Двигатель ЗМЗ 40525.10. Руководство - часть 8

 

  Главная      Автомобили - Уаз     Двигатель ЗМЗ–40525.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 3)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

Двигатель ЗМЗ 40525.10. Руководство - часть 8

 

 

  

 

32 

Гидротолкатели  (рис.21)  –  выполнены  в  виде  цилиндрического  стакана  с 

плунжерной парой гидрокомпенсатора внутри и канавкой с отверстием для под-
вода масла от магистрали в головке цилиндров снаружи. Гидротолкатели обеспе-
чивают беззазорный контакт кулачка распределительного вала с  торцом клапана 
за счет давления масла и действия пружины гидрокомпенсатора.  

При работе гидротолкатели вращаются благодаря смещению по ширине се-

редины  кулачка  распределительного  вала  относительно  оси  гидротолкателя,  что 
обеспечивает  равномерную  приработку  и  уменьшение  износа  торца  гидротолка-
теля. 

 

Рис.21. Гидротолкатель: 

1 – направляющая втулка гидрокомпенсатора; 2 – корпус гидротолкателя; 3 – стопорное кольцо;  
4 – корпус гидрокомпенсатора; 5 – поршень гидрокомпенсатора; 6 – обратный шариковый кла-
пан; 7 – пружина 

Промежуточный  вал  (рис.22)  –  служит  для  привода  масляного  насоса. 

Промежуточный вал сборный. Передняя и задняя опорные шейки, изготовленные 
из  порошкового  материала  методом  порошковой  металлургии,  напрессованы  на 
стальной вал. 

  

 

33 

 

Рис.22. Вал промежуточный: 

1 –  болт;  2  – стопорная пластина;  3  – звездочка ведущая;  4  – звездочка ведомая;  5  –  передняя 
втулка вала; 6 – промежуточный вал; 7 – труба; 8 – ведомая шестерня привода масляного насо-
са;  9  –  кольцо;  10  –  гайка;  11  –  шпонка;  12  –  ведущая  шестерня  привода  масляного  насоса;  
13 – задняя втулка вала; 14 – блок цилиндров; 15 – фланец промежуточного вала; 16 – штифт 

Промежуточный  вал  6  установлен  в  приливы  блока  цилиндров  14,  герме-

тично закрыт стальной трубой 7, установленной на анаэробный герметик. Проме-
жуточный  вал  в  блоке  цилиндров  фиксируется  от  продольного  смещения  сталь-
ным закаленным фланцем 15, поверхность которого для улучшения приработки и 
уменьшения трения фосфатирована. Фланец также может быть изготовлен из по-
лимерного материала со стальными закладными шайбами под крепежные болты.  

Вал вращается в сталеалюминевых  втулках 5 и 13, запрессованных в отвер-

стия  блока.  При  вращении  промежуточный  вал  прижимается  торцом  передней 
опорной шейки к крепежному фланцу. 

На переднем конце вала установлены звездочки 3 и 4 привода распредели-

тельных  валов,  на  заднем  –  винтовая  шестерня  12  привода  масляного  насоса  на 
сегментной шпонке 11 и закреплена фланцевой гайкой 10, удерживаемой с помо-
щью кольца 9. 

Звездочки  привода  распределительных  валов  крепятся  двумя  болтами  1 

«напроход» к промежуточному валу. Болты стопорятся от самоотворачивания за-
гибкой углов стопорной пластины 2 на гранях их головок. Точное угловое поло-
жение ведомой звездочки 3 относительно звездочки 4 обеспечивается установкой 
ее на штифт 16, запрессованный в ведомую звездочку. 

Гидронатяжитель  (рис.23)  –  стальной,  выполнен  в  виде  подобранной  по 

зазору плунжерной пары, состоящей из корпуса 4 и плунжера 3. Гидронатяжитель 
обеспечивает постоянное натяжение цепи и гашение её колебаний за счет давле-
ния масла в системе смазки, и действия пружины плунжерной пары. 

  

 

34 

Внимание! 
Гидронатяжители,  применяемые  в  приводе  распределительных  валов 

зубчатыми  цепями  и  однорядными  втулочными  цепями,  невзаимозаменяе-
мы с гидронатяжителями, применяемыми в приводе распределительных ва-
лов двухрядными втулочными цепями. 

1.  Для привода с  зубчатыми  и однорядными  втулочными цепями применя-

ются гидронатяжители 406.1006100-10, 406.1006100-11, имеющих маркировку на 
наружной поверхности корпуса «406» и «406.1006100-11» соответственно. 

2.  Для  привода  с  двухрядными  втулочными  цепями  применяются  гидро-

натяжители  406.1006100-20,  406.1006100-23,  имеющих  маркировку  на  наружной 
поверхности корпуса «406-20» и «406.1006100-23» соответственно. 

