Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 26

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год

 

поиск по сайту           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27   ..

 

Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 26

 

 

  

 

104 

При измерении ведущая ветвь цепи (в районе верхнего и среднего успокои-

телей) должна быть натянута. Для этого ключом повернуть впускной распредели-
тельный вал за четырехгранник на его теле против часовой стрелки и удерживать 
в этом состоянии, не допуская поворота коленчатого вала. 

Аналогично  провести  проверку  углового  положения  первого  кулачка  рас-

пределительного  вала  выпускных  клапанов  -  вид  «В».  Стрелка  шаблона  должна 
показывать на транспортире угол 19°±2°40 . 

При измерении ведущая ветвь цепи (в районе среднего успокоителя) долж-

на  быть  натянута.  Для  этого  ключом  повернуть  выпускной  распределительный 
вал  за  четырехгранник  на  его  теле  против  часовой  стрелки  и  удерживать  в  этом 
состоянии, не допуская поворота коленчатого вала. 

При этих значениях углового положения первых кулачков распределитель-

ных валов достигаются наилучшие технико-экономические показатели двигателя. 

В  случае,  если  отклонения  углового  положения  кулачков  распределитель-

ных валов превышают допустимые ±2°40 , требуется корректировка фаз газорас-
пределения. 

Для корректировки установки фаз выполнить следующие работы: 
1. Снять переднюю крышку головки цилиндров.  
2.  Снять  верхний  гидронатяжитель  (в  головке  цилиндров),  отвернув  болты 

крепления  крышки  гидронатяжителя,  снять  крышку  с  шумоизоляционной  шай-
бой. 

3.  Снять  верхний и  средний  успокоители  цепи,  отвернув  болты  их  крепле-

ния. 

4. Снять звездочки распределительных валов, отвернув болты их крепления, 

удерживая при этом валы ключом за квадрат на теле валов. Цепь, снятую со звез-
дочек  распределительных  валов,  удержать  от  соскакивания  со  звездочки  проме-
жуточного вала. 

5.  По  установленному  на  звездочку  распределительного  вала  кондуктору  в 

каждой звездочке просверлить шесть дополнительных отверстий 3 (рис.59)   6,1 
мм  с  угловыми  смещениями  2°,  4°  и  6°  от  номинального  положения  заводского 
отверстия 2. 

При этом три дополнительных отверстия, смещенные от заводского устано-

вочного отверстия 2 по часовой стрелке, плюсовые, три других, смещенные про-
тив часовой стрелки, - минусовые, если смотреть на звездочку со стороны метки 
1. 

  

 

105 

 

Рисунок 59. Звездочка распределительного вала  

с дополнительными отверстиями: 

1 – метка; 2 - заводское отверстие; 3 - дополнительные отверстия 

При  установке  звездочки  на  дополнительное  отверстие  заводская  устано-

вочная метка (метки) 1 на звездочке не будет совпадать с верхней плоскостью го-
ловки цилиндров. 

Если  для  корректировки  фаз  газораспределения  требуется  повернуть  рас-

пределительный  вал  по  ходу  его  вращения  (по  часовой  стрелке),  то  звездочку 
необходимо  установить  на  одно  из  дополнительных  отверстий с  плюсовым  сме-
щением,  расположенное  справа  от  заводского  отверстия.  Если  требуется  повер-
нуть  распределительный  вал  в  направлении  противоположном  его  вращению 
(против часовой стрелки), то звездочку необходимо установить на одно из отвер-
стий с минусовым смещением, расположенное слева от заводского отверстия. 

Выбор  отверстия  на  звездочке  с  необходимой  величиной  углового  смеще-

ния  производится  в  зависимости  от  величины отклонения  положения  кулачка  от 
номинального значения. 

Далее работу продолжить в следующей последовательности: 
1.  Накинуть  цепь  на  звездочку  (с  одной  меткой)  выпускного  распредели-

тельного  вала  и  установить  её  на  фланец  и  штифт  распределительного  вала,  ис-
пользуя одно из отверстий. Поворотом выпускного распределительного вала про-
тив часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи. 

2.  Установить  шаблон  кулачка  со  стрелкой  на  первый  кулачок  выпускного 

распределительного  вала  и  проверить  фазу  выпуска.  Стрелка  при  натянутой  ве-
дущей ветви цепи должна показывать 19°±2°40 . В противном случае установить 
звездочку на другое отверстие – повторить действия, начиная с п.1. 

3.  Накинуть  цепь  на  звездочку  (с  двумя  метками)  впускного  распредели-

тельного  вала  и  установить  её  на  одно  из  отверстий.  Поворотом  впускного  рас-
пределительного вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи. 

4.  Установить  шаблон  кулачка  со  стрелкой  на  первый  кулачок  впускного 

распределительного  вала  и  проверить  фазу  впуска.  Стрелка  при  натянутой  веду-

  

 

106 

щей  ветви  цепи  должна  показывать  20°±2°40 .  В  противном  случае  установить 
звездочку на другое отверстие – повторить действия, начиная с п.3. 

