Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 9

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 9

 

 

  

 

36 

На  внутренней  поверхности  корпуса  4  выполнены  канавки  специального 

профиля и канавка под стопорное кольцо 6, на наружной поверхности – две лыски 
под ключ (19 мм). Плунжер 3 имеет форму стакана, внутри которого установлена 
пружина  5,  сжатая  корпусом  клапаном  1,  ввернутым  в  корпус.  На  наружной  по-
верхности  плунжера  имеются  две  канавки  специального  профиля,  в  которых 
установлены разрезные пружинные кольца – стопорное кольцо 6 и запорное коль-
цо 2. Стопорное кольцо предотвращает выход плунжера из корпуса при транспор-
тировке и установке гидронатяжителя на двигатель, запорное кольцо ограничива-
ет обратный  ход плунжера  при работе. В рабочем состоянии плунжер 3 с запор-
ным  кольцом  2  под  действием  пружины  5  перемещается  из  канавки  в  канавку 
корпуса 4, выдвигаясь из него. Обратному перемещению плунжера препятствует 
запорное кольцо  и специальный (храповый)  профиль канавок корпуса и плунже-
ра. 

В корпусе клапана 1 расположен обратный шариковый клапан, через кото-

рый масло из магистрали двигателя поступает  внутрь гидронатяжителя. К шари-
ковому клапану масло поступает через прорезь на торце и отверстие 8 в корпусе 
клапана. 

Работает гидронатяжитель следующим образом. 
Под  действием  пружины  5  и  давления  масла,  поступающего  из  масляной 

магистрали через отверстие 8 в корпусе клапана, плунжер 3 нажимает на башмак, 
а  через  него  на  цепь,  обеспечивая  неразрывный  контакт  поверхности  башмака  и 
цепи. 

При воздействии цепи на гидронатяжитель (при изменении режима работы 

двигателя) плунжер 3 перемещается назад, сжимая пружину 5, шариковый клапан 
гидронатяжителя закрывается и происходит демпфирование (гашение) колебаний 
цепи за счет пружины и перетекания масла через зазор между плунжером и кор-
пусом. По мере вытяжки цепи плунжер выдвигается из корпуса 4, передвигая за-
порное кольцо 2 из одной канавки корпуса  в другую, тем самым обеспечивается 
необходимое натяжение цепи. 

Ход плунжера назад, при гашении колебаний цепи и при компенсации тем-

пературных  удлинений  деталей  привода,  ограничивается  запорным  кольцом  2  и 
шириной канавки на плунжере 3. 

Транспортный  стопор  7  служит  для  исключения  вероятности  «разрядки» 

гидронатяжителя (выхода плунжера из  корпуса гидронатяжителя) при его  транс-
портировке.  Перед  установкой гидронатяжителя на двигатель транспортный сто-
пор необходимо снять. 

 

  

 

37 

Система смазки 

Система смазки (рис.26) – комбинированная, с подачей масла к трущимся 

поверхностям под давлением, разбрызгиванием и автоматическим регулировани-
ем температуры масла термоклапаном.  

Система  смазки  включает:  масляный  картер,  масляный  насос  с  приемным 

патрубком и редукционным клапаном,  привод масляного насоса, масляные кана-
лы  в  блоке  цилиндров,  головке  цилиндров  и  коленчатом  валу,  полнопоточный 
масляный  фильтр,  стержневой  указатель  уровня  масла,  термоклапан,  крышку 
маслоналивной горловины, пробку слива масла и датчики указателя и сигнализа-
тора давления масла. 

Циркуляция  масла  происходит  следующим  образом.  Насос  22  засасывает 

масло из картера 23 и по каналу в блоке подводит его к термоклапану 2.  

При  давлении  масла  4,6  кгс/см

2

  происходит  открытие  редукционного  кла-

пана  20  масляного  насоса  и  перепуск  масла  обратно  в  зону  всасывания  насоса, 
благодаря чему уменьшается рост давления в системе смазки. Максимальное дав-
ление масла в системе смазки – 6,0 кгс/см

2

При давлении масла выше 0,7…0,9 кгс/см

2

 и температуре выше плюс 81 ± 2 

°С термоклапан начинает открывать проход потоку масла в радиатор, отводимый 
через штуцер 6. Температура полного открытия канала термоклапана  – плюс 109 
±  5  °С.  Охлажденное  масло  из  радиатора  возвращается  в  масляный картер  через 
отверстие 24. После термоклапана масло поступает к полнопоточному масляному 
фильтру 3. 

