Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 14

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 14

 

 

  

 

56 

Комплексная микропроцессорная система  

управления двигателем 

Микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40522.10 предна-

значена: 

– для обеспечения оптимальной работы двигателя на всех режимах с учетом 

топливной  экономичности,  выбросов  токсичных  веществ  в  отработавших  газах, 
пусковых и ездовых качеств автомобиля; 

–  для  автоматизированного  контроля  технического  состояния  двигателя,  а 

также проведения внешней диагностики. 

Принципиальная схема системы управления показана на рис.40. Электриче-

ская схема соединений системы управления двигателем приведена в прил.2. Ком-
поненты системы управления приведены в прил.3. Коды неисправностей системы 
управления двигателем приведены в прил.4. 

Для  диагностирования  системы  управления двигателем  ЗМЗ-40522.10 при-

меняется диагностический тестер АСКАН-10 или аналогичные. 

 

Рис.40. Принципиальная схема системы управления 

 Блок  управления  получает  информацию  с  датчиков  системы  и  по  сложной 

логике  вырабатывает  сигналы  управления,  необходимые  для  функционирования 
систем двигателя, обеспечивающих его работу: 

 а)  топливоподача  в  двигатель:  блок  управляет  включением-выключением 

бензонасоса, порядком и длительностью открытия форсунок; 

 б) искровое зажигание: блок управляет катушками зажигания для искрооб-

разования в свечах зажигания; 

 в) защита от детонации: блок формирует угол опережения зажигания, обес-

печивающий работу двигателя без детонации; 

 г) стабилизация частоты вращения холостого хода: блок регулирует откры-

тие регулятора холостого хода для поддержания частоты вращения холостого хо-
да; 

  

 

57 

 д)  электромагнитная  муфта  вентилятора  системы  охлаждения:  блок  управ-

ляет включением-выключением реле электромагнитной муфты системы охлажде-
ния. 

Датчики и узлы системы управления, размещенные на двигателе 

1.  Датчик  синхронизации  (положения  коленчатого  вала  двигателя),  индук-

ционного типа, размещен на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала. Пред-
назначен  для  определения  блоком  управления  углового  положения  и  частоты 
вращения коленчатого вала двигателя. 

Формирует  электрический  сигнал  при  взаимодействии  магнитного  поля 

датчика со специальным зубчатым диском (60-2 зуба),  установленным на шкиве 
коленчатого  вала.  Взаимная  ориентация  диска  синхронизации  и  датчика  такова, 
что момент прохождения осью датчика сбега двадцатого зуба диска синхрониза-
ции соответствует  нахождению поршня первого и четвертого цилиндров в верх-
ней мертвой точке. Отсчет номера зуба – от пропуска в направлении, противопо-
ложном вращению коленчатого вала двигателя. 

2.  Датчик  фазы  (положения  распределительного  вала)  -  на  эффекте  Холла, 

размещен на головке цилиндров. Предназначен для определения блоком управле-
ния фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя. 

Формирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчи-

ком (отогнутая пластина), установленном на выпускном распределительном вале. 
Момент  начала  формирования  сигнала  датчиком  фазы,  при  наличии  совпадения 
сбега первого зуба диска 60-2 с осью датчика синхронизации, свидетельствует о 
начале такта сжатия в первом цилиндре. 

3.  Датчик  положения  дроссельной  заслонки  -  установлен  на  корпусе  дрос-

сельной  заслонки  и  связан  с  осью  вращения  заслонки.  Датчик  магниторезистив-
ный (двухканальный), предназначен для определения блоком управления углово-
го положения дроссельной заслонки. 

4.  Датчик  температурного  состояния  двигателя,  терморезистивный.  Один 

размещен в корпусе термостата, другой – на впускной трубе.  

Предназначены  для  определения  температурного  состояния  двигателя  и 

корректировки регулировок систем питания и зажигания. 

5. Датчик детонации пьезоэлектрический, размешен на блоке цилиндров со 

стороны впускной системы, в зоне 4-го цилиндра.  

Предназначен для выявления блоком управления детонационного сгорания 

в двигателе. 

6.  Регулятор  холостого  хода  (добавочного  воздуха)  предназначен  для  под-

держания частоты вращения коленчатого вала при пуске, на холостом ходу, при 
прогреве.  Регулятор  обеспечивает  в  этих  режимах  подачу  воздуха  в  двигатель  в 
обход дроссельной заслонки (байпас).  

Регулятор закреплен на ресивере и представляет собой неразборный агрегат 

в виде клапана, регулирующего подачу воздуха на указанных выше режимах ра-
боты. 

