Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 30

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 30

 

 

  

 

120 

плунжере выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжителя и даст возможность 
плунжеру и корпусу перемещаться под действием пружины. Корпус переместится 
до упора, а цепь через башмак натяжения цепи будет натянута. 

Завернуть  пробку  в  крышку  гидронатяжителя,  предварительно  нанеся  на 

резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6». 

Срезать  выступающие  над  плоскостью  блока  цилиндров  и  крышки  цепи 

концы прокладок крышки цепи. 

Нанести  на  места  стыков  блока  цилиндров  с  крышкой  цепи  силиконовый 

герметик «Юнисил Н70». 

Установить на штифты блока цилиндров и шпильки крышки цепи проклад-

ку головки цилиндров. 

На  патрубок  водяного  насоса  установить  шланг,  соединяющий  водяной 

насос с корпусом термостата. 

Установить головку цилиндров на блок цилиндров. Смазать резьбу болтов 

крепления головки цилиндров моторным маслом.  

Внимание! 
Во  избежание  гидроудара  при  затягивании  болтов  и  возникновения 

трещин в блоке цилиндров, масло в резьбовых колодцах блока должно отсут-
ствовать.
 

Произвести затяжку болтов крепления головки цилиндров в последователь-

ности, указанной на рис.73, в два этапа: 

– затянуть болты моментом 67,7…80,4 Н·м (6,9…8,2 кгс·м);  
– выдержать не менее 2 мин; 
– довернуть болты на угол 70…75°. Допускается производить в 2 приема. 
Завернуть болты крепления головки цилиндров к крышке цепи. 

П 

Е 

Р 

Е

 Д

 

 

Рис.73. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров 

Отвернуть болты и снять крышки распределительных валов, протереть сал-

феткой постели под распределительные валы в головке и в крышках, перед уста-
новкой крышек смазать резьбу болтов чистым моторным маслом. 

  

 

121 

Смазать маслом, применяемым для двигателя, отверстия в головке под гид-

ротолкатели  и  установить  гидротолкатели  в  головку  цилиндров.  При  ремонте 
двигателя без замены гидротолкателей следует устанавливать их в соответствии с 
их расположением перед разборкой. При выходе гидротолкателя из строя он под-
лежит  замене,  так  как  не  ремонтируется.  Вынимать  гидротолкатели  необходимо 
присоской или магнитом. 

Установить распределительные валы на головку цилиндров, предваритель-

но смазав постели в головке маслом, применяемым для двигателя.  

Впускной  и  выпускной распределительные  валы  можно  отличить по  тому, 

куда установлен штифт 1 (рис.74) во фланце переднего конца вала. У впускного 
распределительного вала штифт устанавливается в левое отверстие, у выпускного 
распределительного вала - в правое отверстие. 

 

Рис.74. Впускной и выпускной распределительные валы: 

1 – штифт; 2 – отверстие 

Распределительный вал впускных клапанов устанавливается на головку ци-

линдров  штифтом на  звездочке  вверх,  а распределительный  вал  выпускных кла-
панов - штифтом звездочки вправо. За счет углового расположения кулачков дан-
ные положения распределительных валов являются устойчивыми. 

Смазать  опорные  шейки  валов  чистым  моторным  маслом,  применяемым  в 

двигателе. 

Установить переднюю крышку распределительных валов с установленными 

в ней упорными фланцами на установочные втулки, при этом за счет продольного 
перемещения распределительных валов обеспечить установку упорных фланцев в 
канавки.  Перед  установкой  упорный  фланец  смазать  чистым  моторным  маслом, 
применяемым в двигателе; 

Установить крышки № 1 и № 3 распределительных валов и предварительно 

затянуть  болты  крепления  крышек  до  соприкосновения  поверхности  крышек  с 
верхней плоскостью головки цилиндров. 

Впускной распре-

делительный вал 

Выпускной 
распредели-
тельный вал 

  

 

122 

Установить  остальные  крышки  в  соответствии  с  маркировкой  и  затянуть 

болты крепления крышек предварительно. 

Внимание!  Во  избежание  поломки  крышек  болты  крепления  затяги-

вать постепенно и попеременно. 

Завернуть болты крепления крышек распределительных валов окончательно 

моментом 18,6…22,6 Н·м (1,9...2,3 кгс·м). 

