Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 32

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33 ..

 

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 32

 

 

  

 

128 

СЦЕПЛЕНИЕ 

Сцепление  (рис.78)  -  сухое,  однодисковое,  с  диафрагменной  нажимной 

пружиной, состоит из двух основных частей: нажимной диск в сборе и ведомый 
диск в сборе. 

 

Рис.78. Сцепление: 

1  –  маховик;  2  –  центрирующий  болт  крепления  нажимного  диска;  3  –  ведомый  диск;  
4 – нажимной диск; 5 – диафрагменная нажимная пружина; 6 – картер сцепления; 7 – опорное 
кольцо; 8 – кожух нажимного диска сцепления; 9 – пластинчатые пружины; 10 – усилитель кар-
тера сцепления 

Для  обеспечения  точной  соосности  первичного  вала  коробки  передач  и 

подшипника, установленного в отверстие маховика, картер сцепления 6 устанав-
ливается на два штифта, запрессованных в задний торец блока цилиндров. 

Нажимной  диск  состоит  из  кожуха  8,  диска  4,  диафрагменной  нажимной 

пружины 5 и кольца  7, служащего опорой нажимной пружины. Диск с кожухом 
соединен посредством пластинчатых пружин 9. 

К маховику 1 кожух 8 нажимного диска сцепления прикреплен шестью спе-

циальными центрирующими болтами 2. Между нажимным диском 4 и маховиком 
1 усилием диафрагменной пружины 5 нажимного диска зажат ведомый диск 3 с 

  

 

129 

фрикционными  накладками.  Шлицевой  конец  первичного  вала  коробки  передач 
входит в ступицу ведомого диска. Сцепление в данном положении находится во 
включенном состоянии. 

Выключение  сцепления  происходит  тогда,  когда  при  нажатии  на  педаль 

сцепления  выжимная  муфта  с  подшипником  нажимает  на  концы  лепестков 
нажимной пружины 5, в результате чего нажимной диск 4 благодаря усилию пла-
стинчатых пружин 9 отводится от ведомого диска 3, освобождая ведомый диск и 
разъединяя коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач.  

Фрикционные  накладки  ведомого  диска  соединены  с  диском  посредством 

пружинных  пластин,  обеспечивающих  осевую  упругость  диска,  что  необходимо 
для плавного включения сцепления и уменьшения износа фрикционных накладок. 
Крутящий  момент  от  фрикционных  накладок  передается  на  ступицу  ведомого 
диска  через  пружины  и  фрикционы  демпферного  устройства,  служащего  для 
уменьшения крутильных колебаний в трансмиссии и плавной передачи крутящего 
момента. 

Ведомый и нажимной диски подвергнуты статической балансировке. 
Наружный диаметр фрикционных накладок равен 240 мм, внутренний - 160 

мм,  толщина  накладок  -  3,5  мм  Размерность  шлицев  ступицы  ведомого  диска  – 
4×23×29 мм, число шлицев – 10. 

Эксплуатация сцепления 

Неправильная эксплуатация сцепления может привести к поломке де-

талей сцепления: соединительных пластин нажимного диска, к срыву, силь-
ному износу фрикционных накладок, перегреву и короблению ведомого дис-
ка, разрушению гасителя крутильных колебаний. 

Долговечность и надежность работы сцепления в большей мере зависит от 

правильного  им  пользования.  Далее  приведены  основные  правила  правильного 
пользования сцеплением: 

1. Выключайте сцепление быстро, до упора педали в пол. 

2. Включайте сцепление  плавно, не  допуская  как  броска  сцепления, сопро-

вождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длитель-
ной пробуксовкой. 

3. Не  держите  сцепление  выключенным  при  включенной  передаче  и  рабо-

тающем двигателе на стоящем автомобиле (на переезде, у светофора и т.п.). Обя-
зательно используйте в таких случаях нейтральную передачу в коробке передач и 
полностью включенное сцепление. 

4. Не держите ногу на педали сцепления при движении автомобиля. 

