Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 11

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 11

 

 

  

 

44 

Система охлаждения 

Система  охлаждения  (рис.32)  -  жидкостная,  закрытая,  с  принудительной 

циркуляцией охлаждающей жидкости.  

Система  охлаждения  двигателя  состоит  из  рубашек  охлаждения  блока  ци-

линдров  8  и  головки  цилиндров  1,  водяного  насоса  7,  термостата  2  и  сливного 
краника или пробки 10. 

Вентилятор системы охлаждения и шкив привода вентилятора установлены 

на опоре вентилятора 6, объединенной с передней крышкой головки цилиндров. 

 

 
- - - штриховыми линиями показаны детали, устанавливаемые на автомобиле 

Рисунок 32. Система охлаждения двигателя: 

1 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 2 – термостат; 3 – штуцер отвода жидкости к рас-
ширительному бачку; 4 - вентилятор (устанавливается на автомобиле); 5 – датчик температуры 
охлаждающей  жидкости  системы  управления;  6  -  опора  вентилятора;  7  –  водяной  насос;  
8 - рубашка охлаждения блока цилиндров;  9 - трубка отопителя; 10 – сливная пробка на блоке 
цилиндров; 11 - патрубок отопителя 

Циркуляция  охлаждающей  жидкости  в  системе  создается  центробежным 

водяным насосом, приводимым от коленчатого вала. Насос подает жидкость в ру-
башку  охлаждения  блока  цилиндров,  откуда  жидкость  поступает  в  рубашку  го-
ловки  цилиндров  и  в  термостат.  Термостат  автоматически  регулирует  подачу 
охлаждающей жидкости в радиатор в зависимости от её температуры. 

  

 

45 

Через  штуцер  3  из  корпуса  термостата  в  расширительный бачок  отводится 

воздух при заполнении системы и возникающий в системе охлаждения пар. Слив 
охлаждающей  жидкости  из  двигателя  осуществляется  через  пробку  10,  располо-
женную на левой стороне блока цилиндров. 

Оптимальный  температурный  режим  охлаждающей  жидкости  с  точки  зре-

ния минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80...90

 

°С. 

Контроль  температурного  режима  двигателя  осуществляется  по  указателю 

температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в со-
ставе комбинации приборов автомобиля. 

Указатель  температуры  охлаждающей  жидкости  управляется  сигналом, 

формируемым блоком управления на основании информации от датчика темпера-
туры 5, размещенного в корпусе термостата. 

Водяной насос (рис.33) – центробежного типа, установлен на крышке цепи. 

Подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров. 

Герметичность  насоса  обеспечивается  самоподжимным  торцевым  уплотне-

нием 4, которое запрессовывается в корпус водяного насоса 5 и напрессовывается 
на валик подшипника 10.  

Проникающая  через  уплотнение  охлаждающая  жидкость  не  попадает  в 

подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 7, закрытую заглуш-
кой 9. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двига-
теля  постепенно  испаряется  через  отверстия  3  и  8.  В  эксплуатации  необходимо, 
для предотвращения преждевременного выхода подшипника  водяного насоса из 
строя, очищать отверстия 3 и 8 от загрязнения. 

Наличие постоянной течи из контрольного отверстия 8 дренажной полости 

говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости ремонта или заме-
ны водяного насоса. 

Подшипник  10  удерживается  от  перемещения  в  корпусе  водяного  насоса 

фиксатором 2, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защит-
ными  уплотнениями  заполнен  смазкой  на  предприятии-изготовителе,  в  процессе 
эксплуатации добавления смазки не требуется. 

На валик подшипника напрессованы стальная штампованная крыльчатка 6 и 

ступица 1, к которой крепится тремя болтами пластмассовый шкив привода насо-
са. 

  

 

46 

 

Рисунок 33. Водяной насос: 

1  –  ступица  шкива;  2  –  фиксатор  подшипника;  3  –  пароотводящее отверстие;  4  –  уплотнение;  
5 – корпус водяного насоса; 6 – крыльчатка; 7 – дренажная полость; 8 – контрольное отверстие; 
9 – заглушка; 10 – подшипник 

Привод водяного насоса и генератора (рис.4).  
Привод  водяного  насоса  13  и  генератора  4  производится  поликлиновым 

ремнем 16. Натяжение ремня и демпфирование, возникающих  в приводе колеба-
ний,  обеспечивается  автоматическим  механизмом  натяжения  3.  В  процессе  экс-
плуатации автоматический механизм натяжения не требует обслуживания и регу-
лировки. 

Привод  вентилятора  и  насоса  ГУР  производиться  дополнительным  по-

ликлиновым ремнем (рис.7).  

Привод  водяного  насоса,    генератора,  вентилятора,  насоса  ГУР  и  компрес-

сора кондиционера одним ремнём показан на рис.8. При этом компрессор конди-
ционера и генератор устанавливаются на чугунный кронштейн агрегатов, закреп-
лённый на двигателе. 

  

 

47 

Термостат (рис.34) – с твердым наполнителем, двухклапанный, с автомати-

ческим  дренажным  клапаном.  Термостат  расположен  в  алюминиевом  корпусе, 
установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки цилиндров, 
и  соединен  шлангами  с  водяным  насосом,    радиатором  и  расширительным  бач-
ком. 

Термостат  автоматически  поддерживает  необходимую  температуру  охла-

ждающей  жидкости  в  двигателе,  отключая  и  включая  циркуляцию  жидкости  по 
большому кругу через радиатор.  

 

Рисунок 34. Схема работы термостата: 

А - термостат закрыт; Б - термостат открыт; I - в водяной насос и далее в водяную рубашку бло-
ка цилиндров двигателя; II - из водяной рубашки головки цилиндров двигателя; III - в радиатор; 
1  -  крышка  термостата;  2  -  основной  клапан;  3  -  дренажный  клапан;  4  -  перепускной  клапан;  
5 - перепускной патрубок 

На  холодном  двигателе  основной  клапан  2  термостата  закрыт  и  вся  охла-

ждающая жидкость циркулирует через открытый перепускной клапан 4 термоста-
та в водяной насос по малому кругу, минуя радиатор. 

При прогреве двигателя и подъеме температуры охлаждающей жидкости до 

плюс 82   2 °С основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной 
-  закрываться.  При  этом  часть  охлаждающей  жидкости  начинает  циркулировать 
по большому кругу через радиатор охлаждения.  

При температуре плюс 97   2 °С основной клапан открыт полностью на ве-

личину не мене 8,5 мм, перепускной клапан при этом закрыт и вся охлаждающая 
жидкость циркулирует через радиатор по большому кругу. 

Во  фланце  термостата  выполнено  отверстие  с  автоматическим  дренажным 

клапаном  3.  Отверстие  служит  для  выхода  воздуха  при  заправке  системы  охла-
ждения.  При  работе  двигателя  водяной  насос  создает  давление  жидкости,  под 
действием  которого  шарик  клапана  поднимается  и  закрывает  отверстие,  препят-
ствуя утечке жидкости в радиатор. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..