7.  Катушки  зажигания  предназначены  для  вырабатывания  электрического 

тока высокого напряжения, необходимого для образования искры в свечах зажи-
гания и воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. 

  

 

58 

Катушки  зажигания  (2  шт.)  установлены  на  крышке  клапанов  и  представ-

ляют собой трансформаторы, преобразующие низкое напряжение, поступающее в 
первичное обмотку, в высокое напряжение, снимаемое со вторичной обмотки. 

8.  Свечи  зажигания  типа  АУ14ДВРМ  -  малогабаритного  исполнения,  с  по-

мехоподавительным  резистором, четыре,  ввернуты  в  головку  цилиндров  по цен-
тру камер сгорания. Зазор между электродами свечей 0,70…0,85 мм. 

Кроме этого, компонентами системы управления, размещенными на двига-

теле,  являются  электромагнитные  форсунки  и  электромагнитная  муфта  привода 
вентилятора системы охлаждения, информации по которым приведена в соответ-
ствующих разделах руководства.  

Датчики и узлы системы управления, размещенные на автомобиле 

1.  Датчик  массового  расхода  воздуха  ДМРВ  термоанемометрический,  пле-

ночный, размещен между воздушным фильтром и дроссельным патрубком двига-
теля. Предназначен для определения блоком управления расхода воздуха (напол-
нения цилиндров) двигателя.  

В ДМРВ встроен датчик температуры, терморезистивного типа. Предназна-

чен для измерения блоком управления температуры воздуха на впуске. 

2.  Датчик  кислорода  (лямбда-зонд),  циркониевый,  с  управляемым  электро-

подогревом, размещен до нейтрализатора, на приемной трубе выхлопной системы 
автомобиля. Предназначен для определения блоком управления состава смеси до 
нейтрализатора (на выпуске двигателя). 

Цепи подогрева датчика кислорода управляются непосредственно от блока 

управления. 

3. Датчик скорости автомобиля, на эффекте Холла, размещение на приводе 

спидометра  коробки  передач.  Предназначен  для  измерения  блоком  управления 
скорости автомобиля. 

4.  Адсорбер  паров  бензина  с  клапаном  продувки,  электромагнитным,  раз-

мещение  в  подкапотном  пространстве  автомобиля.  Предназначен  для  улавлива-
ния топливных паров из бензобака и их аккумулирования в адсорбере. 

По  команде  от  блока  управления,  клапан  коммутирует  магистраль,  соеди-

няющую адсорбер и впускную трубу  двигателя (подвод  – через штуцер за дрос-
сель). Клапан предназначен для продувки (регенерации) адсорбера. 

5. Погружной электробензонасос, размещен в бензобаке автомобиля. Пред-

назначен для подачи топлива в топливопровод. 

6.  Диагностический  разъем,  размещение  в  салоне  автомобиля  на  крон-

штейне педали акселератора.  

Предназначен для обеспечения информационного обмена блока управления 

с диагностическим оборудованием. 

В  памяти  блока  управления  сохраняются  параметры  эксплуатации  автомо-

биля  и  информация  по  неисправностям  в  виде  кодов  неисправности,  доступная 
для считывания диагностическим оборудованием через разъем диагностики. 

7.  Реле  электромагнитные,  размещение  в  подкапотном  пространстве  авто-

мобиля. 

Предназначены для коммутации напряжения бортовой сети автомобиля по 

команде от блока управления: 

  

 

59 

– (Главное) – на исполнительные механизмы, датчики системы управления 

и блок управления; 

– (Бензонасоса) – на электропривод погружного бензонасоса. 
8. Индикатор диагностики – лампа, желтого (оранжевого) цвета с символом 

мотора, размещение на панели приборов автомобиля. Предназначен для индика-
ции нарушений в функционировании системы управления и выполнения функций 
бортовой диагностики. 

При  включении  зажигания,  индикатор  должен  включиться,  и  в  случае  не 

обнаружения бортовой диагностикой неисправностей, погаснуть через 5 10 сек. 
Разнохарактерное горение сигнализатора в движении указывает на выход из строя 
некоторых  элементов  системы  управления двигателем.  Пуск  двигателя  и  движе-
ние автомобиля при свечении лампы неисправности, в целях предотвращения по-
вреждения  нейтрализатора  или  нарушения  функций  управления,  без  предвари-
тельной диагностики системы нежелательно. 

9.  Блок  управления  Микас  7.1,  микропроцессорный,  размещение  в  подка-

потном пространстве автомобиля. Исполнение блока управления может меняться, 
в зависимости от комплектации автомобиля. 

10. Жгут проводов системы управления, в зависимости от комплектации ав-

томобиля. 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  ..