5. Не используйте пробуксовку сцепления как способ удержания автомоби-

ля на подъеме. 

6. Переключение через одну или две передачи вниз и включение сцепления, 

когда скорость движения автомобиля выше предельно-допустимой для этой пере-
дачи, может привести к поломке ведущего диска сцепления.  

  

 

130 

7. Переключение на пониженную передачу производите с «перегазовкой» - 

предварительно перед включением сцепления нажмите на педаль газа для вырав-
нивания частот вращения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки 
передач с целью исключения рывка в трансмиссии при включении сцепления. 

Техническое обслуживание сцепления 

Уход за сцеплением заключается в периодической проверке крепления ко-

робки передач к блоку цилиндров двигателя и степени изношенности фрикцион-
ных накладок. 

О степени изношенности фрикционных накладок можно судить по расстоя-

нию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении. Если это 
расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для за-
мены новым. 

Расстояние  между  маховиком  и  нажимным  диском  целесообразно  про-

верять  через  80  000  -  100  000  км  при  эксплуатации  автомобиля  в  нормальных 
условиях и через 40 000 - 50 000 км при эксплуатации в тяжелых условиях. 

Возможные неисправности сцепления и методы их устранения 

Неисправность и ее 

признаки 

Вероятная причина 

Способ устранения 

1  Неполное  вы-
ключение  сцепле-
ния  (сцепление  ве-
дет) 

а)  заедание  ступицы  ведомо-
го  диска  на  шлицах  первич-
ного вала; 

Устранить  заедание  на  шли-
цах (зачистить шлицы) 

б)  неплоскостность  и  торце-
вое биение ведомого диска 

Заменить  ведомый  диск  или 
произвести его правку 

2  Неполное  вклю-
чение 

сцепления 

(сцепление  пробук-
совывает) 

а)  Ослабление  диафрагмен-
ной пружины сцепления; 

Заменить нажимной диск 

б) попадание масла на фрик-
ционные  накладки  ведомого 
диска; 

Заменить ведомый диск. При 
небольшом 

замасливании 

промыть  накладки  кероси-
ном  и  зачистить  мелкой 
шкуркой. Устранить причину 
замасливания 

в)  чрезмерный  износ  фрик-
ционных накладок; 

Заменить ведомый диск 

г) см. п. 1а 

 

  

 

131 

Неисправность и ее 

признаки 

Вероятная причина 

Способ устранения 

3  Вибрация,  шумы 
и 

металлическое 

дребезжание 

в 

трансмиссии 

а) поломка или износ деталей 
демпферного устройства; 

Заменить ведомый диск 

б)  износ  фрикционной  шай-
бы  или  ослабление  нажим-
ной  пружины  фрикционного 
гасителя 

Заменить ведомый диск 

Проверка технического состояния деталей сцепления 

Нажимной и ведомый диски сцепления в процессе эксплуатации не ремон-

тируются, а при их непригодности заменяются новыми. 

Перед проведением  проверки деталей сцепления  проверить  работу  и  отре-

гулировать привод выключения сцепления. При необходимости прокачать гидро-
привод сцепления, ослабленные крепления подтянуть. 

Причиной неудовлетворительной работы сцепления может послужить несо-

осность ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач (рис.79), од-
ной из причин которой может быть ослабление креплений коробки передач к бло-
ку цилиндров двигателя. 

 

Рис.79 

Поверхность маховика при наличии на его поверхности, контактирующей с 

фрикционными  накладками,  задиров  и  кольцевых  рисок  можно  исправить  про-
точкой и шлифовкой. Величина снятого при обработке слоя металла должна быть 
такой, чтобы толщина маховика после обработки была не менее 48,5 мм (рис.80). 

 

Рис.80. Предельный размер толщины маховика 

Ведомый  диск  необходимо  заменить,  если  на  поверхности  фрикционных 

накладок имеются следы перегрева, трещины или сильное замасливание, а также 
если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,2 мм. 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33 ..