Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 6

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40905.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

Двигатель ЗМЗ 40905.10. Руководство - часть 6

 

 

  

 

24 

Поршень (рис.15) из алюминиевого сплава. Юбка поршня выполнена с боч-

кообразным вертикальным профилем и микрорельефом для улучшения приработки 
и снижения потерь на трение. В поперечном (горизонтальном) сечении юбка порш-
ня  имеет  форму  овала,  где  больший  радиус  расположен  перпендикулярно  оси 
поршневого пальца.  

На  днище  каждого  поршня  сделана  выемка  для  расположения  части  камеры 

сгорания  и  четыре  цековки,  которые  предотвращают  касание  (удары)  о  днище 
поршня тарелок клапанов при нарушении фаз газораспределения. 

По  наибольшему  диаметру  юбки  поршни  делятся  на  3  размерные  группы, 

по диаметру отверстия под поршневой палец – на 2 группы. Маркировка размер-
ных групп выбивается на днище. 

На  торце  поршня  имеется  надпись  «FRONT»  или  «ПЕРЕД»,  служащая  для 

его  правильной  ориентации  при  установке  в  блок  цилиндров.  Поршень  должен 
устанавливаться, ориентируясь данной надписью в сторону переднего торца бло-
ка цилиндров (в сторону расположения шкива-демпфера коленчатого вала). 

 

Рисунок 15. Поршень и шатун: 

1 – стопорные кольца; 2 – поршень; 3 – шатун; 4 – болты шатуна; 5 – крышка шатуна; 6 – гайки; 
7 – поршневые кольца; 8 – поршневой палец; 9 – втулка шатуна 

  

 

25 

Поршневые  кольца  (рис.16)  устанавливаются  по  три  на  каждом  поршне: 

два компрессионных и одно маслосъемное.  

Верхние компрессионные кольца 2 изготавливаются из высокопрочного чу-

гуна. Прилегающая к цилиндру рабочая наружная поверхность верхнего компрес-
сионного  кольца  имеет  бочкообразную  форму.  Для  увеличения  износостойкости 
эта поверхность покрыта хромом.  

Нижние компрессионные кольца  3  изготавливаются из серого  чугуна, име-

ют  наружную  коническую поверхность.  Кольцо должно  устанавливаться на пор-
шень  маркировкой  «TOP»  или  маркировкой  товарного  знака  предприятия-
изготовителя в сторону днища поршня (вверх). 

Маслосъемное кольцо составное. Состоит из двух стальных кольцевых дис-

ковых элементов 4 и пружинного расширителя 5. 

 

Рисунок 16. Поршневые кольца: 

1  –  поршень;  2  –  верхнее  компрессионное  кольцо;  3  –  нижнее  компрессионное  кольцо;  
4 – кольцевой дисковый элемент; 5 – пружинный расширитель 

Поршневые  пальцы  –  трубчатого  сечения,  стальные,  плавающего  типа, 

при работе двигателя свободно вращаются в бобышках поршня и втулке шатуна. 
Для увеличения твердости и износостойкости наружная поверхность пальца под-
вергнута  химико-термическому  упрочнению.  Осевое  перемещение  пальца  огра-
ничивается стопорными кольцами, установленными в канавках бобышек поршня.  
Пальцы по наружному диаметру делятся на размерные группы. 

Шатун – стальной, кованый, со стержнем двутаврового сечения и продоль-

ным  отверстием  подачи  масла  для  смазки  подшипника  поршневого  пальца  и 
охлаждения днища поршня. В поршневую головку шатуна запрессована бронзовая 
втулка, служащая подшипником поршневого пальца. 

Крышка шатуна крепится к шатуну двумя центрирующими болтами с гайка-

ми.  Крышка  обрабатывается  совместно  шатуном,  поэтому  крышки  нельзя  пере-
ставлять с одного шатуна на другой. 

