Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 17

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 17

 

 

  

 

68 

Техническое обслуживание 

Система смазки 

Внимание!  
Следует применять только рекомендованные моторные масла. От этого 

зависит долговечность деталей двигателя. 

Запрещается смешивание моторных масел различных торговых марок 

и фирм. При переходе на масло другой марки или другой фирмы промывка 
системы смазки промывочными или заменяющими маслами обязательна. 

1. Проверку уровня масла производить ежедневно перед первым запуском 

двигателя,  при  этом  автомобиль  должен  стоять  на  ровной  горизонтальной  пло-
щадке. После остановки двигателя уровень масла следует проверять не ранее, чем 
через 10 минут, чтобы оно успело стечь в масляный картер. 

На  указателе  уровня  масла  имеются  две  метки:  «MAX»  и  «MIN».  Уровень 

масла  должен  находиться  между  этими  метками.  При  эксплуатации  автомобиля 
по  пересеченной  местности  уровень  масла  следует  поддерживать  вблизи  метки 
«MAX», не превышая ее. При необходимости долить масло.  

Количество  масла,  необходимое  для  доливки  в  масляный  картер  от  метки 

«MIN» до метки «MAX», составляет примерно 1 литр. 

Смешивание масел разных марок не допускается, так как эксплуатационные 

свойства смеси масел ухудшаются. 

2.  Замену  масла  производить  через  каждые  10  000  км  пробега  с  одновре-

менной заменой масляного фильтра. Слив масла производить на прогретом двига-
теле. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает. 

Для замены масла установить автомобиль на ровной площадке или эстака-

де,  открыть  крышку  маслоналивной  горловины  крышки  клапанов  и  отвернуть 
сливную пробку масляного картера двигателя. Масло стекает не менее 10 минут. 
При  сливе  масла  соблюдайте  осторожность  –  масло  может  быть  очень  горячим. 
Завернуть сливную пробку масляного картера. 

Перед  заворачиванием  пробки  сливного  отверстия  проверить  состояние 

уплотнительной прокладки. Поврежденную прокладку заменить новой. 

Одновременно  со  сменой  масла  необходимо  заменить  масляный  фильтр. 

Перед  установкой  фильтра  смазать  моторным  маслом  резиновую  прокладку 
фильтра. Навернуть фильтр на штуцер до касания резиновой прокладкой фильтра 
поверхности термоклапана и затем довернуть рукой на ¾ оборота. 

Внимание! 
На  новые  двигатели  завод-изготовитель  устанавливает  масляные 

фильтры уменьшенной высоты, которые должны быть заменены при прове-
дении первого технического обслуживания на масляные фильтры увеличен-
ной  высоты  (не  менее  90  мм)  и  диаметром  95…100  мм,  имеющих  увеличен-
ную грязеёмкость и рассчитанных на больший пробег до своей замены. 

При  смене  масляного  фильтра  проверить  затяжку  штуцера  масляного 

фильтра, при необходимости подтянуть. 

  

 

69 

Залить свежее масло до верхней метки на указателе уровня масла и устано-

вить  крышку  маслоналивной  горловины  крышки  клапанов,  затем  пустить  двига-
тель.  После  выключения  лампы  сигнализатора  аварийного  давления  масла  оста-
новить двигатель, убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки фильтра. 
Дать маслу стечь в картер в течение 10 минут и еще раз проверить уровень масла. 
При необходимости долить. 

При  замене  одной  марки  масла  на  другую  необходимо  промыть  систему 

смазки двигателя. Для промывки системы смазки двигателя необходимо: 

- слить из картера прогретого двигателя отработавшее масло; 
- залить специальное промывочное или  заменяющее масло на 2-4 мм выше 

верхней метки «MAX» указателя; 

- пустить двигатель и дать ему поработать на минимальной частоте  враще-

ния коленчатого вала не менее 10 минут; 

- слить специальное промывочное или заменяющее масло; 
- заменить масляный фильтр; 
- залить свежее масло; 
-  пустить  двигатель.  После  выключения  лампы  аварийного  давления  масла 

остановить двигатель и через 10 минут проверить  уровень масла. При необходи-
мости долить масло. 