5. Предварительно завернуть болты крепления звездочек. 
6.  Разобрать  и  собрать  («зарядить»)  гидронатяжитель,  установить  его  в  от-

верстие  головки  цилиндров,  закрыть  крышкой,  затянув  болты  крышки,  и  вывер-
нуть пробку из крышки. 

7. Через отверстие в крышке гидронатяжителя металлическим стержнем или 

отверткой нажать на гидронатяжитель, переместив его до упора, затем отпустить - 
произойдет  «разрядка»  гидронатяжителя,  когда  стопорное  кольцо  на  плунжере 
выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжителя и даст возможность плунжеру 
и корпусу перемещаться под действием пружины. Корпус переместится до упора 
в крышку, а цепь через башмак будет натянута. 

8. Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на 

резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6». 

9.  Повернуть  коленчатый  вал  по  ходу  вращения  на  два  оборота  и  совме-

стить риску на шкиве-демпфере коленчатого вала с выступом на крышке цепи. 

10. Проверить установку фаз газораспределения с помощью транспортира и 

шаблона  кулачка  со  стрелкой,  как  описано  выше.  Стрелка  шаблона,  установлен-
ного  на  первом  кулачке  впускного  распределительного  вала,  должна  показывать 
20°±2°40 , а на первом кулачке выпускного распределительного вала 19°±2°40 . В 
противном случае необходимо повторить корректировку фаз газораспределения. 

11. Завернуть и затянуть болты крепления звездочек распределительных ва-

лов окончательно моментом 54,9…58,8 Н·м (5,6…6,2 кгс·м). 

12. Установить верхний и средний успокоители цепи, завернув винты креп-

ления.  Предварительно  нанести  на  резьбу  винтов  крепления  успокоителей  анаэ-
робный герметик «Фиксатор-6». 

13. Произвести дальнейшую сборку двигателя в порядке обратном разборке. 

  

 

107 

Гидротолкатель 

После запуска холодного двигателя возможно появление стука гидротолка-

телей клапанов, который должен исчезнуть по мере прогрева двигателя до темпе-
ратуры охлаждающей жидкости плюс 80…90  С. Если стук не исчезает более чем 
через 30 минут после достижения указанной температуры, необходимо проверить 
исправность гидротолкателей как указано далее. 

Стук  появляющийся  при  пуске  холодного  двигателя,  многократном  пуске 

двигателя (при нескольких неудачных пусках), пуске двигателя после длительной 
стоянки  и  исчезающий  впоследствии  с  прогревом  двигателя  не  является  неис-
правностью  гидротолкателя.  Данный  стук  гидротолкателей  вызывается  всасыва-
нием воздуха в камеру гидрокомпенсатора гидротолкателя, что приводит к потере 
его жёсткости и работе привода клапанов с ударами. 

Для удаления воздуха рекомендуется выполнить следующие действия: 
– запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры. На 3…4 минуты 

установить режим работы двигателя на постоянной частоте вращения 2500 об/мин 
или на изменяющемся интервале частот вращения 2000…3000 об/мин, затем в те-
чение 15…30 секунд прослушать работу двигателя на холостом ходу. В 90 % слу-
чаев стук должен прекратитьтся; 

– если стук не прекратился, повторить цикл до 5 раз; 
–  в  случае,  если  стук  не  прекратился  после  вышеуказанных  работ,  отрабо-

тать ещё 15 минут на режиме частоты вращения 2000…3000 об/мин, затем 15…30 
секунд прослушать работу двигателя на холостом ходу. 

В  случае,  если  стук  не  устранился  после  5  циклов  плюс  15  минут  работы 

двигателя, необходимо выполнить следующие работы: 

-  при  помощи  стетоскопа  (или  другого  прибора,  усиливающего  звук)  лока-

лизовать источник стука; 

- снять крышку клапанов; 
-  медленно  проворачивая  распределительные  валы  установить  поочерёдно 

все гидротолкатели в положение «клапан полностью закрыт»  и в этом положении 
проверить  их  посредством  приложения  усилия  на  рабочий  торец  по  оси  переме-
щения: 

а) упругая эластичность при кратковременном приложении усилия около 10 

Н (1 кгс) свидетельствует о наличии воздуха в камере высокого давления компен-
сатора; 

б) появление зазора между рабочим торцом гидротолкателя и кулачком при 

приложении нагрузки около 20…30  Н (2…3 кгс) на время 10…15 сек и исчезно-
вении после снятия нагрузки, свидетельствует о негерметичности обратного кла-
пана компенсатора или износе плунжерной пары гидрокомпенсатора; 

в)  наличие  зазора  между  рабочим  торцом  и  кулачком  распределительного 

вала свидетельствует о подклинивании компенсатора 

Заменить гидротолкатели имеющие вышеуказанные признаки. 
При  отсутствии  перечисленных  замечаний,  извлечь  все  гидротолкатели  из 

гнезд  головки  цилиндров    и  проверить  внешний  вид  гидротолкателей,  кулачков 
распределительного вала на наличие грубых царапин, трещин, следов износа, по-
сторонних частиц, загрязнения. Проверить подачу масла к гидротолкателям, при-

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27   ..