На  двигатель  гидронатяжитель  следует  устанавливать  в  «заряженном»  со-

стоянии, когда плунжер 3 удерживается в корпусе 4 с помощью стопорного коль-
ца 6, без транспортного стопора 7, и затем разряжать только после полного затя-
гивания болтов крышки гидронатяжителя. 

 

Рис.23. Гидронатяжитель: 

1 – корпус клапана в сборе; 2 – запорное кольцо; 3 – плунжер; 4 – корпус; 5 – пружина; 6 – сто-
порное кольцо; 7 – транспортный стопор; 8 – отверстие для подвода масла из системы смазки 

Для  приведения  гидронатяжителя  в  рабочее  состояние  («разрядки»)  после 

окончательной  затяжки  болтов  крепления  крышки  необходимо  через  отверстие 
крышки, закрываемое пробкой с конической резьбой, оправкой нажать на гидро-
натяжитель с усилием, обеспечивающим выход плунжера из корпуса гидронатя-
жителя. Под действием пружины корпус гидронатяжителя переместится до упора 
в крышку, а плунжер через башмак натянет цепь. 

На  внутренней  поверхности  корпуса  4  выполнены  канавки  специального 

профиля и канавка под стопорное кольцо 6, на наружной поверхности – две лыски 
под ключ (19 мм). Плунжер 3 имеет форму стакана, внутри которого установлена 
пружина 5, сжатая корпусом клапаном 1, ввернутым в корпус. На наружной по-
верхности  плунжера  имеются  две  канавки  специального  профиля,  в  которых 
установлены разрезные пружинные кольца – стопорное кольцо 6 и запорное коль-
цо 2. Стопорное кольцо предотвращает выход плунжера из корпуса при транспор-
тировке и установке гидронатяжителя на двигатель, запорное кольцо ограничива-
ет обратный ход плунжера при работе. В рабочем состоянии плунжер 3 с запор-
ным  кольцом  2  под  действием  пружины  5  перемещается  из  канавки  в  канавку 
корпуса 4, выдвигаясь из него. Обратному перемещению плунжера препятствует 

  

 

35 

запорное кольцо и специальный (храповый) профиль канавок корпуса и плунже-
ра. 

В корпусе клапана 1 расположен обратный шариковый клапан, через кото-

рый масло из магистрали двигателя поступает внутрь гидронатяжителя. К шари-
ковому клапану масло поступает через прорезь на торце и отверстие 8 в корпусе 
клапана. 

Работает гидронатяжитель следующим образом. 
Под  действием  пружины  5  и  давления  масла,  поступающего  из  масляной 

магистрали через отверстие 8 в корпусе клапана, плунжер 3 нажимает на башмак, 
а через него на цепь, обеспечивая неразрывный контакт поверхности  башмака и 
цепи. 

При воздействии цепи на гидронатяжитель (при изменении режима работы 

двигателя) плунжер 3 перемещается назад, сжимая пружину 5, шариковый клапан 
гидронатяжителя закрывается и происходит демпфирование (гашение) колебаний 
цепи за счет пружины и перетекания масла через зазор между плунжером и кор-
пусом. По мере вытяжки цепи плунжер выдвигается из корпуса 4, передвигая за-
порное кольцо 2 из одной канавки корпуса в другую, тем самым обеспечивается 
необходимое натяжение цепи. 

Ход плунжера назад, при гашении колебаний цепи и при компенсации тем-

пературных  удлинений  деталей  привода,  ограничивается  запорным  кольцом  2  и 
шириной канавки на плунжере 3. 

Транспортный  стопор  7  служит  для  исключения  вероятности  «разрядки» 

гидронатяжителя (выхода плунжера из корпуса гидронатяжителя) при его транс-
портировке. Перед установкой гидронатяжителя на двигатель транспортный сто-
пор необходимо снять. 

На  двигателях  могут  применяться  также  гидронатяжители,  устанавливае-

мых в адаптеры (рис.24). Принцип действия таких гидронатяжителей аналогичен 
описанному  выше.  На  двигатель  гидронатяжители,  применяемые  с  адаптерами, 
должны устанавливаться в заряженном состоянии. Разрядка гидронатяжителя по-
сле  установки  на  двигатель  производится  аналогично  гидронатяжителю  описан-
ной  выше  конструкции  –  путем  нажатия  на  торец  адаптера  через  отверстие  в 
крышке гидронатяжителя. 

 

Рис.24. Гидронатяжитель с адаптером: 

1  –  адаптер;  2  –  шариковый  клапан;  3  –  корпус  гидронатяжителя;  4  –  пружина;  5  –  запорное 
кольцо; 6 – плунжер 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..