Система вентиляции картера 
Уход  за  системой  вентиляции  картера  заключается  в  периодической  про-

верке  герметичности  соединений,  промывке  и  очистке  каналов  деталей  системы 
вентиляции.  

При необходимости, величину давления в картере двигателя можно опреде-

лить с помощью водного пьезометра, соединенного с картером через трубку ука-
зателя уровня масла. При работе двигателя на минимальной частоте вращения ко-
ленчатого вала холостого хода избыточного давления быть не должно. 

Для проведения очистки деталей системы вентиляции: 
1.  Снять  крышку  клапанов,  трубки  и  шланги  вентиляции.  Снять  крышку 

клапана  разрежения  с  крышки  клапанов,  вынуть  диафрагму  и  пружину.  Осмот-
реть  снятые  детали.  Разрывы  и  повреждения  диафрагмы,  повреждения  деталей, 
приводящие  к  нарушению  герметичности,  должны  отсутствовать.  Проверить  ра-
ботоспособность обратного клапана трубки вентиляции. 

2. Промыть от смолистых отложений в бензине или керосине и прочистить 

снятые  детали  системы  вентиляции.  Полость  маслоотражателя  промыть  без  сня-
тия  его  с  крышки  клапанов.  Прочистить  отверстия  для  слива  отделенного  масла 
маслоотражателя, калиброванное отверстие в корпусе клапана разрежения, отвер-
стия сообщения с атмосферой крышки клапана разрежения.  

3.  Протереть  детали  насухо  или  продуть  сжатым  воздухом.  Установить 

пружину, диафрагму и крышку клапана разрежения на крышку клапанов. 

Установить и закрепить крышку клапанов с прокладкой крышки и уплотни-

телями  свечных  колодцев.  Болты  крышки  клапанов  завернуть  моментом  4,9...6,9 
Н·м (0,5...0,7 кгс·м) в последовательности в соответствии с рис.82. 

Надеть на конец трубки  вентиляции (с  фланцем и резиновым кольцом)  уг-

ловой  шланг  вентиляции.  Смазать  резиновое  кольцо  трубки  вентиляции  чистым 

  

 

70 

моторным  маслом.  Надеть  конец  углового  шланга  на  патрубок  корпуса  клапана 
разрежения крышки клапанов, затем вставить конец трубки с резиновым кольцом 
в  отверстие  ресивера  до  упора.  Фланец  трубки  должен  плотно  прилегать  к  по-
верхности ресивера. Закрепить трубку к ресиверу болтом моментом  2,0…5,9 Н·м 
(0,2…0,6)  кгс·м,  предварительно  нанеся  на  резьбу  болта  анаэробный  герметик 
«Фиксатор-6». 

Надеть  на  конец  трубки  вентиляции  с  обратным  клапаном  угловой  шланг 

вентиляции. Вставить конец трубки в отверстие патрубка шланга дросселя, надев 
угловой шланг на патрубок крышки клапанов. 

При  сборке  и  установке  деталей  системы  вентиляции  обеспечить  герме-

тичность соединений. 

Система охлаждения 

Уход  за  системой  охлаждения  заключается  в  ежедневной  проверке  уровня 

охлаждающей  жидкости  в  расширительном  бачке  и  герметичности  системы,  пе-
риодической замене охлаждающей жидкости с промывкой системы и очистке от-
верстий водяного насоса. 

Внимание!  
При обслуживании системы охлаждения следует учитывать, что низко-

замерзающие охлаждающие жидкости являются пищевым ядом и при работе 
с ними необходимо соблюдать меры предосторожности. 

1.  Проверку  уровня  охлаждающей  жидкости  производить  ежедневно  пе-

ред первым запуском двигателя. Уровень жидкости в расширительном бачке дол-
жен соответствовать указанному в руководстве по эксплуатации автомобиля. При 
необходимости долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок. Для за-
правки использовать только рекомендованные охлаждающие жидкости. 

Проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке следу-

ет только на холодном двигателе и не следует заправлять расширительный бачок 
выше максимального уровня. Низкозамерзающие охлаждающие жидкости имеют 
высокий  коэффициент  теплового  расширения  –  при  увеличении  температуры  их 
объем существенно увеличивается. 

