Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 29

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 29

 

 

  

 

116 

При  проверке  редукционного  клапана  убедиться,  что  его  плунжер  переме-

щается в отверстии приемного патрубка свободно, без заеданий, а пружина нахо-
дится в исправном состоянии. Проверить наличие дефектов на рабочей поверхно-
сти плунжера  и отверстия приемного патрубка масляного насоса, которые могут 
привести к падению давления в системе смазки и заеданию плунжера.  

При необходимости мелкие дефекты поверхности отверстия приёмного па-

трубка  устранить  шлифованием  мелкозернистой  шкуркой,  не  допуская  увеличе-
ния диаметра. Износ отверстия приемного патрубка под плунжер свыше размера 
Ø 13,1 мм и плунжера менее размера наружного диаметра Ø 12,92 мм не допуска-
ется. 

Проверить ослабление пружины. Длина пружины редукционного клапана в 

свободном состоянии должна быть 50  мм. Усилие сжатия пружины до длины  40 
мм должно быть 45 Н ± 2,94 Н (4,6 кгс ± 0,3 кгс). При меньшем усилии пружина 
подлежит бракованию. 

Если на плоскости перегородки имеется значительная выработка от шесте-

рен, необходимо прошлифовать ее до устранения следов выработки, но до разме-
ра высоты перегородки не менее 5,8 мм. 

При  значительных  износах  (номинальные  размеры  приведены  в  приложе-

нии 1, размеры сопрягаемых деталей двигателя) корпуса, шестерен, запрессован-
ной в  корпус  насоса  оси  и  других  деталей  следует  заменить  изношенную  деталь 
или насос в сборе. 

Порядок разборки: 

- отогнуть усы каркаса сетки, снять каркас и сетку; 
- отвернуть три винта, снять приемный патрубок и перегородку; 
-  вынуть  из  корпуса  ведомую  шестерню  и  валик  с  ведущей  шестерней  в 

сборе; 

-  вынуть  шайбу,  пружину  и  плунжер  редукционного  клапана  из  приемного 

патрубка, предварительно сняв шплинт; 

- промыть детали и продуть сжатым воздухом. 

Сборка насоса: 

- установить плунжер, пружину, шайбу редукционного клапана в отверстие 

в приемном патрубке и закрепить шплинтом. Шайбу следует устанавливать, сня-
тую при разборке насоса, так как она является регулировочной; 

- установить в корпус масляного насоса валик в сборе с ведущей шестерней 

и проверить легкость его вращения; 

-  установить  в  корпус  ведомую  шестерню  и  проверить  легкость  вращения 

обеих шестерен; 

- установить перегородку, приемный патрубок и привернуть к корпусу тре-

мя винтами с шайбами; 

- установить сетку, каркас сетки и завальцевать усы каркаса на края прием-

ника масляного насоса. 

 

  

 

117 

Сборка двигателя 

Подготовка к сборке 

Оборудование  и  организация  работ  в  производственном  помещении 

должны  исключать  наличие  пыли,  грязи  в  зоне  рабочего  места  для  сборки 
двигателя. Стеллажи, рабочий инструмент, спецодежда рабочего должны ис-
ключать  загрязнение  двигателя  в  процессе  его  сборки.  Детали  и  узлы  при 
установке  на  двигатель  должны  быть  чистыми,  без  следов  коррозии,  грязи, 
пыли, волосовин и ниток от ткани. Распаковывать детали и расконсервиро-
вать следует только непосредственно перед установкой их на двигатель. 

Перед сборкой двигателя необходимо  все его детали очистить от нагара и 

смолистых отложений. 

Нельзя промывать в щелочных растворах детали  изготовленные из алюми-

ниевых сплавов (головку цилиндров, поршни, крышки и др.), так как эти раство-
ры разъедают алюминий. 

Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы: 
для алюминиевых деталей: 
сода (Na

2

СО

3

), г ................................................................................. 18,5 

мыло (зеленое или хозяйственное), г ............................................... 10,0 
жидкое стекло, г .................................................................................. 8,5 
вода, л .................................................................................................. 1,0 
для стальных деталей: 
каустическая сода (NаОН), г ............................................................... 25 
сода (Na

2

СO

3

), г .................................................................................... 33 

мыло (зеленое или хозяйственное), г ................................................. 8,5 
жидкое стекло, г .................................................................................. 1,5 
вода, л ..................................................................................................... 1 
При сборке двигателя необходимо соблюдать следующие условия: 
1.  Протереть  все  детали  чистой  салфеткой  и  продуть  сжатым  воздухом,  а 

все трущиеся поверхности (поверхности цилиндров, вкладыши и шейки коленча-
того  вала,  опоры  распределительного  вала  в  головке  цилиндров  и  шейки  вала  и 
т.п.) смазать чистым моторным маслом, применяемым для двигателя. 

2.  Осмотреть  детали  перед  постановкой  на  место  (нет  ли  трещин,  сколов, 

забоин и других дефектов), проверить надежность посадки запрессованных в них 
других деталей. Дефектные детали подлежат ремонту или замене на новые. 