Для правильной сборки на боковых поверхностях крышек и шатунов, выбиты 

порядковые номера цилиндров, в которые они были установлены. Крышка шатуна с 
шатуном должны быть собраны таким образом, чтобы номера цилиндров или пазы 
под вкладыши располагались с одной стороны. 

  

 

26 

Шатуны по внутреннему диаметру отверстия втулки под  поршневой палец 

делятся на 4 размерные группы и на 4 группы по массе. 

Коленчатый вал – пятиопорный,  отлит из высокопрочного чугуна. Для  раз-

грузки коренных подшипников от центробежных сил коленчатый вал имеет восемь 
противовесов. Износостойкость коренных, шатунных шеек и поверхностей заднего 
фланца,  контактирующих  с  рабочей  кромкой  манжеты,  обеспечивается  поверх-
ностной  закалкой  токами  высокой  частоты.  Галтели  коренных  и  шатунных  шеек 
вала накатываются роликами для их упрочнения. Вал динамически сбалансирован. 

В коренных (кроме средней) и шатунных шейках просверлены сквозные от-

верстия, которые соединяются косыми сверлениями, проходящими сквозь шейки 
и щеки вала. Данные каналы служат для подачи масла к шатунным подшипникам. 
В  месте  выхода  сверлений  в  щеках  находятся  специальные  грязеулавливающие 
полости, закрытые резьбовыми пробками. В процессе вращения коленчатого вала 
грязь и продукты износа, находящиеся в масле, отделяются за счет действия цен-
тробежной силы инерции и накапливаются в этих полостях. Происходит дополни-
тельная, помимо фильтра, очистка масла.  

Направление вращения коленчатого вала – правое (при направлении взгляда 

на шкив-демпфер). 

Коленчатый вал вращается в опорах блока цилиндров, в которых расположе-

ны вкладыши подшипников. упорными подшипниками и ей опоры 

Коренные  и  шатунные  вкладыши  сталеалюминевые.  Верхние  вкладыши 

коренных подшипников имеют канавку и отверстие для подачи масланижние без 
канавок. Верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников одинаковые, с от-
верстием для подвода масла в масляный канал шатуна. 

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается упорными полушай-

бами  3  (рис.17),  расположенными  по  обе  стороны  средней  (третьей)  коренной 
опоры  в  проточках  крышки  и  блока  цилиндров.  Полушайбы  антифрикционным 
слоем (поверхностью с канавками) обращены к щекам коленчатого вала. Нижние 
полушайбы  удерживаются  от  вращения  за  счет  выступов,  входящих  в  пазы  на 
торцах крышки среднего коренного подшипника. 

Нижние  полушайбы  упорного  подшипника  сталеалюминевые.  Верхние  по-

лушайбы  упорного подшипника выполнены полностью из алюминиевого сплава. 
Могут  устанавливаться  пластмассовые  полушайбы  переднего  упорного  подшип-
ника. 

  

 

27 

 

Рисунок 17. Средний (упорный) подшипник коленчатого вала: 

1 – блок цилиндров; 2 - вкладыши коренного подшипника; 3 - упорные полушайбы; 4 - крышка 
коренного подшипника; 5 - коленчатый вал 

На носке коленчатого вала (рис.18) на шпонках 11 и 13 установлены веду-

щая звездочка 5 первой ступени привода распределительных валов и шкив - демп-
фер 2 со ступицей, закрепленные стяжным болтом 1.  

 

Рисунок 18. Носок коленчатого вала: 

1 – стяжной болт; 2 – шкив-демпфер со ступицей в сборе; 3 – передняя манжета с пружиной; 4 – 
крышка цепи; 5 – звездочка привода распределительных валов; 6  – блок цилиндров; 7 – вкла-
дыши  коренного  подшипника;  8  –  коленчатый  вал;  9  –  крышка  коренного  подшипника;  10  – 
масляный картер; 11  – сегментная шпонка; 12  –  уплотнительная пробка; 13  – призматическая 
шпонка; 14 – шайба 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..