В  случае  частой  доливки  проверить  герметичность  системы  охлаждения  и 

устранить подтекание. 

Внимание! 
Не  допускается  использование  воды  в  качестве  охлаждающей  жидко-

сти.  Применение  воды  приводит  к  появлению  коррозии  и  образованию 
накипи, которая забивает  протоки  в головке, блоке  цилиндров и радиаторе, 
из-за чего  ухудшается циркуляция  жидкости  и  охлаждение деталей двигате-
ля.  В  результате  происходит  ускоренный  износ  деталей  двигателя  и  может 
произойти выход двигателя из строя. В холодное время года замерзание воды 
в системе охлаждения может привести к поломке блока цилиндров, головки 
цилиндров и радиатора. 

  

 

71 

2.  Проверку  плотности  охлаждающей  жидкости  производить  при  сезон-

ном  обслуживании  перед  началом  зимней  эксплуатации  с  помощью  ареометра, 
которая при температуре жидкости плюс 15…25 ºС должна быть следующей: 

ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М ........................................... 1,075-1,085 г/см

3

 

ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М ........................................... 1,085-1,100 г/см

3

 

Термосол марки А-40 ....................................................... 1,070-1,090 г/см

3

 

Термосол марки А-65 ....................................................... 1,075-1,095 г/см

3

 

При несоответствии плотности указанным величинам необходимо заменить 

охлаждающую жидкость. 

3. Замену охлаждающей жидкости необходимо производить в связи с тем, 

что  она  начинает  терять  антикоррозионные  свойства.  Период  замены  охлаждаю-
щих жидкостей «Лена» и Тосол – три года, Термосол – десять лет. 

Замену  охлаждающей  жидкости  необходимо  производить  с  промывкой  си-

стемы  охлаждения  для  лучшего  удаления  остатков  старой  охлаждающей  жидко-
сти. Присадки свежей охлаждающей жидкости могут вступить в реакцию с остат-
ками  старой  жидкости,  в  результате  чего  ресурс  свежезалитой  охлаждающей 
жидкости будет меньше. Для промывки использовать дистиллированную воду. 

Для слива охлаждающей жидкости из двигателя отвернуть сливную пробку 

на  левой  стороне  блока  цилиндров  при  снятой  крышке  расширительного  бачка. 
Пробку  слива  охлаждающей  жидкости  заворачивать  моментом  17,6...34,3  Н·м 
(1,8...3,5  кгс·м),  предварительно  нанеся  на  резьбу  пробки  анаэробный  герметик 
«Фиксатор-6» или силиконовый герметик «Юнисил-Н70». 

Рекомендуется раз  в сезон проверять охлаждающую  жидкость  на помутне-

ние. В случае значительного помутнения охлаждающей жидкости начался интен-
сивный процесс  коррозии  деталей  системы  охлаждения.  Необходимо  незамедли-
тельно заменить охлаждающую жидкость с промывкой системы. 

4.  При  каждом  ТО-2  необходимо  производить  очистку  отверстия  для  испа-

рения  3  (рис.33)  и  контрольного  отверстия  8  водяного  насоса.  Загрязнение  этих 
отверстий приведет к накапливанию охлаждающей жидкости в дренажной поло-
сти  водяного  насоса,  последующему  проникновению  охлаждающей  жидкости  в 
подшипник  водяного  насоса  и  быстрому  выходу  подшипника  из  строя.  Очистку 
отверстий проводить при снятом шкиве водяного насоса металлическим стержнем 
диаметром 2…3 мм. 

5.  Проверку  состояния  ремней  привода  вспомогательных  агрегатов 

следует производить при ТО-2. При растрескивании, расслоении, обнажении кор-
да  и  других  дефектах  ремни  подлежат  замене.  Для  этого  необходимо  отвести  от 
ремня ролик автоматического механизма натяжения, повернув его ключом за болт 
ролика, и заменить ремень. 

Рекомендуется заменять ремни привода вспомогательных агрегатов каждые  

50 000 км пробега. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  ..