Очищенное  масло  из  фильтра  поступает  в  центральную  масляную  маги-

страль  1  блока  цилиндров,  откуда  через  каналы  16  подводится  к  коренным  под-
шипникам коленчатого вала, через каналы 5 к подшипникам промежуточного ва-
ла,  через  каналы  4  к  верхнему  подшипнику  валика  привода  масляного  насоса  и 
также к гидронатяжителю нижней цепи привода распределительных валов. 

От коренных подшипников масло через внутренние каналы 17 коленчатого 

вала 18 подводится к шатунным подшипникам и от них через каналы 15 в шату-
нах подается для смазки поршневых пальцев. Для охлаждения поршня масло че-
рез отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня. 

От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через по-

перечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего 
подшипника  валика и опорной поверхности  ведомой шестерни привода (рис.29). 
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, разбрызгиваемой  
через отверстие в центральной масляной магистрали. 

Из центральной масляной магистрали масло через канал 7 блока цилиндров 

поступает в головку цилиндров, где по каналам 9 подводится к опорам распреде-
лительных валов, по каналам 11 к гидротолкателям, и также к гидронатяжителю 8 
верхней цепи привода распределительных валов.  

Вытекая  из  зазоров  и  стекая  в  масляный  картер  в  передней  части  головки 

цилиндров,  масло  попадает  на  цепи,  башмаки  и  звездочки  привода  распредели-
тельных валов. 

  

 

38 

 

Рисунок 26. Схема системы смазки: 

1 – центральная масляная магистраль; 2 – термоклапан; 3 – масляный фильтр; 4, 5, 7, 9, 11, 15, 
16, 17 – каналы подачи масла; 6 – отверстие термоклапана отвода масла в радиатор; 8 – верхний 
гидронатяжитель цепи; 10 – крышка маслоналивного патрубка; 12 – рукоятка стержневого ука-
зателя уровня масла; 13 – датчик указателя давления масла; 14 – датчик сигнализатора аварий-
ного давления масла; 18  – коленчатый вал; 19  –  стержневой указатель  уровня масла; 20  – ре-
дукционный  клапан  масляного  насоса;  21  –  пробка  сливного  отверстия  масляного  картера;  
22 – масляный насос; 23 – масляный картер; 24 – отверстие возврата масла из масляного радиа-
тора

 

 

 

  

 

39 

В задней части головки цилиндров масло стекает в масляный картер по вы-

полненному  в  литье  отверстию  головки  через  отверстие  в  приливе  блока  цилин-
дров. 

Заливка масла в двигатель осуществляется через маслоналивную горловину 

крышки  клапанов,  закрываемую  крышкой  10  с  уплотнительной  резиновой  про-
кладкой. Уровень масла контролируется по нанесенным на указателе уровня мас-
ла 12 меткам: верхнего уровня - "MAX" и нижнего - "MIN". Слив масла произво-
дится  через  отверстие  в  масляном  картере,  закрываемое  сливной  пробкой  21  с 
уплотнительной прокладкой. 

Очистка масла осуществляется сеткой приемного патрубка масляного насо-

са, фильтрующими элементами полнопоточного масляного фильтра, а также цен-
тробежными силами в каналах коленчатого вала. 

Контроль за давлением масла осуществляется датчиком давления 13 и ука-

зателем на щитке приборов. Кроме того, система снабжена датчиком аварийного 
давления  масла  14  и  сигнализатором  аварийного  давления  масла.  Сигнализатор 
аварийного  давления  масла  загорается  при  давлении  масла  ниже  40...80  кПа 
(0,4...0,8 кгс/см

2

). Датчики давления ввернуты в штуцер, установленный в масля-

ный канал головки цилиндров. 

Масляный  насос  (рис.27)  -  шестеренчатого  типа,  установлен  внутри  мас-

ляного картера, крепится с прокладкой  двумя болтами к блоку цилиндров и дер-
жателем к крышке третьего коренного подшипника. 

Ведущая шестерня 1 неподвижно закреплена на валике 3 с помощью штиф-

та, а ведомая 5 свободно вращается на оси 4, запрессованной в корпусе 2 насоса. 
На  верхнем  конце  валика  3  сделано  шестигранное  отверстие,  в  которое  входит 
шестигранный валик привода масляного насоса. 

Центрирование  ведущего  валика  насоса  осуществляется  благодаря  посадке 

цилиндрического выступа корпуса насоса в отверстии блока цилиндров. 

Корпус  насоса  отлит  из  алюминиевого  сплава,  перегородка  6  и  шестерни 

изготовлены  из  металлокерамики.  К  корпусу  тремя  винтами  крепится  литой  из 
алюминиевого  сплава  приемный  патрубок  7  с  сеткой,  в  котором  установлен  ре-
дукционный клапан. 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..