Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 18

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  ..

 

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 18

 

 

  

 

72 

Вероятная причина 

Способ устранения 

9. Стуки в двигателе 

а) износ вкладышей коленчатого вала;  произвести ремонт двигателя 
б) износ шатунно-поршневой группы;  произвести ремонт двигателя 
в) износ поршней, цилиндров, задир 
цилиндра; 

произвести ремонт двигателя 

г) неисправен гидротолкатель клапана;  заменить гидротолкатель 
д) неисправен гидронатяжитель цепи; 

заменить гидронатяжитель 

е) повышенное удлинение цепи – рав-
номерный шум в передней части двига-
теля, усиливающийся при средних обо-
ротах и переменных нагрузках; 

проверить увеличение длины цепей, 
при необходимости заменить цепи со 
звездочками комплектом 

ж) задир стержня клапана в направля-
ющей втулке; 

произвести ремонт головки цилиндров 

з) осадка под нагрузкой клапанной 
пружины; 

заменить пружину 

и) ослабло крепление шкива-демпфера 
коленчатого вала; 

подтянуть болт 

к) неисправен подшипник генератора;  заменить подшипник на СТО 
л) стук подшипника водяного насоса; 

заменить водяной насос с электромаг-
нитной муфтой 

м) стук подшипника направляющего 
ролика ремня привода агрегатов 

заменить направляющий ролик 

  

 

73 

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ 

Необходимость в  капитальном  ремонте двигателя наступает после пробега 

200…250 тыс.км в зависимости от условий эксплуатации. К этому пробегу зазоры 
достигают величин, вызывающих падение мощности, уменьшение давления масла 
в масляной магистрали, резкое увеличение расхода масла, чрезмерное дымление 
двигателя, повышенный расход топлива. Также могут возникать стуки при работе 
двигателя вследствие ударной работы предельно изношенных деталей. 

Ориентировочно зазоры в сопряжении основных деталей вследствие износа 

не должны превышать следующих величин, мм: 

 
юбка поршня - цилиндр блока ................................................................ 0,25 
поршневое кольцо - канавка в поршне (по высоте) ............................. 0,15 
поршень - поршневой палец ................................................................. 0,015 
замок поршневого кольца ......................................................................... 1,5 
втулка шатуна - поршневой палец ......................................................... 0,03 
шатунные и коренные подшипники - шейки коленчатого вала ......... 0,15 
стержень клапана – втулка ...................................................................... 0,20 
шейки распределителных валов – опоры в головке цилиндров ......... 0,20 
осевой люфт коленчатого вала ............................................................... 0,36 
 
Работоспособность двигателя может быть восстановлена заменой изношен-

ных деталей новыми, стандартного размера или обработкой изношенных деталей 
до ремонтных размеров  и  применением  сопряженных  с ними  новых деталей  ре-
монтного размера. 

Для этой цели выпускаются поршни, поршневые кольца, вкладыши шатун-

ных  и  коренных  подшипников  коленчатого  вала,  полушайбы  упорного  подшип-
ника коленчатого вала ремонтных размеров. 

Разборка двигателя 

Двигатели,  поступающие  в  ремонт,  должны  быть  тщательно  очищены  от 

грязи.  Разборку  двигателя,  как  и  сборку,  рекомендуется  производить  на  стенде, 
позволяющем  устанавливать  двигатель  в  положениях,  обеспечивающих  свобод-
ный доступ ко всем деталям во время разборки и сборки. 

Разборку  и  сборку  двигателей  необходимо  производить  инструментом  со-

ответствующего  размера  (гаечные  ключи,  съемники,  приспособления),  рабочая 
поверхность которых должна быть в хорошем состоянии. 

Необходимые  специальные  инструменты  и  приспособления  для  разборки 

двигателя приведены в приложении 7. 

При индивидуальном методе ремонта детали, пригодные для дальней-

шей  работы,  должны  быть  установлены  на  свои  прежние  места.  Для  этого 
такие детали как поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны, 
вкладыши, клапаны, гидротолкатели и др., при снятии их с двигателя, необ-
ходимо маркировать любым способом, не вызывающим порчу деталей (кер-
нение,  надписывание,  прикрепление  бирок  и  др.),  или  укладывать  их  на 
стеллажи с пронумерованными отделениями в порядке, соответствующем их 

  

 

74 

расположению на двигателе. 

При  обезличенном  методе  ремонта  двигателей  надо  помнить,  что  крышки 

шатунов  с  шатунами,  крышки  коренных  подшипников  с  блоком  цилиндров, 
крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатываются в 
сборе и поэтому их разукомплектовывать нельзя. 

