Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 27

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 27

 

 

  

 

108 

работку на торце гидротолкателя и вращение в гнезде. Детали, имеющие неустра-
нимые замечания - заменить. Проверить осадку под нагрузкой клапанных пружин 
(см. «Головка цилиндров»).  

Гидротолкатели,  расположенные  в  местах,  локализованных  стетоскопом, 

заменить на новые. 

Гидронатяжитель 

Гидронатяжитель  подлежит  проверке  и  ремонту  при  обнаружении  стука  в 

зоне передней  крышки головки цилиндров и крышки  цепи. Стук отчетливо слы-
шен при резком сбросе частоты вращения коленчатого вала с помощью стетофо-
нендоскопа,  приставленного  к  пробке  крышки  верхнего  или  нижнего  гидронатя-
жителя,  причинами  которого  могут  быть  заклинивание  плунжера  и  негерметич-
ность шарикового клапана. 

Кроме  гидронатяжителя  причинами  стука  также  могут  быть:  износ  звездо-

чек, повышенная вытяжка цепи, разрушение успокоителя цепи. 

Для  снятия  гидронатяжителя  необходимо  отвернуть  два  болта  крепления 

крышки  гидронатяжителя,  снять  крышку  с  прокладкой,  затем  извлечь  из  отвер-
стия гидронатяжитель в разряженном состоянии. 

После  снятия  гидронатяжителя  с  двигателя  необходимо  проверить  его  со-

стояние. 

Если  плунжер  гидронатяжителя  при  надавливании  на  его  сферический  ко-

нец пальцем руки неподвижен – он заклинен. Заклинивание плунжера, как прави-
ло,  вызвано  перекосом  и  заклиниванием  запорного  кольца,  имеющего  на  торцах 
разреза с трудом различимые на глаз заусенцы или неплоскостность, образующи-
еся  при  изготовлении  кольца.  Заклиненный  гидронатяжитель  можно  восстано-
вить,  разобрав  его,  промыв  его  детали  в  керосине  и  заменив  запорное  кольцо 
(наружный диаметр кольца 16,6

-0,3

  мм, материал  –  пружинная  проволока  диамет-

ром 1 мм). 

Чтобы  проверить  герметичность  шарикового  клапана  и  резьбы  корпуса, 

необходимо, не выливая масло из гидронатяжителя, вынуть из корпуса плунжер и 
пружину.  Вставить  плунжер  сферическим  торцом  в  отверстие  корпуса  гидро-
натяжителя. Надавливая на противоположный торец плунжера большим пальцем 
руки,  визуально  определить  величину  пропуска  масла.  Даже  незначительный 
пропуск  масла  через  клапан  или  резьбу  свидетельствует  об  их  негерметичности. 
Допускается незначительное капельное  выделение масла через две диаметрально 
расположенные  риски  на  торце  корпуса  гидронатяжителя,  предназначенные  для 
выхода воздуха из его внутренней полости. 

Герметичность  клапана  можно  попытаться  восстановить,  промыв  узел  ша-

рикового клапана в бензине, осторожно нажимая при этом на шариковый клапан 
тонкой проволокой или спичкой через маслоподводящее отверстие в корпусе кла-
пана. Если промывка клапана не даст результата, то гидронатяжитель следует за-
менить. 

Внимание! 
После  каждого  снятия  гидронатяжителя  перед  его  последующей  уста-

новкой  на двигатель необходимо его разобрать и «зарядить». 

  

 

109 

Разборку гидронатяжителя производите в следующем порядке: 

-  вывернуть  клапан  из  корпуса,  для  чего  закрепить  в  тисках  стальную  пла-

стину толщиной 1,8…1,9 мм, выставив ее над губками тисков на 2…3 мм; 

-  установить на  пластину гидронатяжитель  в  вертикальном положении так, 

чтобы  пластина  вошла  в  прорезь  на  корпусе  клапана  и  ключом  19  мм  отвернуть 
корпус; 

- вынуть из корпуса пружину и вылить масло; 
-  вынуть  из  корпуса  плунжер  в  сборе  с  запорным  и  стопорным  кольцами, 

для чего передвинуть плунжер по корпусу так, чтобы запорное кольцо прошло все 
канавки  в  корпусе  и  попало  в  канавку  под  стопорное  кольцо,  после  чего,  осто-
рожно покачивая плунжер из стороны в сторону, вывести запорное кольцо из этой 
канавки. 

Сборка гидронатяжителя производится в следующей последовательности: 

-  на  закрепленную  вертикально  оправку  5  (рис.60)  установить  корпус  гид-

ронатяжителя 1; 

 

Рисунок 60. Сборка гидронатяжителя с помощью оправки: 

1 – корпус; 2 – запорное кольцо; 3 – плунжер; 4 – стопорное кольцо; 5 – оправка 

- в корпус гидронатяжителя вставить плунжер 3 до упора стопорного кольца  

4 на плунжере в поясок оправки; 

-  нажать  металлическим  стержнем  диаметром  5…7  мм  (можно  отверткой) 

на  дно  плунжера  или  пальцем  руки  на  торец  плунжера  так,  чтобы  стопорное 

  

 

110 

кольцо с канавки на плунжере перешло в канавку корпуса (слышен легкий фикси-
рующий щелчок).  Произойдет  фиксация  корпуса  и  плунжера  –  «зарядка».  Одно-
временно запорное кольцо 2 войдет в первую канавку корпуса; 

-  заполнить  внутреннюю  полость  корпуса  и  плунжера  чистым  моторным 

маслом, применяемым на двигателе; 

- вставить в плунжер пружину; 
-  на  пружину  установить  клапан  гидронатяжителя  и,  сжимая  пружину, 

наживить, а затем вручную завернуть его в корпус, при этом стопорное кольцо на 
плунжере должно находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению 
плунжера в корпусе; 

- снять гидронатяжитель с оправки и окончательно завернуть клапан в кор-

пус  моментом  18,6…23,5  Н·м  (1,9…2,4  кгс·м),  используя  пластину  толщиной 
1,8…1,9 мм, зажатую в тисках, и ключ 19 мм, как при разборке гидронатяжителя. 

