Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 11

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 11

 

 

  

 

44 

Термоклапан (рис.30) – предназначен для автоматического регулирования 

подачи  масла  в  масляный  радиатор  в  зависимости  от  температуры  масла  и  его 
давления. На двигателе термоклапан установлен между блоком цилиндров и мас-
ляным фильтром. 

В алюминиевом корпусе 3 термоклапана расположены предохранительный 

клапан, состоящий из шарика 4 и пружины 5, и перепускной клапан, состоящий из 
плунжера 1, управляемого термосиловым датчиком 2, и пружины 10. Клапаны за-
крыты резьбовыми пробками 7 и 8 с уплотнительными прокладками 6 и 9. 

Шланг подачи масла в радиатор подсоединяется к штуцеру 11. 

 

Рис.31. Термоклапан: 

1 – плунжер; 2 – термосиловой датчик; 3 – корпус термоклапана; 4 – шарик; 5 – пружина шари-
кового  клапана;  6  –  прокладка;  7,  8  –  пробка;  9  –  прокладка;  10  –  пружина  плунжера;  
11 – штуцер 

Масло под давлением подается от масляного насоса в полость термоклапана 

А.  При  давлении  масла  выше  0,7…0,9  кгс/см

2

  шариковый  клапан  открывается  и 

масло поступает в канал Б корпуса термоклапана к плунжеру 1.  

При достижении температуры масла 81 ± 2 °С поршень термосилового эле-

мента  2,  омываемого  потоком  горячего  масла,  преодолевая  сопротивление  пру-
жины 10, начинает перемещать плунжер, открывая путь потоку масла из канала Б 
термоклапана к масляному радиатору. 

Шариковый клапан предохраняет трущиеся детали двигателя от излишнего 

падения давления масла в системе смазки. 

 

  

 

45 

Система охлаждения 

Система  охлаждения  (рис.31)  -  жидкостная,  закрытая,  с  принудительной 

циркуляцией охлаждающей жидкости.  

Система  охлаждения  двигателя  состоит  из  рубашек  охлаждения  блока  ци-

линдров  7  и  головки  цилиндров  1,  водяного  насоса  с  электромагнитной  муфтой 
включения вентилятора 6 и термостата 3.  

Вентилятор  системы  охлаждения  крепится  к  ступице  электромагнитной 

муфты водяного насоса. 

 

Рис.32. Схема системы охлаждения двигателя: 

1 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 2 – дроссельный патрубок; 3 – термостат; 4 – дат-
чик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 – датчик сигнализатора перегрева охла-
ждающей  жидкости;  6 –  водяной  насос  с  электромагнитной  муфтой;  7  -  рубашка  охлаждения 
блока цилиндров; 8 - трубка забора охлаждающей жидкости; 9 – сливная пробка блока цилин-
дров; 10 - патрубок отопителя 

Циркуляция  охлаждающей  жидкости  в  системе  создается  центробежным 

водяным насосом, приводимым ремнем от коленчатого вала. Насос подает  охла-
ждающую  жидкость  в  рубашку  охлаждения  блока  цилиндров,  откуда  жидкость 
поступает в рубашку головки цилиндров и далее в корпус термостата. Термостат 
автоматически  открывает циркуляцию охлаждающей  жидкости  через  радиатор  в 
зависимости от температуры. 

  

 

46 

Через штуцер  крышки термостата  в расширительный бачок отводится воз-

дух  при  заполнении  системы  и  возникающий  при  работе  двигателя  в  системе 
охлаждения пар. Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через 
пробку 9, расположенную на левой стороне блока цилиндров. 

Охлаждающая жидкость подаётся по шлангам в канал дроссельного патруб-

ка 2 для его подогрева с целью исключения обледенения. 

Оптимальный  температурный  режим  охлаждающей  жидкости  с  точки  зре-

ния минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80...100

 

°С. 

Контроль  за  температурой  охлаждающей  жидкости  осуществляется  с  по-

мощью датчика указателя температуры охлаждающей жидкости 4 и датчика сиг-
нализатора  перегрева  охлаждающей  жидкости  5.  Указатель  температуры  охла-
ждающей жидкости и сигнализатор перегрева (контрольная лампа) расположены 
в составе комбинации приборов автомобиля. 

