Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 8

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 8

 

 

  

 

32 

Распределительные  валы  –  отлиты  из  специального  легированного  чугу-

на. Для достижения высокой износостойкости рабочих поверхностей применяется 
«отбел» кулачков. 

Валы  вращаются  в  два  раза  медленнее  коленчатого  вала  в  подшипниках, 

образованных  головкой  цилиндров  и  съемными  алюминиевыми  крышками.  От 
осевых перемещений валы удерживаются упорными полукольцами из полиамида, 
которые входят в проточки на передней опорной шейке валов и передней крышки 
распределительных валов. 

Впускной и выпускной валы имеют одинаковый профиль кулачков. Распре-

делительные  валы  обеспечивают  фазы  газораспределения,  показанные  на  рис.21, 
и высоту подъема клапана 9 мм. 

 

Рисунок 21.  Фазы газораспределения 

Фазы газораспределения действительны при правильной установке привода 

распределительных  валов.  В  процессе  длительной  эксплуатации  происходит 
удлинение  цепей  привода,  что  приводит  к  нарушению  фаз  газораспределения  и 
ухудшению характеристик двигателя. 

На заднем торце выпускного распределительного вала закреплена  металли-

ческая  пластина,  служащая  для  подачи  импульсов  датчику  фазы  системы  управ-
ления двигателем и последующему определению микропроцессором фазы работы 
двигателя. 

Привод клапанов (рис. 22) осуществляется двумя распределительными ва-

лами 6 и 9, расположенными в головке цилиндров 5. Кулачки распределительных 
валов действуют непосредственно на  гидротолкатели 10,  которые перемещаются 
в  цилиндрических  отверстиях  головки  цилиндров.  Применение  гидравлических 
толкателей в приводе клапанов исключает необходимость регулировки зазоров. В 
приводе применяется одна пружина на каждый клапан. 

  

 

33 

 

Рисунок 22. Привод клапанов: 

1  –  седло впускного  клапана;  2  –  направляющая  втулка  впускного  клапана;  3  –  впускной  кла-
пан; 4 – пружина клапана; 5 – головка цилиндров; 6 – распределительный вал впускных клапа-
нов; 7 – тарелка пружины клапана; 8 – маслоотражательный колпачок; 9 – распределительный 
вал  выпускных  клапанов;  10  –  гидротолкатель;  11  –  сухарь  клапана;  12  –  выпускной  клапан;  
13  –  опорная  шайба  пружины  клапана;  14  –  направляющая  втулка  выпускного  клапана;  
15 – седло впускного клапана. 

Клапаны  –  изготовлены  из  жаропрочной  стали  и  имеют  возможность  в 

процессе  работы  проворачиваться.  Клапаны  работают  в  направляющих  втулках, 
запрессованных  в  головку  цилиндров.  Направляющие  втулки  и  седла  клапанов 
изготовлены  из  порошкового  материала  методом  порошковой  металлургии.  Кла-
паны взаимозаменяемы с клапанами двигателей ВАЗ-2108. 

Гидротолкатели  (рис.23)  –  выполнены  в  виде  цилиндрического  стакана  с 

плунжерной  парой  гидрокомпенсатора  внутри  и  канавкой  с  отверстием  для  под-
вода масла от магистрали в головке цилиндров снаружи. Гидротолкатели обеспе-
чивают  беззазорный  контакт  кулачка  распределительного  вала  с  торцем  клапана 
за счет давления масла и действия пружины гидрокомпенсатора.  

При работе гидротолкатели вращаются благодаря смещению по ширине се-

редины  кулачка  распределительного  вала  относительно  оси  гидротолкателя,  что 
обеспечивает  равномерную  приработку  и  уменьшение  износа  торца  гидротолка-
теля. 

