Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 7

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40904.10, ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание второе)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 

Двигатель ЗМЗ 40904.10, ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 7

 

 

  

 

28 

Поршень (рис.20) из алюминиевого сплава. Юбка поршня выполнена с боч-

кообразным вертикальным профилем и микрорельефом для улучшения приработки 
и снижения потерь на трение. В поперечном (горизонтальном) сечении юбка порш-
ня  имеет  форму  овала,  где  больший  радиус  расположен  перпендикулярно  оси 
поршневого пальца.  

На днище каждого поршня сделана выемка для расположения части камеры 

сгорания  и  четыре  цековки,  которые  предотвращают  касание  (удары)  о  днище 
поршня тарелок клапанов при нарушении фаз газораспределения. 

По наибольшему диаметру юбки поршни делятся на 5 размерных групп, по 

диаметру отверстия под поршневой палец – на 2 группы. Маркировка размерных 
групп выбивается на днище. 

На торце поршня имеется надпись «FRONT» или «ПЕРЕД», служащая для 

его  правильной  ориентации  при  установке  в  блок  цилиндров.  Поршень  должен 
устанавливаться, ориентируясь данной надписью в сторону переднего торца бло-
ка цилиндров (в сторону расположения шкива-демпфера коленчатого вала). 

 

Рис.20. Поршень и шатун: 

1 – стопорные кольца; 2 – поршень; 3 – шатун; 4 – болты шатуна; 5 – крышка шатуна; 6 – гайки; 
7 – поршневые кольца; 8 – поршневой палец; 9 – втулка шатуна 

  

 

29 

Поршневые  кольца  (рис.21)  устанавливаются  по  три  на  каждом  поршне: 

два компрессионных и одно маслосъемное.  

Верхние  компрессионные  кольца  2  могут  быть  стальные  или  из  высоко-

прочного  чугуна.  Прилегающая  к  цилиндру  поверхность  верхнего  компрессион-
ного  кольца  имеет  бочкообразную  форму.  Для  увеличения  износостойкости  эта 
поверхность покрыта хромом.  

Нижние компрессионные кольца 3 изготавливаются из серого чугуна, име-

ют наружную коническую поверхность.  Кольцо должно устанавливаться на пор-
шень  маркировкой  «TOP»  или  маркировкой  товарного  знака  предприятия-
изготовителя в сторону днища поршня (вверх). 

Маслосъемное кольцо составное. Состоит из двух стальных кольцевых дис-

ковых элементов 4 и пружинного расширителя 5. 

 

Рис.21. Поршневые кольца: 

1  –  поршень;  2  –  верхнее  компрессионное  кольцо;  3  –  нижнее  компрессионное  кольцо;  
4 – кольцевой дисковый элемент; 5 – пружинный расширитель 

Поршневые  пальцы  –  трубчатого  сечения,  стальные,  плавающего  типа, 

при работе двигателя свободно вращаются в бобышках поршня и втулке шатуна. 
Для увеличения твердости и износостойкости наружная поверхность пальца под-
вергнута  химико-термическому  упрочнению.  Осевое  перемещение  пальца  огра-
ничивается стопорными кольцами, установленными в канавках бобышек поршня.  
Пальцы по наружному диаметру делятся на размерные группы. 

Шатун – стальной, кованый, со стержнем двутаврового сечения и продоль-

ным  отверстием  подачи  масла  для  смазки  подшипника  поршневого  пальца  и 
охлаждения днища поршня. В поршневую головку шатуна запрессована бронзовая 
втулка, служащая подшипником поршневого пальца. 

Крышка шатуна крепится к шатуну двумя центрирующими болтами с гайка-

ми.  Крышка  обрабатывается  совместно  шатуном,  поэтому  крышки  нельзя  пере-
ставлять с одного шатуна на другой. 