Установка гидронатяжителя на двигатель: 

- смазать чистым моторным маслом, применяемым на двигателе, отверстие 

под  гидронатяжитель  в  крышке  цепи  или  головке  цилиндров  и  установить  со-
бранный гидронатяжитель до касания башмака, но не нажимать на гидронатяжи-
тель, с целью исключения преждевременной его «разрядки»; 

-  закрыть  крышкой  с  шумоизоляционной  прокладкой  гидронатяжитель,  за-

тянув болты, и вывернуть пробку из отверстия крышки; 

- через отверстие в крышке гидронатяжителя нажать металлическим стерж-

нем  или  отверткой  на  гидронатяжитель,  переместив  его  до  упора,  затем  отпу-
стить, при этом стопорное кольцо на плунжере выйдет из зацепления с корпусом 
гидронатяжителя и даст возможность плунжеру и корпусу перемещаться под дей-
ствием  пружины.  Корпус  переместится  до  упора  в  крышку  гидронатяжителя,  а 
гидронатяжитель натянет цепь через башмак; 

-  завернуть  пробку  в  крышку  гидронатяжителя,  предварительно  нанеся  на 

резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6». 

Внимание! 

1. Разряжать  гидронатяжители  следует  только  после  затяжки  болтов 

крепления их крышек. Преждевременная разрядка гидронатяжителя при не-
затянутой крышке и последующая затяжка болтов крышек приведет к жест-
кому  расклиниванию  гидронатяжителя  и  исключению  гидравлического  ре-
гулирования натяжения цепи, что повлечет многократное увеличение нагру-
зок в  приводе, ускоренный  износ  и  выход из строя  деталей  привода  распре-
делительных валов. 

2. На  двигатель  устанавливайте  только  «заряженный»  гидронатяжи-

тель, когда плунжер удерживается в корпусе с помощью стопорного кольца. 
После каждого снятия гидронатяжителя перед его  последующей установкой 
необходимо его зарядить.  

3. Не допускается на собранном гидронатяжителе нажатие на выступа-

ющий  из  корпуса  носик  плунжера  во  избежание  выхода  плунжера  из  зацеп-
ления с корпусом под действием сжатой пружины. 

4. Не допускается при сборке зажимать корпус гидронатяжителя во из-

бежание нарушения геометрии пары плунжер-корпус. 

  

 

111 

5. Не  допускается  раскомплектовывать  корпус  с  плунжером,  так  как 

они составляют подобранную пару по зазору. 

6. После  замены  гидронатяжителя  при  работе  двигателя  в  течение  не-

которого времени гидронатяжитель «стучит», пока внутренняя полость кор-
пуса не заполнится полностью маслом. 

Водяной насос 

Для  проведения  ремонта  водяного  насоса  ОАО  «ЗМЗ»  выпускается  ком-

плект 406.1307002-10, состоящий из подшипника, крыльчатки и уплотнения. 

Разборка насоса производится в следующем порядке: 
– с помощью съемника снять крыльчатку (рис.61); 
–  с  помощью  специального  приспособления  снять  ступицу  шкива  насоса 

(рис.62); 

– вывернуть фиксатор подшипника; 
–  выпрессовать  из  корпуса  подшипник  (рис.63).  Выпрессовку  подшипника 

производить на прессе или с помощью медной оправки. Для более легкой выпрес-
совки рекомендуется нагреть водяной насос до температуры плюс 80  С; 

– выпрессовать уплотнение из корпуса (рис.64). 
Сборка насоса производится в следующем порядке: 
– с помощью оправки запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус 

так,  чтобы  гнездо  под  фиксатор  на  обойме  подшипника  совпало  с  отверстием  в 
корпусе насоса (рис.65); 

– с помощью оправки запрессовать уплотнение на вал подшипника и в кор-

пус насоса, не допуская перекоса (рис.66). Для запрессовки уплотнения использо-
вать  оправку  (рис.67),  с  помощью  которой  обеспечивается  необходимое  сжатие 
пружины уплотнения; 

–  завернуть  фиксатор  подшипника  и  закернить,  чтобы  не  происходило  его 

самоотворачивание; 

– напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав раз-

мер (106,0 ±0,2) мм (рис.68); 

– напрессовать крыльчатку  на валик подшипника, выдержав размер между 

торцом крыльчатки и торцом корпуса насоса не более 14,2 мм (рис.69). Не допус-
кается прикладывать усилие запрессовки к обратным сторонам лопастей во 
избежание их деформации

–  провернуть  крыльчатку  вместе  с  валиком.  Задевание  крыльчатки  за  кор-

пус не допускается. 

Перед  сборкой  очистить  и  промыть  детали  насоса,  удалить  отложения  с 

крыльчатки,  корпуса  и  крышки.  Проверить  величину  осевого  перемещения 
наружной  обоймы  подшипника  относительно  валика,  которая  не  должна  превы-
шать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  ..