Двигатель ЗМЗ 40525.10. Руководство - часть 10

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40525.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..

 

 

Двигатель ЗМЗ 40525.10. Руководство - часть 10

 

 

  

 

40 

Привод масляного насоса (рис.28) осуществляется парой винтовых шесте-

рен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов. 

На  промежуточном  валу  с  помощью  сегментной  шпонки  3  установлена  и 

закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 2. Ведомая шестерня 7 напрессо-
вана  на  валик  8,  вращающийся  в  расточках  блока  цилиндров.  В  верхнюю  часть 
ведомой  шестерни  запрессована  стальная  втулка  6,  имеющая  внутреннее  шести-
гранное отверстие. В отверстие втулки вставляется  шестигранный валик 9, ниж-
ний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса. 

Сверху  привод  масляного  насоса  закрыт  крышкой  4,  закрепленной  через 

прокладку 5 четырьмя болтами. Ведомая шестерня при вращении верхней торцо-
вой поверхностью прижимается к крышке привода. 

 

Рис.28. Привод масляного насоса: 

1 - промежуточный вал; 2 - ведущая шестерня; 3 - шпонка; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - втулка; 
7 - ведомая шестерня; 8 - валик: 9 - шестигранный валик привода масляного насоса 

Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чу-

гуна и азотированы для улучшения их износостойкости. Шестигранный валик из-
готовлен из легированной стали, концы вала для увеличения твердости и износо-
стойкости  подвергнуты  углеродоазотированию.  Валик  привода  8  стальной,  с 
местной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты. 

  

 

41 

Масляный  фильтр  (рис.29)  -  на  двигатель  предприятием-изготовителем 

устанавливается  масляный  фильтр  уменьшенного  объема,  который  должен  быть 
заменен  при  первой  смене  масла  на  один  из  следующих  фильтров:  2101С-
1012005-НК-2,  2105С-1012005-НК-2  (ф.«Колан»,  Украина)  или  406.1012005-02, 
409.1012005 

(ф.«Биг-фильтр», 

г.Санкт-Петербург) 

или 

406.1012005-01 

ф.«Автоагрегат», г.Ливны.  

При техническом обслуживании двигателя для замены используйте только 

вышеперечисленные фильтры.  

Фильтры  2101С-1012005-НК-2,  2105С-1012005-НК-2,  406.1012005-02, 

409.1012005 обеспечивают высокое качество фильтрации масла, снабжены филь-
трующим  элементом  перепускного  клапана,  который  снижает  вероятность  попа-
дания  неочищенного  масла  в  систему  смазки  при  пуске  холодного  двигателя  и 
предельном загрязнении основного фильтрующего элемента.  

 

2105С-1012005-НК-2,  

2101С-1012005-НК-2 

406.1012005-02,  

409.1012005 

Рис.29. Масляный фильтр: 

1  –  пружина;  2  –  корпус;  3  –  фильтрующий  элемент  перепускного  клапана;  4  –  перепускной 
клапан;  5  –  основной  фильтрующий  элемент;  6  –  противодренажный  клапан;  7  –  крышка;  
8 – прокладка 

Процесс  фильтрования  масла  в  фильтрах  2101С-1012005-НК-2,  2105С-

1012005-НК-2, 406.1012005-02, 409.1012005 происходит следующим образом. 

Масло через отверстия в крышке 7 подается под давлением в полость между 

наружной поверхностью основного фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, про-
ходит  через  фильтрующую  штору  элемента  5,  очищается  и  попадает  через  цен-
тральное отверстие крышки 7 в центральную масляную магистраль. 

При  предельном  загрязнении  основного  фильтрующего  элемента  или  хо-

лодном  пуске,  когда  масло  очень  густое  и  с  трудом  проходит  через  основной 
фильтрующий  элемент,  открывается  перепускной  клапан  4  и  масло  в  двигатель 
проходит, очищаясь фильтрующим элементом 3 перепускного клапана. 

Противодренажный  клапан  6  препятствует  вытеканию  масла  из  фильтра 

при стоянке автомобиля и последующему масляному голоданию при пуске. 

  

 

42 

Система охлаждения 

Система  охлаждения  (рис.30)  -  жидкостная,  закрытая,  с  принудительной 

циркуляцией охлаждающей жидкости.  

Система  охлаждения  двигателя  состоит  из  рубашек  охлаждения  блока  ци-

линдров 5 и головки цилиндров 1, водяного насоса 4 и термостата 2.  

 

Рис.30. Система охлаждения двигателя: 

1 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 2  – термостат; 3 – датчик температуры охлажда-
ющей жидкости; 4 – водяной насос; 5 - рубашка охлаждения блока цилиндров; 6 – сливной кра-
ник; 7 - трубка забора охлаждающей жидкости; 8 - патрубок отопителя 

Циркуляция  охлаждающей  жидкости  в  системе  создается  центробежным 

водяным  насосом,  приводимым  ремнем  от  коленчатого  вала.  Насос  подает  жид-
кость в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда жидкость поступает в ру-
башку головки цилиндров и далее в корпус термостата. Термостат автоматически 
регулирует подачу охлаждающей жидкости  в радиатор в зависимости от её тем-
пературы. 

Через штуцер  крышки термостата  в расширительный бачок отводится воз-

дух  при  заполнении  системы  и  возникающий  при  работе  двигателя  в  системе 
охлаждения пар. Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через 
сливной краник 6, расположенный на левой стороне блока цилиндров. 

Контроль  температурного  режима  двигателя  осуществляется  по  указателю 

температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в со-
ставе комбинации приборов автомобиля. 

Указатель  температуры  охлаждающей  жидкости  управляется  сигналом, 

формируемым блоком управления на основании информации от датчика темпера-
туры 3, размещенного в корпусе термостата. 

  

 

43 

Водяной насос (рис.31) – центробежного типа, установлен на крышке цепи. 

Подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров. 

Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотне-

нием 4, которое запрессовывается в корпус водяного насоса 5 и напрессовывается 
на валик подшипника 10.  

Проникающая  через  уплотнение  охлаждающая  жидкость  не  попадает  в 

подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 7, закрытую заглуш-
кой 9. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двига-
теля  постепенно  испаряется  через  отверстия  3  и  8.  В  эксплуатации  необходимо, 
для предотвращения преждевременного выхода подшипника  водяного насоса из 
строя, очищать контрольное отверстие 8 от загрязнения. 

Наличие постоянной течи из контрольного отверстия 8 дренажной полости 

говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости ремонта или заме-
ны водяного насоса. 

 

Рис.31. Водяной насос: 

1  –  ступица  шкива;  2  –  фиксатор  подшипника;  3  –  пароотводящее  отверстие;  4  –  уплотнение;  
5 – корпус водяного насоса; 6 – крыльчатка; 7 – дренажная полость; 8 – контрольное отверстие; 
9 – заглушка; 10 – подшипник 

Подшипник  10  удерживается  от  перемещения  в  корпусе  водяного  насоса 

фиксатором 2, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защит-
ными  уплотнениями  заполнен  смазкой  на  предприятии-изготовителе,  в процессе 
эксплуатации добавления смазки не требуется. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  ..