Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 34

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 34

 

 

  

 

136 

- за правильным натяжением ремня привода агрегатов (слабо натянутый ре-

мень  не  обеспечивает  эффективную  работу  генератора,  а  натянутый  слишком 
сильно приводит к разрушению его подшипников). 

Техническое обслуживание 

Работоспособность генератора контролируется по сигнализатору неисправ-

ности генератора (контроль разряда аккумуляторной батареи) и указателю напря-
жения, расположенным в комбинации приборов. При нормально работающем ге-
нераторе сигнализатор не горит, а стрелка указателя напряжения находится в зе-
леной зоне шкалы. В случае неисправности работоспособность генератора прове-
рить на стенде. 

Периодически  необходимо  очищать  генератор  от  грязи,  проверять  надеж-

ность его крепления к двигателю и надежность соединений проводов с выводами 
генератора. 

Возможные неисправности и методы их устранения 

Причина неисправности 

Метод устранения 

Лампа сигнализатора неисправности горит постоянно 

или периодически при движении автомобиля 

Проскальзывает  ремень  привода  гене-
ратора 

Отрегулировать натяжение ремня 

Неисправен регулятор напряжения 

Заменить регулятор напряжения 

Короткое  замыкание  обмотки  возбуж-
дения генератора 

Заменить ротор на станции техническо-
го обслуживания (СТО) 

Обрыв или короткое замыкание диодов 
выпрямительного блока 

Заменить  выпрямительный  блок  на 
СТО 

Лампа сигнализатора неисправности генератора  

не загорается при включенном зажигании 

Неисправен регулятор напряжения 

Заменить регулятор напряжения 

Изношены щетки генератора 

Заменить щетки 

Зависли щетки генератора, окислены 
контактные кольца 

Очистить от пыли и грязи, протереть 
кольца тряпкой, смоченной в бензине 

Обрыв обмотки возбуждения генерато-
ра 

Заменить ротор на СТО 

При работе двигателя стрелка указателя напряжения  

находится в левой красной зоне и загорается сигнализатор  

разряда аккумуляторной батареи 

Проскальзывает ремень привода гене-
ратора на больших оборотах 

Отрегулировать натяжение ремня 

Ослаблено крепление наконечников 

Заменить наконечники или заменить 

  

 

137 

Причина неисправности 

Метод устранения 

проводов на генераторе и аккумулято-
ре, поврежден провод 

провод 

Несправен аккумулятор 

Заменить аккумулятор 

Неисправен регулятор напряжения 

Заменить регулятор напряжение 

При работе двигателя стрелка указателя напряжения  

находится в правой красной зоне 

Неисправен регулятор напряжения 

Заменить регулятор напряжения 

Повышенный шум генератора 

Изношены подшипники 

Заменить подшипники на СТО 

Ротор задевает за полюсы статора 

Заменить генератор 

Стартер  

Стартер  представляет  собой  электродвигатель  постоянного  тока  c  возбуж-

дением от постоянных магнитов, с электромагнитным реле, планетарным редук-
тором и муфтой свободного хода, кратковременного номинального режима рабо-
ты  длительностью  до  10  секунд,  при  отрицательных  температурах  допускается 
длительность работы 15 секунд. Стартер установлен с правой стороны двигателя. 

Планетарный редуктор стартера состоит из вала с водилом, шестерни пла-

нетарной, шестерни с внутренним зацеплением сателлитов, игольчатых  подшип-
ников, опоры вала привода с вкладышем. 

Корпус 1 (рис.85) стартера из ленточной стали. Внутри корпуса расположе-

ны четыре сегмента 2 (постоянных магнита). Сегменты крепятся к корпусу с по-
мощью специального клея. Арматурой сегментов служит труба 3, выполненная из 
листового алюминия. 

Якорь 4 стартера состоит из вала 5 с напрессованными на него коллектором 

и  пакетом  стальных  пластин,  в  пазы  которого  уложены  секции 7  обмотки, изго-
товленные  из  прямоугольного  провода.  Концы  секций  соединяются  с  коллекто-
ром с помощью пайки. 

Коллектор 6 изготовлен из медных пластин и армирован пластмассой. 
Крышка 8 со стороны коллектора стальная штампованная. В ступицу крыш-

ки запрессован медно-графитовый вкладыш. Крышка 9 со стороны привода отли-
та  из  алюминиевого  сплава,  в  нее  запрессован  бронзографитовый  вкладыш.  В 
крышке имеется два отверстия для крепления стартера к двигателю. 

