Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 24

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   18  19  20  21  22  23  24  25  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 24

 

 

  

 

96 

При этом три дополнительных отверстия, смещенные от заводского устано-

вочного отверстия 2 по часовой стрелке, плюсовые, три других, смещенные про-
тив часовой стрелки, - минусовые, если смотреть на звездочку со стороны метки 
1. 

Привод распределительных валов  

с втулочными цепями: 

 

 

Привод распределительных валов  

с зубчатыми цепями: 

 

Рис.58. Звездочка распределительного вала  

с дополнительными отверстиями: 

1 – метка; 2 - заводское отверстие; 3 - дополнительные отверстия 

При  установке  звездочки  на  дополнительное  отверстие  заводская  устано-

вочная метка (метки) 1 на звездочке не будет совпадать с верхней плоскостью го-
ловки цилиндров. 

Если  для  корректировки  фаз  газораспределения  требуется  повернуть  рас-

пределительный  вал  по  ходу  его  вращения  (по  часовой  стрелке),  то  звездочку 
необходимо  установить  на  одно из дополнительных отверстий  с  плюсовым сме-
щением,  расположенное  справа  от  заводского  отверстия.  Если  требуется  повер-
нуть  распределительный  вал  в  направлении  противоположном  его  вращению 
(против часовой стрелки), то звездочку необходимо установить на одно из отвер-
стий с минусовым смещением, расположенное слева от заводского отверстия. 

Выбор  отверстия  на  звездочке  с  необходимой  величиной  углового  смеще-

ния производится в зависимости от величины отклонения положения кулачка от 
номинального значения. 

Далее работу продолжить в следующей последовательности: 
1.  Накинуть  цепь  на  звездочку  (с  одной  меткой)  выпускного  распредели-

тельного  вала  и  установить  её  на  фланец  и  штифт  распределительного  вала,  ис-
пользуя одно из отверстий. Поворотом выпускного распределительного вала про-
тив часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи. 

  

 

97 

2. Установить шаблон кулачка со стрелкой на первый кулачок выпускного 

распределительного  вала  и  проверить  фазу  выпуска.  Стрелка  при  натянутой  ве-
дущей ветви цепи должна показывать: 

- 19°30 ±2°40  для привода с втулочными цепями; 
- 19°±2°40  для привода с зубчатыми цепями.  
В противном случае установить звездочку на другое отверстие – повторить 

действия, начиная с п.1. 

3. Накинуть цепь на звездочку (с двумя метками – для привода с зубчатыми 

цепями)  впускного  распределительного  вала  и  установить  её  на  одно  из  отвер-
стий.  Поворотом  впускного  распределительного  вала  против  часовой  стрелки 
натянуть ведущую ветвь цепи. 

4.  Установить  шаблон  кулачка  со  стрелкой  на  первый  кулачок  впускного 

распределительного вала и проверить фазу впуска. Стрелка при натянутой веду-
щей ветви цепи должна показывать: 

- 20°30 ±2°40  для привода с втулочными цепями; 
- 20°±2°40  для привода с зубчатыми цепями. 
В противном случае установить звездочку на другое отверстие – повторить 

действия, начиная с п.3. 

5. Предварительно завернуть болты крепления звездочек. 
6. Разобрать и собрать («зарядить») гидронатяжитель, установить его в от-

верстие  головки цилиндров,  закрыть крышкой,  затянув  болты  крышки, и  вывер-
нуть пробку из крышки. 

7. Через отверстие в крышке гидронатяжителя металлическим стержнем или 

отверткой нажать на гидронатяжитель, переместив его до упора, затем отпустить - 
произойдет  «разрядка»  гидронатяжителя,  когда  стопорное  кольцо  на  плунжере 
выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжителя и даст возможность плунжеру 
и корпусу перемещаться под действием пружины. Корпус переместится до упора 
в крышку, а цепь через башмак будет натянута. 

8. Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на 

резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6». 

9.  Повернуть  коленчатый  вал  по  ходу  вращения  на  два  оборота  и  совме-

стить риску на шкиве-демпфере коленчатого вала с выступом на крышке цепи. 

10. Проверить установку фаз газораспределения с помощью транспортира и 

шаблона кулачка со стрелкой, как описано выше. В случае отклонения фаз газо-
распределения,  превышающих  предельно  допустимые  значения,  необходимо  по-
вторить корректировку фаз газораспределения. 

11. Завернуть и затянуть болты крепления звездочек распределительных ва-

лов окончательно моментом 54,9…58,8 Н·м (5,6…6,2 кгс·м). 

12. Установить верхний и средний успокоители цепи, завернув винты креп-

ления.  Предварительно  нанести  на  резьбу  винтов  крепления  успокоителей  анаэ-
робный герметик «Фиксатор-6». 

13. Произвести дальнейшую сборку двигателя в порядке обратном разборке. 

  

 

98 

Гидротолкатель 

После запуска холодного двигателя возможно появление стука гидротолка-

телей клапанов, который должен исчезнуть по мере прогрева двигателя до темпе-
ратуры охлаждающей жидкости плюс 80…90  С. Если стук не исчезает более чем 
через 30 минут после достижения указанной температуры, необходимо проверить 
исправность гидротолкателей как указано далее. 

Стук  появляющийся  при  пуске  холодного  двигателя,  многократном  пуске 

двигателя (при нескольких неудачных пусках), пуске двигателя после длительной 
стоянки  и  исчезающий  впоследствии  с  прогревом  двигателя  не  является  неис-
правностью  гидротолкателя.  Данный  стук  гидротолкателей  вызывается  всасыва-
нием воздуха в камеру гидрокомпенсатора гидротолкателя, что приводит к потере 
его жёсткости и работе привода клапанов с ударами. 

