Двигатель ЗМЗ 40525.10. Руководство - часть 9

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40525.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

Двигатель ЗМЗ 40525.10. Руководство - часть 9

 

 

  

 

36 

Система смазки 

Система смазки (рис.25) – комбинированная, с подачей масла к трущимся 

поверхностям под давлением и разбрызгиванием. Гидравлические толкатели кла-
панов и натяжители цепей смазываются и выполняют свои функции под давлени-
ем масла. 

Система  смазки  включает:  масляный  картер,  масляный  насос  с  приемным 

патрубком и редукционным клапаном, привод масляного насоса, масляные кана-
лы  в  блоке  цилиндров,  головке  цилиндров  и  коленчатом  вале,  полнопоточный 
масляный фильтр, стержневой указатель уровня масла, краник подключения мас-
ляного  радиатора,  крышку  маслоналивного  патрубка,  пробку  слива  масла  и  дат-
чик давления масла. 

Циркуляция масла происходит следующим образом. Масляный насос 1 за-

сасывает масло из картера 2 и по каналу в блоке цилиндров подает его к полнопо-
точному масляному фильтру 6. 

При  давлении  масла  4,6  кгс/см

2

  происходит  открытие  редукционного  кла-

пана  20  масляного  насоса  и  перепуск  масла  обратно  в  зону  всасывания  насоса, 
благодаря чему уменьшается рост давления в системе смазки. Максимальное дав-
ление масла в системе смазки – 6,0 кгс/см

2

Очищенное  масло  из  фильтра  поступает  в  центральную  масляную  маги-

страль  5  блока цилиндров, откуда  через  каналы 17  подводится  к коренным под-
шипникам  коленчатого  вала,  через  каналы  8  –  к  подшипникам  промежуточного 
вала, через канал 7 – к верхнему подшипнику валика привода масляного насоса, а 
также  подводится  к  гидронатяжителю  нижней  цепи  привода  распределительных 
валов. 

От коренных подшипников масло через внутренние каналы 18 коленчатого 

вала 19 подводится к шатунным подшипникам и от них через каналы 16 в шату-
нах подается для смазки поршневых пальцев. Для охлаждения поршня масло че-
рез отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня. 

От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через по-

перечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего 
подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни 7 (рис.28) привода. 
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, разбрызгиваемой 
через калиброванное отверстие в центральной масляной магистрали. 

Из  центральной  масляной  магистрали  масло  через  вертикальный  канал  9 

(рис.25) блока цилиндров поступает в головку цилиндров, где по каналам 11 под-
водится к опорам распределительных валов, по каналам 13 – к гидротолкателям, 
по каналу 10 – к гидронатяжителю верхней цепи привода распределительных ва-
лов. 

Вытекая  из  зазоров  и  стекая  в  масляный  картер  в  передней  части  головки 

цилиндров, масло попадает на цепи, башмаки натяжения цепей и звездочки при-
вода распределительных валов для их смазки. 

В задней части головки цилиндров масло стекает в масляный картер по от-

верстию головки через отверстие в приливе блока цилиндров. 

  

 

37 

 

Рис.25. Схема системы смазки: 

1 – масляный насос; 2 – масляный картер; 3 – краник подключения радиатора; 4 – предохрани-
тельный клапан краника; 5 – центральная масляная магистраль; 6 – масляный фильтр; 7, 8, 9, 10, 
11, 13, 16, 17, 18 – каналы подачи масла; 12 – крышка маслозаливного патрубка; 14 – указатель 
уровня  масла;  15  –  датчик  сигнализатора  аварийного  давления  масла;  19  –  коленчатый  вал;  
20  –  перепускной  клапан  масляного  насоса;  21  –  отверстие  подсоединения  штуцера  шланга 
подвода масла из радиатора; 22 – пробка слива масла 

  

 

38 

При открытии краника 3 открывается проход масла в радиатор охлаждения. 

Масло в радиатор поступает через шариковый клапан 4, открывающийся при дав-
лении масла выше 70…90 кПа (0,7…0,9 кгс/см

2

), что предохраняет трущиеся де-

тали двигателя от излишнего падения давления масла. После прохождения радиа-
тора  охлажденное  масло  сливается  в  картер  через  штуцер,  вворачиваемый  в  от-
верстие 21. 

В  двигатель  масло заливается  через  маслозаливной  патрубок,  расположен-

ный в крышке клапанов и закрытый крышкой 12 с винтовой резьбой и уплотни-
тельной резиновой прокладкой.  

Уровень масла контролируется по нанесенным на указателе 14 уровня масла 

меткам: верхнего уровня - "MAX" и нижнего - "MIN". Слив масла производится 
через отверстие в масляном картере, закрытое пробкой 22 с уплотнительной про-
кладкой. 

Очистка масла осуществляется сеткой, установленной на приемном парубке 

масляного  насоса, фильтрующими  элементами  полнопоточного  масляного  филь-
тра, а также центрифугированием в каналах коленчатого вала. 

Контроль за давлением масла осуществляется по сигнализатору аварийного 

давления  масла  (контрольная  лампа  на  панели  приборов),  датчик  15  которого 
установлен в головке цилиндров. Сигнализатор аварийного давления масла заго-
рается при снижении давления масла ниже 40...80 кПа (0,4...0,8 кгс/см

2

). 

Масляный насос (рис.26) - шестеренчатого типа, установлен внутри мас-

ляного картера, крепится с прокладкой двумя болтами к блоку цилиндров и дер-
жателем к крышке третьего коренного подшипника. 

Ведущая шестерня 1 неподвижно закреплена на валике 3 с помощью штиф-

та, а ведомая 5 свободно вращается на оси 4, запрессованной в корпусе 2 насоса. 
На  верхнем  конце  валика  3  сделано  шестигранное  отверстие,  в  которое  входит 
шестигранный валик привода масляного насоса. 

Центрирование ведущего валика насоса осуществляется благодаря посадке 

цилиндрического выступа корпуса насоса в отверстии блока цилиндров. 

Корпус  насоса  отлит  из  алюминиевого  сплава,  перегородка  6  и  шестерни 

изготовлены  из  металлокерамики.  К  корпусу  тремя  винтами  крепится  литой  из 
алюминиевого  сплава  приемный  патрубок  7  с  сеткой,  в  котором  установлен  ре-
дукционный клапан. 

  

 

39 

 

Рис.26. Масляный насос: 

1  -  ведущая  шестерня;  2  -  корпус;  3  -  валик;  4  -  ось;  5  -  ведомая  шестерня;  6  -  перегородка;  
7 -приемный патрубок с сеткой и редукционным клапаном 

Редукционный клапан (рис.27) – плунжерного типа, расположен в прием-

ном патрубке масляного насоса. Плунжер клапана стальной, для увеличения твер-
дости и износостойкости поверхность плунжера подвергнута нитроцементации. 

Под  пружиной  плунжера  могут  устанавливаться  одна  или  две  шайбы  3. 

Удалять установленные шайбы запрещается, поскольку это приведет к изменению 
давления открытия редукционного клапана. 

 

Рис.27. Редукционный клапан: 

1 - плунжер; 2 - пружина; 3 - шайба; 4 - шплинт 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..