каналы 17 коленчатого 

вала 18 подводится к шатунным подшипникам и от них через каналы 15 в шату-
нах подается для смазки поршневых пальцев. Для охлаждения поршня масло че-
рез отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня. 

От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через по-

перечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего 
подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни 7 (рис.36) привода. 
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, разбрызгиваемой  
через отверстие в центральной масляной магистрали. 

Из  центральной  масляной  магистрали  масло  через  канал  7  (рис.33)  блока 

цилиндров поступает в головку цилиндров, где по каналам 9 подводится к опорам 
распределительных  валов,  по  каналам  11  к  гидротолкателям,  и  также  к  гидро-
натяжителю 8 верхней цепи привода распределительных валов.  

Вытекая  из  зазоров  и  стекая  в  масляный  картер  в  передней  части  головки 

цилиндров, масло попадает на цепи, башмаки  натяжения цепей и звездочки при-
вода распределительных валов. 

  

 

45 

 

Рис.33. Схема системы смазки: 

1 – центральная масляная магистраль; 2 – термоклапан; 3 – масляный фильтр; 4, 5, 7, 9, 11, 15, 
16, 17 – каналы подачи масла; 6 – отверстие термоклапана отвода масла в радиатор; 8 – верхний 
гидронатяжитель цепи; 10 – крышка маслоналивного патрубка; 12 – рукоятка стержневого ука-
зателя уровня масла; 13 – датчик указателя давления масла; 14 – датчик сигнализатора аварий-
ного давления масла;  18  – коленчатый вал;  19  – стержневой  указатель  уровня масла;  20  – ре-
дукционный  клапан  масляного  насоса;  21  –  пробка  сливного  отверстия  масляного  картера;  
22 – масляный насос; 23 – масляный картер; 24 – отверстие возврата масла из масляного радиа-
тора

 

  

 

46 

В задней части головки цилиндров масло стекает в масляный картер по вы-

полненному в литье отверстию головки через отверстие в приливе блока цилин-
дров. 

Заливка масла в двигатель осуществляется через маслоналивную горловину 

крышки  клапанов,  закрываемую  крышкой  10  с  уплотнительной  резиновой  про-
кладкой. Уровень масла контролируется по нанесенным на указателе уровня мас-
ла 12 меткам: верхнего уровня - "MAX" и нижнего - "MIN". Слив масла произво-
дится  через  отверстие  в  масляном  картере,  закрываемое  сливной  пробкой  21  с 
уплотнительной прокладкой. 

Очистка масла осуществляется сеткой приемного патрубка масляного насо-

са, фильтрующими элементами полнопоточного масляного фильтра, а также цен-
тробежными силами в каналах коленчатого вала. 

Контроль за давлением масла осуществляется датчиком давления 13 и ука-

зателем на щитке приборов. Кроме того, система снабжена датчиком аварийного 
давления  масла  14  и  сигнализатором  аварийного  давления  масла.  Сигнализатор 
аварийного  давления  масла  загорается  при  давлении  масла  ниже  40...80  кПа 
(0,4...0,8 кгс/см

2

). Датчики давления ввернуты в штуцер, установленный в масля-

ный канал головки цилиндров. 

Масляный  насос  (рис.34)  -  шестеренчатого  типа,  установлен  внутри  мас-

ляного картера, крепится с прокладкой двумя болтами к блоку цилиндров и дер-
жателем к крышке третьего коренного подшипника. 

Ведущая шестерня 1 неподвижно закреплена на валике 3 с помощью штиф-

та, а ведомая 5 свободно вращается на оси 4, запрессованной в корпусе 2 насоса. 
На  верхнем  конце  валика  3  сделано  шестигранное  отверстие,  в  которое  входит 
шестигранный валик привода масляного насоса. 

Центрирование ведущего валика насоса осуществляется благодаря посадке 

цилиндрического выступа корпуса насоса в отверстии блока цилиндров. 

Корпус  насоса  отлит  из  алюминиевого  сплава,  перегородка  6  и  шестерни 

изготовлены  из  металлокерамики.  К  корпусу  тремя  винтами  крепится  литой  из 
алюминиевого  сплава  приемный  патрубок  7  с  сеткой,  в  котором  установлен  ре-
дукционный клапан. 

  

 

47 

 

Рис.34. Масляный насос: 

1  -  ведущая  шестерня;  2  -  корпус;  3  -  валик;  4  -  ось;  5  -  ведомая  шестерня;  6  -  перегородка;  
7 -приемный патрубок с сеткой и редукционным клапаном 

Редукционный клапан (рис.35) – плунжерного типа, расположен в прием-

ном патрубке масляного насоса. Плунжер клапана стальной, для увеличения твер-
дости и износостойкости наружная поверхность подвергнута нитроцементации. 

Под  пружиной  плунжера  могут  устанавливаться  одна  или  две  шайбы  3. 

Удалять установленные шайбы запрещается, поскольку это приведет к изменению 
давления открытия редукционного клапана. 

 

 

Рис.35. Редукционный клапан: 

1 - плунжер; 2 - пружина; 3 - шайба; 4 - шплинт 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..