Для правильной сборки на боковых поверхностях крышек и шатунов, выбиты 

порядковые номера цилиндров, в которые они были установлены. Крышка шатуна с 
шатуном должны быть собраны таким образом, чтобы номера цилиндров или пазы 
под вкладыши располагались с одной стороны. 

Шатуны делятся на 4 группы по массе и на 4 размерные группы по диамет-

ру отверстия втулки под поршневой палец. 

  

 

30 

Коленчатый вал – пятиопорный,  отлит из высокопрочного чугуна. Для  раз-

грузки коренных подшипников от центробежных сил коленчатый вал имеет восемь 
противовесов. Износостойкость коренных, шатунных шеек и поверхностей заднего 
фланца,  контактирующих  с  рабочей  кромкой  сальника,  обеспечивается  поверх-
ностной  закалкой  токами  высокой  частоты.  Галтели  коренных  и  шатунных  шеек 
вала накатываются роликами для их упрочнения. Вал динамически сбалансирован. 

В коренных (кроме средней) и шатунных шейках просверлены сквозные от-

верстия, которые соединяются косыми сверлениями, проходящими сквозь шейки 
и щеки вала. Данные каналы служат для подачи масла к шатунным подшипникам. 
В  месте  выхода  сверлений  в  щеках  находятся  специальные  грязеулавливающие 
полости, закрытые резьбовыми пробками. В процессе вращения коленчатого вала 
грязь и продукты износа, находящиеся в масле, отделяются за счет действия цен-
тробежной силы инерции и накапливаются в этих полостях. Происходит дополни-
тельная, помимо фильтра, очистка масла.  

Направление вращения коленчатого вала – правое (при направлении взгляда 

на шкив-демпфер). 

Коленчатый вал установлен в коренных опорах блока цилиндров, в которых 

расположены вкладыши коренных подшипников. 

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала стале-

алюминевые. Верхние вкладыши коренных подшипников имеют канавку и отвер-
стие для подачи масланижние – без канавок. Верхние и нижние вкладыши ша-
тунных  подшипников  одинаковые,  с  отверстием  для  подвода  масла  в  масляный 
канал шатуна. 

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается упорными полушай-

бами 3, 6 (рис.14), расположенными по обе стороны средней (третьей) коренной 
опоры в проточках крышки и блока цилиндров. Полушайбы поверхностью с ка-
навками обращены к щекам коленчатого вала. Нижние полушайбы удерживаются 
от вращения за счет выступов, входящих в пазы  на торцах крышки среднего ко-
ренного подшипника. 

Нижние полушайбы упорного подшипника сталеалюминевые. Верхние по-

лушайбы упорного подшипника выполнены полностью из алюминиевого сплава. 
Могут устанавливаться полиамидные полушайбы 3 переднего упорного подшип-
ника. 

  

 

31 

 

Рис.22. Средний (упорный) подшипник коленчатого вала: 

1 – блок цилиндров; 2 – нижний вкладыш коренного подшипника; 3 – передние упорные полу-
шайбы; 4 – крышка среднего коренного подшипника; 5 – коленчатый вал; 6 – задние упорные 
полушайбы; 7 – верхний вкладыш коренного подшипника 

На переднем конце коленчатого вала (рис.23) на шпонках 11 и 13 установ-

лены  ведущая  звездочка  5  первой  ступени  привода  распределительных  валов  и 
шкив - демпфер 2 со ступицей, закрепленные стяжным болтом 1.  

 

Рис.23. Передний конец коленчатого вала: 

1 – стяжной болт; 2 – шкив-демпфер со ступицей в сборе; 3 – передний сальник; 4 – крышка це-
пи; 5 – звездочка привода распределительных валов; 6 – блок цилиндров; 7 – вкладыши корен-
ного подшипника; 8 – коленчатый вал; 9 – крышка коренного подшипника; 10 – масляный кар-
тер; 11 – сегментная шпонка; 12  – уплотнительная пробка; 13  – призматическая шпонка; 14  – 
шайба 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..