Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 9

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40904.10, ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание второе)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 9

 

 

  

 

36 

На  более  ранних  двигателях  ЗМЗ-40904.10  устанавливался  привод  распре-

делительных валов двумя двухрядными втулочными цепями, а также двумя одно-
рядными втулочными цепями, показанный на рис.26. 

 

Рис.26. Привод распределительных валов двигателей ЗМЗ-40904.10  

с втулочными двухрядными и однорядными цепями: 

1  –  звездочка  коленчатого  вала;  2,8  –  рычаг  натяжного  устройства  со  звездочкой;  3  –  гидро-
натяжитель нижний; 4 – цепь нижняя; 5 – звездочка промежуточного вала ведомая; 6 – звездоч-
ка промежуточного вала ведущая; 7 – опора болта натяжного устройства; 9 – гидронатяжитель 
верхний;  10  –  шумоизоляционная  шайба;  11  –  цепь  верхняя;  12,18  –  установочные  метки  на 
звездочках;  13,17  –  установочные штифты; 14  – звездочка распределительного вала впускных 
клапанов; 15 – успокоитель цепи верхний; 16 – звездочка распределительного вала выпускных 
клапанов;  19  –  верхняя  плоскость  головки  цилиндров;  20  –  успокоитель  цепи  средний;  
21 – успокоитель цепи нижний; М1 и М2 – установочные метки блока цилиндров 

  

 

37 

Внимание! 
При  замене  зубчатых  цепей  привода  на  двухрядные  втулочные  цепи  или 

наоборот надо также заменить все звездочки, успокоители цепей, гидронатяжите-
ли, башмаки натяжения цепей на натяжные устройства со звездочкой. 

При  замене  однорядных  втулочных  цепей  привода  на  двухрядные  необхо-

димо заменить все звездочки, гидронатяжители, натяжные устройства со звездоч-
ками.  

При замене однорядных втулочных цепей привода на зубчатые цепи необ-

ходимо заменить все звездочки, успокоители цепей, натяжные устройства со звез-
дочкой на башмаки натяжения цепей.  

Для замены видов цепей ЗМЗ выпускаются комплекты необходимых дета-

лей привода с двухрядными втулочными цепями и зубчатыми цепями. 

Распределительные  валы – отлиты  из  специального  легированного  чугу-

на. Для достижения высокой износостойкости рабочих поверхностей применяется 
«отбел» кулачков. 

Валы  вращаются  в  два  раза  медленнее  коленчатого  вала  в  подшипниках, 

образованных  головкой  цилиндров  и  съемными  алюминиевыми  крышками.  От 
осевых перемещений валы удерживаются упорными полукольцами из полиамида, 
которые входят в проточки на передней опорной шейке валов и передней крышки 
распределительных валов. 

Впускной и выпускной валы имеют одинаковый профиль кулачков. Распре-

делительные валы обеспечивают фазы газораспределения, показанные на рис.27, 
и высоту подъема клапана 9 мм. 

 

Рис.27.  Фазы газораспределения 

Фазы газораспределения действительны при правильной установке привода 

распределительных  валов.  В  процессе  длительной  эксплуатации  происходит 
удлинение  цепей  привода,  что  приводит  к  нарушению  фаз  газораспределения  и 
ухудшению характеристик двигателя. 

На заднем торце выпускного распределительного вала закреплена металли-

ческая пластина, служащая  для подачи импульсов датчику фазы системы управ-
ления двигателем и последующему определению микропроцессором фазы работы 
двигателя. 

  

 

38 

Привод клапанов (Рис.28) осуществляется двумя распределительными ва-

лами 6 и 9, расположенными в головке цилиндров 5. Кулачки распределительных 
валов действуют непосредственно на гидротолкатели 10, которые перемещаются 
в  цилиндрических  отверстиях  головки  цилиндров.  Применение  гидравлических 
толкателей в приводе клапанов исключает необходимость регулировки зазоров. В 
приводе применяется одна пружина на каждый клапан. 

 

Рис.28. Привод клапанов: 

1  –  седло  впускного  клапана;  2  –  направляющая  втулка  впускного  клапана;  3  –  впускной  кла-
пан; 4 – пружина клапана; 5 – головка цилиндров; 6 – распределительный вал впускных клапа-
нов; 7 – тарелка пружины клапана; 8 – маслоотражательный колпачок; 9 – распределительный 
вал  выпускных  клапанов;  10  –  гидротолкатель;  11  –  сухарь  клапана;  12  –  выпускной  клапан;  
13  –  опорная  шайба  пружины  клапана;  14  –  направляющая  втулка  выпускного  клапана;  
15 – седло выпускного клапана. 

Клапаны  –  изготовлены  из  жаропрочной  стали  и  имеют  возможность  в 

процессе  работы  проворачиваться.  Клапаны  работают  в  направляющих  втулках, 
запрессованных в головку цилиндров. 

Направляющие втулки изготавливаются из металлокерамики или из легиро-

ванного серого чугуна. Седла клапанов изготавливаются из металлокерамики. 

  

 

39 

Гидротолкатели  (рис.29)  –  выполнены  в  виде  цилиндрического  стакана  с 

плунжерной парой гидрокомпенсатора внутри и канавкой с отверстием для под-
вода масла от магистрали в головке цилиндров снаружи. Гидротолкатели обеспе-
чивают беззазорный  контакт  кулачка распределительного  вала  с  торцем  клапана 
за счет давления масла и действия пружины гидрокомпенсатора.  

При работе гидротолкатели вращаются благодаря смещению по ширине се-

редины  кулачка  распределительного  вала  относительно  оси  гидротолкателя,  что 
обеспечивает  равномерную  приработку  и  уменьшение  износа  торца  гидротолка-
теля. 

 

Рис.29. Гидротолкатель: 

1 – направляющая втулка гидрокомпенсатора; 2 – корпус гидротолкателя; 3 – стопорное кольцо;  
4 – корпус гидрокомпенсатора; 5 – поршень гидрокомпенсатора; 6 – обратный шариковый кла-
пан; 7 – пружина 

Промежуточный  вал  (рис.30)  –  служит  для  привода  масляного  насоса. 

Промежуточный вал сборный. Передняя и задняя опорные шейки, изготовленные 
из  порошкового  материала  методом  порошковой  металлургии,  напрессованы  на 
стальной вал.  

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..