  

 

34 

 

Рисунок 23.  Гидротолкатель: 

1 – направляющая втулка гидрокомпенсатора; 2 – корпус гидротолкателя; 3 – стопорное кольцо;  
4 – корпус гидрокомпенсатора; 5 – поршень гидрокомпенсатора; 6 – обратный шариковый кла-
пан; 7 – пружина 

Промежуточный  вал  (рис.24)  –  служит  для  привода  масляного  насоса. 

Промежуточный вал сборный. Передняя и задняя опорные шейки, изготовленные 
из  порошкового  материала  методом  порошковой  металлургии,  напрессованы  на 
стальной вал.  

 

Рисунок 24. Вал промежуточный: 

1  –  болт; 2  –  стопорная пластина; 3  –  звездочка ведущая; 4  – звездочка ведомая; 5  – передняя 
втулка вала; 6 – промежуточный вал; 7 – труба; 8 – ведомая шестерня привода масляного насо-
са;  9  –  кольцо;  10  –  гайка;  11  –  шпонка;  12  –  ведущая  шестерня  привода  масляного  насоса;  
13 – задняя втулка вала; 14 – блок цилиндров; 15 – фланец промежуточного вала; 16 – штифт 

  

 

35 

Промежуточный  вал  6  установлен  в  приливы  блока  цилиндров  14,  герме-

тично закрыт стальной трубой 7, установленной на анаэробный герметик. Проме-
жуточный  вал  в  блоке  цилиндров  фиксируется  от  продольного  смещения  сталь-
ным закаленным фланцем 15, поверхность которого для улучшения приработки и 
уменьшения трения фосфатирована. Фланец также может быть изготовлен из по-
лимерного материала со стальными закладными шайбами под крепежные болты.  

Вал вращается в сталеалюминевых  втулках 5 и 13, запрессованных в отвер-

стия  блока.  При  вращении  промежуточный  вал  прижимается  торцем  передней 
опорной шейки к крепежному фланцу. 

На переднем конце вала  установлены звездочки 3 и 4 привода распредели-

тельных  валов,  на  заднем  –  винтовая  шестерня  12  привода  масляного  насоса  на 
сегментной шпонке 11 и закреплена фланцевой гайкой 10, удерживаемой с помо-
щью кольца 9. 

Звездочки  привода  распределительных  валов  крепятся  двумя  болтами  1 

«напроход» к промежуточному валу. Болты стопорятся от самоотворачивания за-
гибкой углов стопорной пластины 2 на гранях их головок. Точное  угловое поло-
жение ведомой звездочки 3 относительно звездочки 4 обеспечивается установкой 
ее на штифт 16, запрессованный в ведомую звездочку. 

Гидронатяжитель  (рис.25)  –  стальной,  выполнен  в  виде  подобранной  по 

зазору плунжерной пары, состоящей из корпуса 4 и плунжера 3. Гидронатяжитель 
обеспечивает постоянное натяжение цепи и гашение её колебаний за счет давле-
ния масла в системе смазки, и действия пружины плунжерной пары. 

На  двигатель  гидронатяжитель  следует  устанавливать  в  «заряженном»  со-

стоянии, когда плунжер 3 удерживается в корпусе 4 с помощью стопорного коль-
ца 6, без транспортного стопора 7, и затем разряжать только после полного затя-
гивания болтов крышки гидронатяжителя. 

 

Рисунок 25. Гидронатяжитель: 

1 – корпус клапана в сборе; 2 – запорное кольцо; 3 – плунжер; 4 – корпус; 5 – пружина; 6 – сто-
порное кольцо; 7 – транспортный стопор; 8 – отверстие для подвода масла из системы смазки 

Для  приведения  гидронатяжителя  в  рабочее  состояние  («разрядки»)  после 

окончательной  затяжки  болтов  крепления  крышки  необходимо  через  отверстие 
крышки, закрываемое пробкой с конической резьбой, оправкой нажать на гидро-
натяжитель  с  усилием,  обеспечивающим  выход  плунжера  из  корпуса  гидронатя-
жителя. Под действием пружины корпус гидронатяжителя переместится до упора 
в крышку, а плунжер через башмак натянет цепь. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..