Для удаления воздуха рекомендуется выполнить следующие действия: 
– запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры. На 3…4 минуты 

установить режим работы двигателя на постоянной частоте вращения 2500 об/мин 
или на изменяющемся интервале частот вращения 2000…3000 об/мин, затем в те-
чение 15…30 секунд прослушать работу двигателя на холостом ходу. В 90 % слу-
чаев стук должен прекратиться; 

– если стук не прекратился, повторить цикл до 5 раз; 
– в случае, если стук не прекратился после вышеуказанных работ, отрабо-

тать ещё 15 минут на режиме частоты вращения 2000…3000 об/мин, затем 15…30 
секунд прослушать работу двигателя на холостом ходу. 

В  случае,  если  стук  не  устранился  после  5  циклов  плюс  15  минут  работы 

двигателя, необходимо выполнить следующие работы: 

-  при помощи стетоскопа  (или  другого прибора, усиливающего  звук)  лока-

лизовать источник стука; 

- снять крышку клапанов; 
-  медленно  проворачивая  распределительные  валы  установить  поочерёдно 

все гидротолкатели в положение «клапан полностью закрыт»  и в этом положении 
проверить их посредством приложения  усилия на рабочий торец по оси переме-
щения: 

а) упругая эластичность при кратковременном приложении усилия около 10 

Н (1 кгс) свидетельствует о наличии воздуха в камере высокого давления компен-
сатора; 

б) появление зазора между рабочим торцом гидротолкателя и кулачком при 

приложении нагрузки около 20…30 Н (2…3 кгс) на время 10…15 сек и исчезно-
вении после снятия нагрузки, свидетельствует о негерметичности обратного кла-
пана компенсатора или износе плунжерной пары гидрокомпенсатора; 

в)  наличие  зазора  между  рабочим  торцом  и  кулачком  распределительного 

вала свидетельствует о подклинивании компенсатора 

Заменить гидротолкатели имеющие вышеуказанные признаки. 
При  отсутствии  перечисленных  замечаний,  извлечь  все  гидротолкатели  из 

гнезд  головки  цилиндров    и  проверить  внешний  вид  гидротолкателей,  кулачков 
распределительного вала на наличие грубых царапин, трещин, следов износа, по-
сторонних частиц, загрязнения. Проверить подачу масла к гидротолкателям, при-

  

 

99 

работку на торце гидротолкателя и вращение в гнезде. Детали, имеющие неустра-
нимые замечания - заменить. Проверить осадку под нагрузкой клапанных пружин 
(см. «Головка цилиндров»).  

Гидротолкатели,  расположенные  в  местах,  локализованных  стетоскопом, 

заменить на новые. 

Гидронатяжитель 

Гидронатяжитель  подлежит  проверке  и  ремонту  при  обнаружении  стука  в 

зоне передней крышки головки цилиндров и крышки цепи. Стук отчетливо слы-
шен при резком сбросе частоты вращения коленчатого вала с помощью стетофо-
нендоскопа, приставленного к пробке крышки верхнего или нижнего гидронатя-
жителя,  причинами  которого  могут  быть  заклинивание  плунжера  и  негерметич-
ность шарикового клапана. 

Кроме гидронатяжителя причинами стука также могут быть: износ звездо-

чек, повышенная вытяжка цепи, разрушение успокоителя цепи. 

Для  снятия  гидронатяжителя  необходимо  отвернуть  два  болта  крепления 

крышки  гидронатяжителя,  снять  крышку  с  прокладкой,  затем  извлечь  из  отвер-
стия гидронатяжитель в разряженном состоянии. 

После  снятия  гидронатяжителя  с  двигателя  необходимо  проверить  его  со-

стояние. 

Внимание! 
После  каждого  снятия  гидронатяжителя  перед  его  последующей  уста-

новкой  на двигатель необходимо его разобрать и «зарядить». 

1. Проверка состояния, разборка и зарядка гидронатяжителей, применяемых 

без адаптеров. 

Если  плунжер  гидронатяжителя  при надавливании  на  его  сферический  ко-

нец пальцем руки неподвижен – он заклинен. Заклинивание плунжера, как прави-
ло,  вызвано перекосом и  заклиниванием  запорного кольца,  имеющего  на  торцах 
разреза с трудом различимые на глаз заусенцы или неплоскостность, образующи-
еся  при  изготовлении  кольца.  Заклиненный  гидронатяжитель  можно  восстано-
вить,  разобрав  его,  промыв  его  детали  в  керосине  и  заменив  запорное  кольцо 
(наружный диаметр кольца 16,6

-0,3

 мм, материал – пружинная проволока диамет-

ром 1 мм). 

Чтобы  проверить  герметичность  шарикового  клапана  и  резьбы  корпуса, 

необходимо, не выливая масло из гидронатяжителя, вынуть из корпуса плунжер и 
пружину.  Вставить  плунжер  сферическим  торцом  в  отверстие  корпуса  гидро-
натяжителя. Надавливая на противоположный торец плунжера большим пальцем 
руки,  визуально  определить  величину  пропуска  масла.  Даже  незначительный 
пропуск масла через клапан или резьбу свидетельствует об их негерметичности. 
Допускается незначительное капельное выделение масла через две диаметрально 
расположенные  риски  на  торце  корпуса  гидронатяжителя,  предназначенные  для 
выхода воздуха из его внутренней полости. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   18  19  20  21  22  23  24  25  ..