Крышки распределительных валов должны устанавливаться соответственно 

их  нумерации  (рис.75),  ориентируясь  круглыми  бобышками  с  номерами  для 
впускного вала – влево, выпускного – вправо, если смотреть со стороны  передне-
го торца двигателя. Данная ориентация связана с несимметричным расположени-
ем канавки масляного канала в крышках. 

 

Рис.75. Схема установки крышек распределительных валов 

Смазать все кулачки распределительных валов моторным маслом и прове-

рить  вращение  каждого  распределительного  вала  в  опорах,  для  чего  провернуть 
распределительный  вал  ключом  за  специальный  четырехгранник  на  распредели-
тельном  валу  до  положения  полного  сжатия  пружин  клапанов  одного  из  цилин-
дров. При дальнейшем повороте распределительный вал должен самостоятельно 
провернуться  под  действием  клапанных  пружин  до  положения  касания  следую-
щих кулачков с толкателями. 

После  проверки  легкости  вращения  распределительных  валов  поворотом 

сориентировать их так, чтобы установочные штифты под звездочки располагались 
ориентировочно  горизонтально  и  были  направлены  в  разные  стороны.  Данные 
положения  распределительных  валов  являются  устойчивыми  и  обеспечиваются 
угловым расположением кулачков. 

Установку  углового  положения  распределительных  валов  начинать  с  вы-

пускного вала. Для этого, накинув на звездочку выпускного распределительного 
вала  (с  одной  установочной  меткой)  приводную  цепь,  установить  звездочку  на 
фланец и штифт распределительного вала, при этом для совпадения штифта и от-
верстия на звездочке повернуть распределительный вал за четырехгранник по ча-
совой стрелке. 

  

 

123 

Поворотом  выпускного  распределительного  вала  против  часовой  стрелки 

натянуть  ведущую  ветвь  цепи,  при  этом  метка  на  звездочке  должна  совпасть  с 
верхней плоскостью головки цилиндров. При этом коленчатый вал должен оста-
ваться неподвижным. 

Для  угловой  установки  впускного  распределительного  вала  накинуть  на 

звездочку впускного распределительного вала (с двумя установочными метками – 
для  привода  распределительных  валов  с  зубчатыми  цепями)  приводную  цепь, 
установить  звездочку  на  фланец  и  штифт  распределительного  вала  при  слегка 
провисшей ветви цепи между звездочками.  

Поворотом  впускного  распределительного  вала  против  часовой  стрелки 

натянуть  цепь,  при  этом  метки  на  звездочке  должна  совпасть  с  верхней  плоско-
стью головки цилиндров. 

Установить  и  завернуть  моментом  54,9…60,8  Н·м  (5,6…6,2  кгс·м)  болты 

крепления  звездочек,  удерживая  распределительные  валы  от  проворачивания 
ключом за четырехгранник. 

Установить гидронатяжитель верхней цепи привода распределительных ва-

лов аналогично установке гидронатяжителя нижней цепи. 

Установить  средний  и  верхний  успокоители  цепи,  не  заворачивая  болты 

крепления  окончательно,  нанеся  предварительно  на  резьбу  болтов  анаэробный 
герметик «Фиксатор-6». 

Поворотом коленчатого вала двигателя по ходу вращения натянуть рабочие 

ветви цепи второй ступени и окончательно закрепить средний и верхний успокои-
тели цепи. 

Установить  втулку  на  передний  конец  коленчатого  вала  вплотную  к  звез-

дочке,  ориентируя  большой  внутренней  фаской  к  уплотнительному  резиновому 
кольцу. 

Напрессовать  с  помощью  специального  приспособления  шкив-демпфер  на 

передний  конец  коленчатого  вала  до  упора,  совместив  шпоночный  паз  шкива-
демпфера со шпоночным пазом коленчатого вала. 

Запрессовать  призматическую  шпонку  в  шпоночный  паз  переднего  конца 

коленчатого вала и шкива-демпфера. 

Завернуть стяжной болт коленчатого вала и затянуть моментом 166,6...196,0 

Н·м (17...20 кгс·м). 

По  окончании  сборки  произвести  контроль  установки  распределительных 

валов. Для этого провернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения на два 
оборота до совпадения метки (риски) на демпфере шкива коленчатого вала с вы-
ступом на крышке цепи. При этом метки на звездочках распределительных валов 
должны совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров. 

При  ремонте  двигателя,  связанном  со  снятием  распределительных  валов, 

головки  цилиндров  и  звездочек  на  промежуточном  валу  установку  привода  рас-
пределительных валов при сборке производить как указано выше. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  ..