Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 10

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..

 

 

Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 10

 

 

  

 

40 

 

Рисунок 27. Масляный насос: 

1  -  ведущая  шестерня;  2  -  корпус;  3  -  валик;  4  -  ось;  5  -  ведомая  шестерня;  6  -  перегородка;  
7 -приемный патрубок с сеткой и редукционным клапаном 

Редукционный клапан (рис.28) – плунжерного типа, расположен в прием-

ном патрубке масляного насоса. Плунжер клапана стальной, для увеличения твер-
дости и износостойкости наружной рабочей поверхности подвергнут нитроцемен-
тации. 

Под  пружиной  плунжера  могут  устанавливаться  одна  или  две  шайбы  3. 

Удалять установленные шайбы запрещается, поскольку это приведет к изменению 
давления открытия редукционного клапана. 

 

 

Рисунок 28. Редукционный клапан: 

1 - плунжер; 2 - пружина; 3 - шайба; 4 - шплинт 

  

 

41 

Привод масляного насоса (рис.29) осуществляется парой винтовых шесте-

рен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов. 

На  промежуточном  валу  с  помощью  сегментной  шпонки  3  установлена  и 

закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 2. Ведомая шестерня 7 напрессо-
вана  на  валик  8,  вращающийся  в  расточках  блока  цилиндров.  В  верхнюю  часть 
ведомой  шестерни  запрессована  стальная  втулка  6,  имеющая  внутреннее  шести-
гранное  отверстие.  В  отверстие  втулки  вставляется  шестигранный  валик  9,  ниж-
ний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса. 

Сверху  привод  масляного  насоса  закрыт  крышкой  4,  закрепленной  через 

прокладку 5 четырьмя болтами. Ведомая шестерня при вращении верхней торцо-
вой поверхностью прижимается к крышке привода. 

 

Рисунок 29. Привод масляного насоса: 

1 - промежуточный вал; 2 - ведущая шестерня; 3 - шпонка; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - втулка; 
7 - ведомая шестерня; 8 - валик: 9 - шестигранный валик привода масляного насоса 

Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чу-

гуна и азотированы для улучшения их износостойкости. Шестигранный валик из-
готовлен из легированной стали и углеродоазотирован. Валик привода 8 стальной, 
с местной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты. 

  

 

42 

Масляный  фильтр  (рис.30)  -  на  двигатель  на  предприятии-изготовителе 

устанавливается  полнопоточный  масляный  фильтр  тонкой  очистки  неразборной 
конструкции уменьшенной ёмкости (высоты). Данный фильтр должен быть заме-
нен при  первой смене масла на штатный фильтр  высотой не менее 90 мм и диа-
метром  95…100  мм,  который  имеет  увеличенную  грязеёмкость  и  рассчитан  на 
больший пробег до своей замены 

Ниже рассмотрена конструкция и работа масляных фильтров,  снабженных 

фильтрующим элементом перепускного клапана.  

Применение  фильтрующего  элемента  перепускного  клапана  снижает  веро-

ятность  попадания  неочищенного  масла  в  систему  смазки  при  пуске  холодного 
двигателя и предельном загрязнении основного фильтрующего элемента. 

 

Рисунок 30. Масляный фильтр: 

1  –  пружина;  2  –  корпус;  3  –  фильтрующий  элемент  перепускного  клапана;  4  –  перепускной 
клапан;  5  –  основной  фильтрующий  элемент;  6  –  противодренажный  клапан;  7  –  крышка;  
8 – прокладка 

Фильтр очистки масла работает следующим образом: масло через отверстия 

в крышке 7 под давлением подается в полость между наружной поверхностью ос-
новного фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, проходит через фильтрующую 
штору элемента 5, очищается и попадает через центральное отверстие крышки 7 в 
центральную масляную магистраль. 

При  предельном  загрязнении  основного  фильтрующего  элемента  или  хо-

лодном  пуске,  когда  масло  очень  густое  и  с  трудом  проходит  через  основной 
фильтрующий  элемент,  открывается  перепускной  клапан  4  и  масло  в  двигатель 
проходит, очищаясь фильтрующим элементом 3 перепускного клапана. 

Противодренажный  клапан  6  препятствует  вытеканию  масла  из  фильтра 

при стоянке автомобиля и последующему «масляному голоданию» при пуске. 

  

 

43 

Термоклапан  (рис.31) – предназначен для автоматического регулирования 

подачи  масла  в  масляный  радиатор  в  зависимости  от  температуры  масла  и  его 
давления. На двигателе термоклапан установлен между блоком цилиндров и мас-
ляным фильтром. 

В алюминиевом корпусе 3 термоклапана расположены предохранительный 

клапан, состоящий из шарика 4 и пружины 5, и перепускной клапан, состоящий из 
плунжера 1, управляемого термосиловым датчиком 2, и пружины 10. Клапаны за-
крыты резьбовыми пробками 7 и 8 с уплотнительными прокладками 6 и 9. 

Шланг подачи масла в радиатор подсоединяется к штуцеру 11. 

 

Рисунок 31. Термоклапан: 

1 – плунжер; 2 – термосиловой датчик; 3 – корпус термоклапана; 4 – шарик; 5 – пружина шари-
кового  клапана;  6  –  прокладка;  7,  8  –  пробка;  9  –  прокладка;  10  –  пружина  плунжера;  
11 – штуцер 

Масло под давлением подается от масляного насоса в полость термоклапана 

А.  При  давлении  масла  выше  0,7…0,9  кгс/см

2

  шариковый  клапан  открывается  и 

масло поступает в канал Б корпуса термоклапана к плунжеру 1.  

При достижении температуры масла 81 ± 2 °С поршень термосилового эле-

мента  2,  омываемого  потоком  горячего  масла,  преодолевая  сопротивление  пру-
жины 10, начинает перемещать плунжер, открывая путь потоку масла из канала Б 
термоклапана к масляному радиатору. 

Шариковый клапан предохраняет трущиеся детали двигателя от излишнего 

падения давления масла в системе смазки. 

                                         

 Устанавливается на часть двигателей ЗМЗ-40905.10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..