3.  Нанести  на  резьбовые  части  деталей  и  узлов,  выходящие  в  полость  мас-

ляной  магистрали  и  в  полость  системы  охлаждения,  а  также  некоторые  ответ-
ственные соединения (болты башмаков, успокоителей и т.п. - см. по тексту), анаэ-
робный герметик «Фиксатор-6» (или «Техногерм-5», «Гермикон-2К») для надеж-
ной герметизации и стопорения соединения. Можно применять сурик или белила, 
разведенные  на  натуральной  олифе.  Перед  нанесением  герметика  поверхность 
очистить и обезжирить. Все неразъемные соединения, например, заглушки блока 
цилиндров и т.п. должны ставиться на нитролаке. 

  

 

118 

4.  Рекомендуется  устанавливать  новые  уплотнительные  прокладки.  Допус-

кается  повторная  затяжка  прокладки  крышки  клапанов  при  обеспечении  герме-
тичности. 

5. К постановке на двигатель не допускаются: 

-  шплинты,  шплинтовочная  проволока  и  стопорные  пластины,  бывшие  в 

употреблении; 

- пружинные шайбы, потерявшие упругость; 

- поврежденные прокладки; 

- детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток; 

- болты и шпильки с вытянутой резьбой; 

- болты и гайки с изношенными гранями. 

6.  Размеры  сопрягаемых  деталей,  а  также  зазоры  и  натяги  в  сопряжениях 

при сборке двигателя и его узлов приведены в  приложении 1. При сборке двига-
теля  соблюдать  моменты  затяжки  резьбовых  соединений,  приведенные  в  прило-
жении 2. 

7.  Необходимые  специальные  инструменты  и  приспособления  для  сборки 

двигателя приведены в приложении 5. 

Порядок операций сборки 

Очистить  все  привалочные  поверхности  блока  от  прилипших  и  порванных 

при разборке прокладок. 

Закрепить  блок  цилиндров  на  стенде  (рис.71),  внимательно  осмотреть  зер-

кало  цилиндров,  при необходимости  следует  снять  шабером  неизношенный поя-
сок  над  верхним  компрессионным  кольцом.  Металл  следует  снимать  вровень  с 
изношенной поверхностью цилиндра. 

Вывернуть  пробки  масляного  канала  и  продуть  все  масляные  каналы  сжа-

тым воздухом. Завернуть пробки на место. 

Подсобрать  коленчатый  вал,  для  чего  вывернуть  пробки  грязеуловителей 

шатунных шеек и удалить из них отложения, промыть и продуть воздухом, поста-
вить  пробки  на  место,  затянуть  их  моментом  37...51  Н·м  (3,8...5,2  кгс·м).  Для 
надежного  стопорения  на  резьбу  пробок  нанести  анаэробный герметик  «Стопор-
9». 

Проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, за-

диры и другие наружные дефекты не допускаются. 

Протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышках коренных 

подшипников. 

Установить  в  постели  блока  вкладыши  коренных  подшипников  верхние  (с 

канавками и отверстиями), а в постели крышек - нижние (без канавок), протереть 
вкладыши салфеткой и смазать их маслом для двигателя. 

  

 

119 

Протереть  салфеткой  коренные  и  шатунные  шейки  коленчатого  вала,  сма-

зать их чистым маслом и установить коленчатый вал в блок цилиндров. 

Смазать моторным маслом и установить полушайбы упорного подшипника, 

ориентируя их поверхностью с канавками в сторону коленчатого вала: 

– верхние - в проточки третьей коренной постели; 
–  нижние  -  вместе  с  крышкой  третьего  коренного  подшипника.  Выступы 

нижних полушайб должны зайти в пазы крышки. 

ВНИМАНИЕ! 
Пластмассовые  полушайбы  подлежат  установке  только  в  передние 

(ближайшие к переднему торцу блока цилиндров) проточки коренной посте-
ли  и  крышки  опоры,  ориентируя  поверхностью  с  канавками  к  щеке  колен-
чатого вала.
 

Установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, 

завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 
98...107, 9 Н·м (10...11 кгс·м) (рис.72). 

На нижних поверхностях 1, 2 и 4 коренных крышек выбиты их поряд-

ковые  номера.  На  нижней  поверхности  крышки  третьей  коренной  опоры 
расположено резьбовое отверстие для крепления держателя масляного насо-
са, а на боковых поверхностях  – проточки  и  пазы  для установки полушайб. 
Крышки  коренных  опор устанавливаются согласно  их  нумерации,  ориенти-
руясь так, чтобы пазы под ус вкладыша в крышке и блоке располагались с 
одной стороны. 

 

Рисунок 71. Установка блока цилиндров 

на стенд 

 

Рисунок 72. Установка крышек  

коренных подшипников 

Провернуть коленчатый вал, вращение его должно быть свободным при не-

большом усилии. 

Проверить осевой зазор коленчатого вала (рис.73), который должен быть не 

более  0,36  мм.  Для  неизношенных  коленчатого  вала  и  полушайб  упорного  под-
шипника зазор составляет 0,06…0,27 мм. При превышении осевого зазора макси-
мально  допустимой  величины  заменить  упорные  полушайбы  на  новые  или  ре-
монтные, увеличенной на 0,13 мм толщины, и вновь замерить осевой зазор. Если 
при замере он окажется более 0,36 мм, заменить коленчатый вал. 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..