Обойма  щеткодержателя  10  состоит  из  щеткодержателя,  шины  соедини-

тельной и щеток. 

Шина  соединительная  медная,  соединяет  между  собой  щетки  положитель-

ной полярности с выводом электродвигателя стартера. 

Привод  11  стартера  состоит  из  следующих  основных  деталей:  шестерни  с  

вкладышем, рычага, обоймы с втулкой, крышки привода и кольца отводки со ско-
бой. 

 

  

 

138 

 

Рис.85. Стартер: 

1 – корпус; 2 – сегмент; 3 – труба; 4 – якорь; 5 – вал; 6 – коллектор; 7 – секция якоря; 8 – крыш-
ка с вкладышем; 9 – крышка со стороны привода; 10 – обойма щеткодержателя; 11 – привод; 12 
– тяговое реле 

Реле  12  стартера  состоит  из  следующих  основных  деталей:  крышки  реле, 

ярма  с  катушкой,  якоря  со  скобой  и  плунжера.  Катушка  реле  имеет  последова-
тельную и параллельную обмотку из медного провода. 

Поворотом ключа замка зажигания обмотки реле включаются в цепь пита-

ния и втягивают якорь реле, движение которого через рычаг передается приводу 
стартера. Привод передвигается по винтовым шлицам вала водила стартера и ше-
стерня входит в зацепление с венцом маховика. 

В конце хода якоря реле, контактная пластина замыкает контактные болты 

реле, включая стартер в цепь питания от аккумуляторной батареи. Якорь стартера 
начинает  вращаться  и  через  шестерню  привода  передает  крутящий  момент  от 
стартера на маховик двигателя. 

После  запуска  двигателя  ключ  замка  зажигания  возвращается  в  исходное 

положение,  разомкнув  цепь  питания  обмоток  тягового  реле.  При  этом,  под  дей-
ствием  возвратной  пружины  реле,  якорь  реле  вернется  в  исходное  положение, 
разомкнув контактные болты реле, отключив стартер от аккумуляторной батареи 
и выведет привод стартера из зацепления с венцом маховика. 

Эксплуатация 

Запрещается двигать автомобиль стартером.  
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна быть более 15 

секунд. Повторно включать стартер можно не ранее чем через 1 минуту, допусти-
мое число повторных включений не более трех.  

Если двигатель при этом не пускается, необходимо обнаружить и устранить 

возникшую неисправность. 

  

 

139 

Техническое обслуживание 

Периодически  необходимо  проверять  чистоту  и  надежность  соединений, 

очищать стартер от грязи, проверять надежность крепления стартера к двигателю. 

Возможные неисправности и способы их устранения

 

Причина неисправности 

Метод устранения 

При включении стартер не работает 

Короткое  замыкание  или  обрыв  втяги-
вающей  обмотки  тягового  реле,  отсут-
ствие  электрической  цепи  между  сило-
выми контактами реле 

Заменить тяговое реле 
 
 
 

Обрыв или отсутствие контакта в цепи 
питания «+» или в цепи питания «–» 

Восстановить цепь питания 
 

Отсутствует  контакт  между  щетками  и 
коллектором 

Протереть  коллектор  чистой  тряпкой 
смоченной в бензине, заменить щетки.  

Не работает дополнительное реле стар-
тера 

Проверить  подвижность  щеток.  Заме-
нить реле 

Обрыв цепи в стартере 

Проверить  и  устранить  дефекты  стар-
тера или заменить стартер 

Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером  

или вращается медленно 

Разряжена аккумуляторная батарея 

Зарядить батарею 

Замаслен  или  загрязнен  щеточно-
коллекторный узел 

Протереть  коллектор  чистой  тряпкой, 
смоченной в бензине 

Подгорели контакты тягового реле 

Заменить реле 

Короткое замыкание в обмотке якоря 

Заменить якорь 

Плохой контакт двигателя с массой ав-
томобиля  или  «+»  аккумулятора  со 
стартером 

Обеспечить надежный контакт 

Неисправен планетарный редуктор 

Произвести ремонт стартера на СТО 

Применяемое  в  двигателе  масло  не  со-
ответствует сезону 

Заменить масло 

После пуска двигателя якорь продолжает вращаться 

Приварилась контактная пластина к 
контактным болтам 

Заменить реле 

Приварились контакты дополнительно-
го реле стартера  

Заменить реле 

Неисправен замок зажигания 

Заменить замок зажигания 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  ..