Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 15

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 15

 

 

  

 

60 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ 

Для  обеспечения  надлежащего  технического  состояния,  постоянной  готов-

ности двигателя к работе и поддержания его высоких эксплуатационных качеств 
необходимо применять  топливо,  моторное  масло  и охлаждающую  жидкость,  ре-
комендуемые  настоящим  Руководством,  и  своевременно  выполнять  работы  по 
техническому обслуживанию. 

Операции  технического  обслуживания  и  их  периодичность  приведены  в 

сервисной книжке автомобиля или двигателя. 

Периодичность технического обслуживания 

Периодичность  технического  обслуживания  устанавливается  в  километрах 

пробега автомобиля и по сроку эксплуатации, в зависимости от того, что наступит 
ранее. 

Периодичность обслуживаний ТО-1 и ТО-2 в километрах пробега устанав-

ливается в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля – в соот-
ветствии с ГОСТ 21624 (табл.1). Отклонение от километража допускается в пре-
делах   500 км. 

По сроку эксплуатации периодичность обслуживания ТО-1 не должна пре-

вышать 12 месяцев, ТО-2 – 24 месяца. 

 

Таблица 1 

Категория условий  

эксплуатации 

Периодичность технического  

обслуживания, км 

ТО – 1 (А ) 

ТО – 2 (Б

*

10 000 

20 000 

II 

9 000 

18 000 

III 

8 000 

16 000 

IV 

7 000 

14 000 

6 000 

12 000 

Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год  – осенью 

совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2 для подготовки дви-
гателя к смене сезона эксплуатации.  

                                           

 Обозначение вида обслуживания по сервисной книжке 

  

 

61 

Техническое обслуживание 

Система смазки 

Внимание!  
Следует применять только рекомендованные моторные масла. От этого 

зависит долговечность деталей двигателя. 

Запрещается смешивать моторные масла различных марок и фирм из-

готовителей!  При  заливке  моторного  масла  другой  марки  или  фирмы  про-
мывка  системы  смазки  промывочным  маслом  обязательна.  Выбор  промы-
вочного масла  осуществляйте  в  соответствии  с  рекомендациями  фирмы  из-
готовителя заливаемого нового масла. 

1. Проверку уровня масла производить ежедневно перед первым запуском 

двигателя,  при  этом  автомобиль  должен  стоять  на  ровной  горизонтальной  пло-
щадке. После остановки двигателя уровень масла следует проверять не ранее, чем 
через 10 минут, чтобы оно успело стечь в масляный картер. 

На  указателе  уровня  масла  имеются  две  метки:  «0»  и  «П».  Уровень  масла 

должен находиться между этими метками. При эксплуатации автомобиля по пере-
сеченной  местности  уровень  масла  следует  поддерживать  вблизи  метки  «П»,  не 
превышая ее. При необходимости долить масло.  

Количество  масла,  необходимое  для  доливки  в  масляный  картер  от  метки 

«0» до метки «П», составляет примерно 1 литр. 

Смешивание масел разных марок не допускается, так как эксплуатационные 

свойства смеси масел ухудшаются. 

2. Замену масла производить с одновременной заменой масляного фильтра. 

Слив  масла  производить  на  прогретом  двигателе.  В  этом  случае  масло  имеет 
меньшую вязкость и хорошо стекает. 

Для замены масла установить автомобиль на ровной площадке или эстака-

де,  открыть  крышку  маслоналивной  горловины  крышки  клапанов  и  отвернуть 
сливную пробку масляного картера двигателя. Масло стекает не менее 10 минут. 
При  сливе  масла  соблюдайте  осторожность  –  масло  может  быть  очень  горячим. 
Завернуть сливную пробку масляного картера. 

Перед  заворачиванием  пробки  сливного  отверстия  проверить  состояние 

уплотнительной прокладки. Поврежденную прокладку заменить новой. 

Одновременно  со  сменой  масла  необходимо  заменить  масляный  фильтр. 

Перед  установкой  фильтра  смазать  моторным  маслом  резиновую  прокладку 
фильтра. Навернуть фильтр на штуцер до касания резиновой прокладкой фильтра 
поверхности термоклапана и затем довернуть рукой на ¾ оборота. 

Внимание! 
На  новые  двигатели  завод-изготовитель  устанавливает  масляные 

фильтры уменьшенной высоты, которые должны быть заменены при прове-
дении первого технического обслуживания на масляные фильтры увеличен-
ной  высоты  (не  менее  90  мм)  и  диаметром  95…100 мм,  имеющих  увеличен-
ную грязеёмкость и рассчитанных на больший пробег до своей замены. 

  

 

62 

При  смене масляного  фильтра  проверить  затяжку  штуцера  масляного 

фильтра, при необходимости подтянуть. 

Залить свежее масло до верхней метки на указателе уровня масла и устано-

вить крышку маслоналивной горловины крышки клапанов, затем пустить двига-
тель.  После  выключения  лампы  сигнализатора  аварийного  давления  масла  оста-
новить двигатель, убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки фильтра. 
Дать маслу стечь в картер в течение 10 минут и еще раз проверить уровень масла. 
При необходимости долить. 