Водяной  насос  с  электромагнитной  муфтой  (рис.32)  представляет  собой 

сборный узел, состоящий из водяного насоса системы охлаждения и электромаг-
нитной муфты привода вентилятора. Водяной насос с электромагнитной муфтой 
установлен на крышке цепи.  

Водяной насос – центробежного типа, подача охлаждающей жидкости осу-

ществляется  в  блок  цилиндров.  Герметичность  насоса  обеспечивается  самопод-
жимным торцевым уплотнением 7, которое запрессовывается в корпус 6 водяного 
насоса и на валик подшипника 11.  

Проникающая  через  уплотнение  охлаждающая  жидкость  не  попадает  в 

подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 9, закрытую заглуш-
кой. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигате-
ля постепенно испаряется через отверстия 10 и 4. Проникающий через уплотнение 
пар испаряется в атмосферу через отверстие 4. 

В  эксплуатации  необходимо  следить  за  чистотой  отверстия  10,  и,  для 

предотвращения преждевременного  выхода подшипника   из  строя, при проведе-
нии технического обслуживания очищать от загрязнений. 

Наличие  постоянной  течи  из  контрольного  отверстия  10  говорит  о  потере 

герметичности  уплотнения  и  необходимости  замены  водяного  насоса  с  электро-
магнитной муфтой. 

Подшипник  11  удерживается  от  перемещения  в  корпусе  водяного  насоса 

фиксатором 3, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защит-
ными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе и в процессе 
эксплуатации добавления смазки не требует. На валик подшипника напрессована 
стальная, штампованная крыльчатка 8. 

На  переднем  конце  корпуса  водяного  насоса  неподвижно  на  держателе 

установлена  катушка  электромагнита  12  электромагнитной  муфты.  Ступица  1 
крепления  вентилятора  установлена  на  валике  подшипника  водяного  насоса  на 
шариковом подшипнике.  

При отсутствии напряжения на электромагните ступица 1 вместе с ведомым 

диском 13 разъединена со шкивом 2 и вращается свободно с небольшой угловой 
скоростью.  

При подаче напряжения на электромагнит муфты ведомый диск 13, преодо-

левая усилие пластинчатых пружин 14, притягивается к шкиву 2 и ступица венти-

  

 

47 

лятора начинает вращаться совместно со шкивом и валиком подшипника водяно-
го  насоса.  Когда  напряжение  с  электромагнита  муфты  снимается,  пластинчатые 
пружины 14 отводят диск 13 от шкива 2, разъединяя ступицу и шкив. 

Подключение электромагнитной муфты к системе электрооборудования ав-

томобиля осуществляется с помощью разъёма 5. 

Подача напряжения на электромагнит муфты происходит по сигналу с бло-

ка  управления  через  реле  при  повышении  температуры  охлаждающей  жидкости 
свыше плюс 93   2 °С, выключение – при снижении ниже плюс 91   2  С. 

 

Рис.33. Водяной насос с электромагнитной муфтой: 

1  –  ступица  вентилятора;  2  –  шкив;  3  –  фиксатор  подшипника;  4  –  отверстие  для  испарения 
жидкости; 5 – гнездовая колодка; 6 – корпус водяного насоса; 7 – уплотнение; 8 – крыльчатка;  
9 – дренажная полость; 10 – контрольное отверстие; 11 – подшипник; 12 – катушка электромаг-
нита; 13 – ведомый диск; 14 – пластинчатые пружины 

Основные параметры электромагнитной муфты: 

1.  Напряжение питания – 10,8…15 В. 
2.  Потребляемая электрическая мощность – не более 50 Вт. 

3.  Передаваемый крутящий момент при напряжении 12 В – не менее 20 Н·м 

(2 кгс·м). 

4.  Минимальное напряжение срабатывания – 10 В. 

5.  Передаваемый крутящий момент при минимальном напряжении – не ме-

нее 11 Н·м (1,1 кгс·м). 

6.  Зазор между ведомым диском и шкивом 0,2…0,5 мм. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..