В гидронатяжителях разукомплектация корпуса с плунжером не допускает-

ся. 

Перед  тем,  как  приступить  к  разборке  основных  механизмов  двигателя, 

необходимо снять картер сцепления и навесное оборудование: генератор, стартер, 
регулятор холостого хода, датчики, ремень привода водяного насоса. 

Установить двигатель на стенд. 
Разборка механизмов двигателя: 
1.  Снять указатель уровня масла. 
2.  Снять стартер. 
3.  Снять картер сцепления. 
4.  Снять провода высокого напряжения со свечными наконечниками. 
5.  Снять, при необходимости, катушки зажигания. 
6.  Ослабить  натяжение  ремня  привода  водяного  насоса  и  генератора  и 

снять ремень. 

7.  Ослабить крепление генератора и снять генератор с кронштейном. 
8.  Снять шланг основной ветви вентиляции картера. 
9.  Снять шланги подогрева дросселя. 
10. 

Снять,  при необходимости,  впускную  трубу  с  ресивером,  дросселем, 

топливопроводом  и  регулятором  холостого  хода  в  сборе,  предварительно  отсо-
единив  шланг  малой  ветви  вентиляции  от  трубки  крышки  клапанов  и  ослабив 
гайки крепления впускной трубы к головке цилиндров. 

11.  Снять,  при  необходимости,  теплоизоляционный  экран  и  выпускной 

коллектор. 

12.  Снять трубку забора охлаждающей жидкости со скобой. 
13.  Снять  крышку  клапанов  с  установленными  на  ней  катушками  зажига-

ния. 

14.  Снять переднюю крышку головки цилиндров. 
15.  Снять верхний и средний успокоители цепи. 
16.  Снять крышку  верхнего  гидронатяжителя  цепи и  вынуть  гидронатяжи-

тель с шумоизоляционной прокладкой и адаптером (при его наличии). 

17.  Отвернуть болт крепления звездочки впускного распределительного ва-

ла, удерживая ключом распределительный вал от поворачивания, и снять звездоч-
ку. 

18.  Снять крышки распределительных валов, проверив правильность меток 

на них. 

19.  Снять  цепь  со  звездочки  выпускного  распределительного  вала  и  снять 

распределительные валы. 

20.  Ослабить хомуты шланга корпуса термостата. 
21.  Отвернуть  винты  крепления  корпуса  термостата  и  снять  термостат  с 

корпусом. 

  

 

75 

22.  Отвернуть болты крепления головки цилиндров и снять головку цилин-

дров и прокладку головки цилиндров. 

Если нет необходимости в разборке и ремонте термостата, ресивера, впуск-

ной  трубы,  выпускного  коллектора  и  головки  цилиндров,  то  головка  цилиндров 
может быть снята вместе с этими узлами. 

23.  Вынуть гидротолкатели из головки цилиндров с помощью магнита или 

присоски. 

24.  Перевернуть двигатель на стенде. 
25.  Снять усилитель картера сцепления. 
26.  Снять  масляный  картер.  Для  страгивания  масляного  картера  рекомен-

дуется использовать специальную оправку. 

27.  Снять масляный насос и его прокладку. 
28.  Вынуть шестигранный валик привода масляного насоса. 
29.  Отвернуть масляный фильтр. 
30.  Отвернуть  штуцер  масляного  фильтра  и  снять  термоклапан  и  его  про-

кладку. 

31.  Снять крышки шатунов вместе с вкладышами. 
32.  Вынуть  поршни  вместе  с  шатунами.  Перед  разборкой  шатунно-

поршневой  группы  проверить  правильность  меток  на  шатунах  и  их  крышках,  а 
также их соответствие порядковым номерам цилиндров. 

33.  Отвернуть  стяжной  болт  коленчатого  вала  и  снять  шкив-демпфер  ко-

ленчатого вала с помощью съёмника (рис.42). 

 

Рис.42. Снятие шкива коленчатого вала с помощью съемника: 

34.  Снять шпонку шкива-демпфера. 
35.  Снять  крышку  нижнего  гидронатяжителя  цепи  и  вынуть  гидронатяжи-

тель с шумоизоляционной прокладкой и адаптером (при его наличии). 

36.  Снять, при необходимости, водяной насос и его прокладку. 
37.  Снять кронштейн с натяжным роликом ремня. 
38.  Снять крышку цепи. Если нет необходимости в замене водяного насоса, 

то крышка цепи может быть снята с ним. 

39.  Снять верхнюю цепь привода распределительных валов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  ..