При  замене  одной  марки  масла  на  другую  необходимо  промыть  систему 

смазки двигателя. Для промывки системы смазки двигателя необходимо: 

- слить из картера прогретого двигателя отработавшее масло; 
- залить специальное промывочное или заменяющее масло на 2…4 мм выше 

верхней метки «П» указателя; 

- пустить двигатель и дать ему поработать на минимальной частоте враще-

ния коленчатого вала не менее 10 минут; 

- слить специальное промывочное или заменяющее масло; 
- заменить масляный фильтр; 
- залить свежее масло; 
-  пустить  двигатель. После выключения  лампы  аварийного  давления  масла 

остановить двигатель и через 10 минут проверить уровень масла. При необходи-
мости долить масло. 

Система вентиляции картера 
Уход  за  системой  вентиляции  картера  заключается  в  периодической  про-

верке  герметичности  соединений,  промывке  и  очистке  каналов  деталей  системы 
вентиляции.  

Проверку  герметичности  системы  производить  ежедневно  перед  выездом 

автомобиля путем визуального осмотра. 

При необходимости, величину давления в картере двигателя можно опреде-

лить с помощью водного пьезометра, соединенного с картером через трубку ука-
зателя уровня масла. При работе двигателя на минимальной частоте вращения ко-
ленчатого вала холостого хода должно быть разрежение в картере двигателя. 

Периодически  при  проведении  технического  обслуживания  или  в  случае 

наличия давления картерных газов следует произвести очистку деталей системы 
вентиляции в следующей последовательности: 

1. Снять шланги вентиляции и крышку клапанов. 
2.  Очистить  от  смолистых  отложений и  нагара промывкой  в  моющем рас-

творе  полость  маслоотделителя  крышки  клапанов,  каналы  шлангов  вентиляции. 
Промывку  полости  маслоотделителя  производить  без  снятия  маслоотражателя. 
Прочистить отверстия в трубках слива масла маслоотражателя, отверстия патруб-
ков вентиляции крышки клапанов и корпуса дросселя, трубки вентиляции крыш-
ки клапанов и трубки добавочного воздуха. 

3. Протереть детали насухо или продуть сжатым воздухом. Установить сня-

тые  детали  на  двигатель.  При  сборке  и  установке  деталей  системы  вентиляции 
обеспечить герметичность соединений. 

  

 

63 

Система охлаждения 

Уход  за  системой  охлаждения  заключается  в  ежедневной  проверке  уровня 

охлаждающей  жидкости  и  герметичности  системы,  периодической  замене  охла-
ждающей жидкости с промывкой системы и очистке контрольного отверстия во-
дяного насоса. 

Внимание!  
При обслуживании системы охлаждения следует учитывать, что низко-

замерзающие охлаждающие жидкости являются пищевым ядом и при работе 
с ними необходимо соблюдать меры предосторожности и не допускать их по-
падание в организм. 

1.  Проверку  уровня  охлаждающей  жидкости  производить  ежедневно  пе-

ред первым запуском двигателя. Уровень жидкости в расширительном бачке дол-
жен соответствовать указанному в руководстве по эксплуатации автомобиля. При 
необходимости долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок. Для за-
правки использовать только рекомендованные охлаждающие жидкости. 

Проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке следу-

ет только на холодном двигателе. Не следует заправлять расширительный бачок 
выше  максимально  допустимого  уровня  потому,  что  низкозамерзающие  охла-
ждающие  жидкости  имеют  высокий  коэффициент  теплового  расширения  и  при 
увеличении температуры их объем существенно увеличивается. 

В  случае  частой  доливки  проверить  герметичность  системы  охлаждения  и 

устранить подтекание. 

Внимание! 
Не  допускается  использование  воды  в  качестве  охлаждающей  жидко-

сти.  Применение  воды  приводит  к  появлению  коррозии  и  образованию 
накипи, которая забивает протоки в головке, блоке цилиндров и радиаторе, 
из-за чего ухудшается циркуляция жидкости и охлаждение деталей двигате-
ля.  В  результате  происходит  ускоренный  износ  деталей  двигателя  и  может 
произойти выход двигателя из строя. В холодное время года замерзание воды 
в  системе  охлаждения  может  привести  к  разрушению  блока  цилиндров,  го-
ловки цилиндров и радиатора. 

2.  Проверку  плотности  охлаждающей  жидкости  производить  при  сезон-

ном  обслуживании  перед  началом  зимней  эксплуатации  с  помощью  ареометра, 
которая при температуре жидкости плюс 15…25 ºС должна быть следующей: 

ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М ............................................. 1,075-1,085 г/см

3

 

ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М ............................................. 1,085-1,100 г/см

3

 

«Cool Stream Standard-40» .................................................. 1,068-1,072 г/см

3

 

«Cool Stream Standard-65» .................................................. 1,083-1,085 г/см

3

 

Термосол марки А-40 .......................................................... 1,070-1,090 г/см

3

 

Термосол марки А-65 .......................................................... 1,075-1,095 г/см

3

 

При несоответствии плотности указанным величинам необходимо заменить 

охлаждающую жидкость. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..