Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 33

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 33

 

 

  

 

132 

При наличии мелких забоин, заусенцев и ржавчины на шлицах ступицы ве-

домого диска произвести зачистку данных поверхностей. 

Для контроля торцового биения поверхностей фрикционных накладок, диск 

установить на шлицевой вал на переходной посадке для исключения влияния за-
зоров в шлицах. Затем вал установить в центрах приспособления (рис.81) и заме-
рить биение у края диска. Величина торцового биения не должна превышать 1,2 
мм. 

 

Рис.81. Проверка биения рабочей поверхности ведомого диска. 

Для  контроля  неплоскостности  (тарельчатости)  диск  положить  на  новый 

маховик и щупом замерить зазор между накладками и маховиком. Контроль про-
изводить с обеих сторон диска. Наиболее полно оценить неплоскостность позво-
ляет замер горячего диска, непосредственно после снятия с автомобиля. 

Если  сумма  отклонений  торцового  биения  и  неплоскостности  превышает 

величину 1,25 мм, то диск подлежит замене. 

Величина статического дисбаланса дисков не должна превышать 30 г·см. 
Нажимной  диск.  При  отсутствии на нажимном диске  видимых поврежде-

ний: надиров, кольцевых канавок, прижогов и выработки более 0,3 мм на рабочей 
поверхности нажимного диска, износов концов лепестков диафрагменной пружи-
ны  более  0,3  мм,  наличия  деформации  соединительных  пластин,  зазоров  между 
ними и т. д. необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагмен-
ной пружины, чистоту выключения диска и усилие выключения диска. 

Для этого закрепить нажимной диск на рабочей поверхности нового махо-

вика (поверхность должна быть  ровной и неизношенной), поместив между ними 
три равномерно расположенные шайбы 2 (рис.82) толщиной 8 мм Диск закрепить 
к маховику шестью болтами, затягивая болты равномерно в несколько этапов до 
момента затяжки 19,6...24,5 Н·м (2,0…2,5 кгс·м), что необходимо для исключения 
коробления кожуха и, вследствие этого, повышенного биения лепестков диафраг-
менной пружины. Размер Б от торца маховика до концов лепестков должен быть  
43,5...47,5 мм. Биение концов лепестков (отклонение от положения в одной плос-
кости) на диаметре 60 мм не должно превышать 0,8 мм. При необходимости подо-
гнуть лепестки диафрагменной пружины. 

Нажимая на концы лепестков, переместить их на величину 8,5±0,1 мм. При 

этом отход нажимного диска должен быть не менее 1,4 мм, а максимальное уси-
лие нажатия на концы рычагов должно быть не более 2200 Н. 

  

 

133 

Величина статического дисбаланса нажимных дисков не должна превышать 

50 г·см. 

 

Рис.82. Регулировка концов лепестков и проверка  

нажимного диска сцепления: 

1 – нажимной диск; 2 – шайба; 3 – маховик 

  

 

134 

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ 

На  двигателе  установлено  электрооборудование  постоянного  тока.  Номи-

нальное напряжение в системе 12 В. Приборы электрооборудования подсоедине-
ны  по  однопроводной  схеме.  С  "массой"  двигателя  соединены  все  клеммы  "–" 
(минус) приборов и агрегатов электрооборудования. 

В состав электрооборудования, устанавливаемого на двигателе, входят гене-

ратор, стартер, датчики приборов. 

Генератор 

Генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением со встроен-

ным регулятором напряжения и выпрямительным блоком предназначен для рабо-
ты  в  качестве  источника  электрической  энергии  параллельно  с  аккумуляторной 
батареей в системе электрооборудования автомобиля. 

Генератор (рис.83) состоит из следующих составных частей: статора 10, ро-

тора 9, крышки 7 с установленным снаружи выпрямительным блоком 2 и конден-
сатором 13, крышки 11, щеткодержателя с регулятором 5, шкива 16, кожуха 6. 

 

Рис.83. Генератор: 

1 – подшипник; 2 – блок БПВ; 3 – кольцо контактное; 4 – втулка; 5 – щеткодержатель с регуля-
тором; 6 – кожух; 7 – крышка со стороны контактных колец; 8 – винт; 9 – ротор; 10 – статор;  
11 – крышка со стороны привода; 12 – шайба упорная; 13 – конденсатор; 14 – шайба; 15 – гайка; 
16 – шкив; 17 – подшипник. 

Статор представляет собой пакет, набранный из пластин электротехнической 

стали, имеет 36 равномерно расположенных по внутренней поверхности пазов, в 
которых размещена трехфазная обмотка, соединенная по схеме "двойная звезда". 

Ротор состоит из вала, катушки возбуждения, намотанной на каркас, внутри 

которого запрессована стальная втулка, двух клювообразных половин ротора. Для 
обеспечения охлаждения в каждой полюсной половине ротора при помощи кон-
тактной  сварки  приварен  вентилятор.  Со  стороны  контактных  колец  на  вал 
напрессован подшипник 1 и два контактных кольца 3. 

Крышка со стороны контактных колец снабжена вентиляционными окнами, 

в ступице крышки запрессована пластмассовая втулка, которая предназначена для 
удержания наружной обоймы подшипника от проворота и защиты щеткодержате-

  

 

135 

ля от попадания пыли и влаги. Крышка со стороны привода имеет вентиляцион-
ные отверстия,  в  крышку  установлен подшипник 17.  Щеткодержатель  5  состоит 
из  пластмассового  корпуса,  на  котором  установлен  регулятор  напряжения  и  эл. 
графитовые щетки. 

Генератор  работает  следующим  образом:  при  прохождении  через  обмотку 

возбуждения постоянного тока, вокруг нее создается магнитный поток, пронизы-
вающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы ста-
тора. 

При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно проходит то 

северный, то южный полюс ротора. 

При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, из-

меняются по величине и направлению, и в обмотке статора наводится переменная 
электродвижущая сила. 

Переменный ток, протекающий по обмотке статора, преобразуется в посто-

янный  выпрямительным  блоком,  смонтированным  снаружи  крышки  со  стороны 
контактных колец генератора. 

Схема подключения генератора в систему электрооборудования автомобиля 

приведена на рис.84. 

 

Рис.84. Электрическая схема подключения генератора в систему  

электрооборудования автомобиля: 

G1 - генератор; G2 - батарея аккумуляторная; Q1 - выключатель зажигания; B+, D, W - выводы 
генератора;  С  -  конденсатор;  HL  -  контрольная  лампа;  R1  -  сопротивление  шунтирующее;  
РН - регулятор напряжения. 

Эксплуатация 

При  эксплуатации  генератора  недопустимо  проверять  работоспособность  

генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попада-
ние на генератор электролита, антифриза и т.д. 

Необходимо при эксплуатации следить: 
- за состоянием электропроводки, особенно за чистотой и надежностью со-

единений  контактов  проводов,  подходящих  к  генератору  (при  плохих  контактах 
бортовое напряжение может выйти за допустимые пределы); 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  ..