Двигатель ЗМЗ 40525.10. Руководство - часть 29

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40525.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40525.10. Руководство - часть 29

 

 

  

 

116 

2.  Осмотреть  детали  перед  постановкой  на  место  (нет  ли  трещин,  сколов, 

забоин и других дефектов), проверить надежность посадки запрессованных в них 
других деталей. Дефектные детали подлежат ремонту или замене на новые. 

3.  Нанести  на резьбовые  части деталей  и  узлов,  выходящие  в полость  мас-

ляной  магистрали  и  в  полость  системы  охлаждения,  а  также  некоторые  ответ-
ственные соединения (болты башмаков, успокоителей и т.п. - см. по тексту), анаэ-
робный герметик «Фиксатор-6» (или «Техногерм-5», «Гермикон-2К») для надеж-
ной герметизации и стопорения соединения. Можно применять сурик или белила, 
разведенные  на  натуральной  олифе.  Перед  нанесением  герметика  поверхность 
очистить и обезжирить. Все неразъемные соединения, например, заглушки блока 
цилиндров и т.п. должны ставиться на нитролаке. 

4.  Рекомендуется  устанавливать  новые  уплотнительные  прокладки.  Допус-

кается  повторная  затяжка  прокладки  крышки  клапанов  при  обеспечении  герме-
тичности. 

5. К постановке на двигатель не допускаются: 

-  шплинты,  шплинтовочная  проволока  и  стопорные  пластины,  бывшие  в 

употреблении; 

- пружинные шайбы, потерявшие упругость; 

- поврежденные прокладки; 

- детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток; 

- болты и шпильки с вытянутой резьбой; 

- болты и гайки с изношенными гранями. 

6.  Размеры  сопрягаемых  деталей,  а  также  зазоры  и  натяги  в  сопряжениях 

при сборке двигателя и его узлов приведены в прил.3. При сборке двигателя со-
блюдать моменты затяжки резьбовых соединений, приведенные в прил.4. 

7.  Необходимые  специальные  инструменты  и  приспособления  для  сборки 

двигателя приведены в прил.7. 

Порядок операций сборки 

Очистить  все привалочные  поверхности блока  цилиндров  от прилипших и 

порванных при разборке прокладок. 

Закрепить  блок  цилиндров  на  стенде  (рис.70),  внимательно  осмотреть  зер-

кало цилиндров, при необходимости следует снять шабером неизношенный поя-
сок  над  верхним  компрессионным  кольцом.  Металл  следует  снимать  вровень  с 
изношенной поверхностью цилиндра. 

Вывернуть  пробки  масляного  канала  и  продуть  все  масляные  каналы  сжа-

тым воздухом. Завернуть пробки на место. 

  

 

117 

Подсобрать  коленчатый  вал,  для  чего  вывернуть  пробки  грязеуловителей 

шатунных шеек и удалить из них отложения, промыть и продуть воздухом, поста-
вить  пробки  на  место,  затянуть  их  моментом  37...51  Н·м  (3,8...5,2  кгс·м).  Для 
надежного стопорения на резьбу пробок нанести анаэробный герметик «Стопор-
9» или аналогичный («Гермикон-9», «Euroloc 6638»). 

Проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, за-

диры и другие наружные дефекты не допускаются. 

Протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышках коренных 

подшипников. 

Установить  в постели  блока  вкладыши  коренных подшипников  верхние  (с 

канавками и отверстиями), а в постели крышек - нижние (без канавок), протереть 
вкладыши салфеткой и смазать их маслом для двигателя. 

Протереть  салфеткой  коренные  и  шатунные  шейки  коленчатого  вала,  сма-

зать их чистым маслом и установить коленчатый вал в блок цилиндров. 

Смазать моторным маслом и установить полушайбы упорного подшипника, 

ориентируя их поверхностью с канавками в сторону коленчатого вала: 

– верхние - в проточки третьей коренной постели; 
–  нижние  -  вместе  с  крышкой  третьего  коренного  подшипника.  Выступы 

нижних полушайб должны зайти в пазы крышки. 

Внимание! 
Пластмассовые  полушайбы  подлежат  установке  только  в  передние 

(ближайшие к переднему торцу блока цилиндров) проточки коренной посте-
ли и крышки опоры, ориентируя поверхностью с канавками к щеке колен-
чатого вала.
 

Установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, 

завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 
98...107, 9 Н·м (10...11 кгс·м) (рис.71). 

На нижних поверхностях 1, 2 и 4 коренных крышек выбиты их поряд-

ковые  номера.  На  нижней  поверхности  крышки  третьей  коренной  опоры 
расположено резьбовое отверстие для крепления держателя масляного насо-
са, а на боковых поверхностях – проточки и пазы для установки полушайб. 
Крышки коренных опор устанавливаются согласно их нумерации, ориенти-
руясь так, чтобы пазы под ус вкладыша в крышке и блоке располагались с 
одной стороны. 

 

Рис.70. Установка блока цилиндров 

 на стенд 

 

Рис.71. Установка крышек  

коренных подшипников 

Провернуть коленчатый вал, вращение его должно быть свободным при не-

большом усилии. 

Проверить осевой зазор коленчатого вала (рис.72), который должен быть не 

более  0,36  мм.  Для  неизношенных  коленчатого  вала  и  полушайб  упорного  под-
шипника зазор составляет 0,06…0,27 мм. При превышении осевого зазора макси-
мально  допустимой  величины  заменить  упорные  полушайбы  на  новые  или  ре-
монтные, увеличенной на 0,13 мм толщины, и вновь замерить осевой зазор. Если 
при замере он окажется более 0,36 мм, заменить коленчатый вал. 

 

Рис.72. Проверка осевого зазора коленчатого вала: 

1 – коленчатый вал; 2 – полушайба упорного подшипника коленчатого вала нижняя;  3 – полу-
шайба упорного подшипника коленчатого вала верхняя; 4 – индикатор; 5 - штатив 

Взять сальникодержатель с сальником заднего конца коленчатого вала, про-

верить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношен-
ную рабочую кромку или слабо охватывает фланец коленчатого вала  - заменить 
его новым. 

Запрессовку сальника в сальникодержатель рекомендуется производить при 

помощи  оправки  (рис.73).  Сальник  должен  быть  установлен  пыльником  наружу 
двигателя,  рабочей  кромкой,  охватываемой  пружиной,  внутрь.  Перед  запрессов-
кой на наружную поверхность сальника нанести смазку Литол-24, для облегчения 
запрессовки. 

  

 

119 

 

Рис.73. Запресовка сальника в сальникодержатель: 

1 - сальник; 2 - сальникодержатель; 3 - оправка 

Заполнить  на  2/3  полости  между  рабочей  кромкой  и  пыльником  сальника 

смазкой ЦИАТИМ-221, установить и закрепить сальникодержатель с прокладкой 
к блоку цилиндров (рис.74). 

Установить  маховик  на  задний  конец  коленчатого  вала,  совместив  отвер-

стие в маховике под штифт с установочным штифтом, запрессованным во фланец 
коленчатого вала (рис.75). 

Установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты моментом 

70,6... 78,4 Н·м (7, 2...8, 0 кгс·м). 

Запрессовать втулку распорную и подшипник в гнездо маховика. Подшип-

ник  запрессовывать,  прикладывая  усилие  к  наружному  кольцу.  Запрессовка  за 
внутреннее кольцо приведет к повреждению подшипника. 

 

Рис.74. Установка сальникодержателя  

коленчатого вала 

 

Рис.75. Установка маховика 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..