Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 8

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 8

 

 

  

 

32 

Привод клапанов (рис.21) осуществляется двумя распределительными ва-

лами 6 и 9, расположенными в головке цилиндров 5. Кулачки распределительных 
валов действуют непосредственно на гидротолкатели 10, которые перемещаются 
в  цилиндрических  отверстиях  головки  цилиндров.  Применение  гидравлических 
толкателей в приводе клапанов исключает необходимость регулировки зазоров. В 
приводе применяется одна пружина на каждый клапан. 

 

Рис.21. Привод клапанов: 

1  –  седло  впускного  клапана;  2  –  направляющая  втулка  впускного  клапана;  3  –  впускной  кла-
пан; 4 – пружина клапана; 5 – головка цилиндров; 6 – распределительный вал впускных клапа-
нов; 7 – тарелка пружины клапана; 8 – маслоотражательный колпачок; 9 – распределительный 
вал  выпускных  клапанов;  10  –  гидротолкатель;  11  –  сухарь  клапана;  12  –  выпускной  клапан;  
13  –  опорная  шайба  пружины  клапана;  14  –  направляющая  втулка  выпускного  клапана;  
15 – седло выпускного клапана. 

Клапаны  –  изготовлены  из  жаропрочной  стали  и  имеют  возможность  в 

процессе  работы  проворачиваться.  Клапаны  работают  в  направляющих  втулках, 
запрессованных в головку цилиндров. 

Направляющие втулки изготавливаются из металлокерамики или из легиро-

ванного серого чугуна. Седла клапанов изготавливаются из металлокерамики. 

  

 

33 

Гидротолкатели  (рис.22)  –  выполнены  в  виде  цилиндрического  стакана  с 

плунжерной парой гидрокомпенсатора внутри и канавкой с отверстием для под-
вода масла от магистрали в головке цилиндров снаружи. Гидротолкатели обеспе-
чивают беззазорный контакт кулачка распределительного вала с  торцом клапана 
за счет давления масла и действия пружины гидрокомпенсатора.  

При работе гидротолкатели вращаются благодаря смещению по ширине се-

редины  кулачка  распределительного  вала  относительно  оси  гидротолкателя,  что 
обеспечивает  равномерную  приработку  и  уменьшение  износа  торца  гидротолка-
теля. 

 

Рис.22. Гидротолкатель: 

1 – направляющая втулка гидрокомпенсатора; 2 – корпус гидротолкателя; 3 – стопорное кольцо;  
4 – корпус гидрокомпенсатора; 5 – поршень гидрокомпенсатора; 6 – обратный шариковый кла-
пан; 7 – пружина 

Промежуточный  вал  (рис.23)  –  служит  для  привода  масляного  насоса. 

Промежуточный вал сборный. Передняя и задняя опорные шейки, изготовленные 
из  порошкового  материала  методом  порошковой  металлургии,  напрессованы  на 
стальной вал.  

  

 

34 

 

Рис.23. Вал промежуточный: 

1 –  болт;  2  – стопорная пластина;  3  –  звездочка ведущая;  4  –  звездочка ведомая;  5  –  передняя 
втулка вала; 6 – промежуточный вал; 7 – труба; 8 – ведомая шестерня привода масляного насо-
са;  9  –  кольцо;  10  –  гайка;  11  –  шпонка;  12  –  ведущая  шестерня  привода  масляного  насоса;  
13 – задняя втулка вала; 14 – блок цилиндров; 15 – фланец промежуточного вала; 16 – штифт 

Промежуточный  вал  6  установлен  в  приливы  блока  цилиндров  14,  герме-

тично закрыт стальной трубой 7, установленной на анаэробный герметик. Проме-
жуточный  вал  в  блоке  цилиндров  фиксируется  от  продольного  смещения  сталь-
ным закаленным фланцем 15, поверхность которого для улучшения приработки и 
уменьшения трения фосфатирована. Фланец также может быть изготовлен из по-
лимерного материала со стальными закладными шайбами под крепежные болты.  

Вал вращается в сталеалюминевых  втулках 5 и 13, запрессованных в отвер-

стия  блока.  При  вращении  промежуточный  вал  прижимается  торцом  передней 
опорной шейки к крепежному фланцу. 

На переднем конце вала установлены звездочки 3 и 4 привода распредели-

тельных  валов,  на  заднем  –  винтовая  шестерня  12  привода  масляного  насоса  на 
сегментной шпонке 11 и закреплена фланцевой гайкой 10, удерживаемой с помо-
щью кольца 9. 

Звездочки  привода  распределительных  валов  крепятся  двумя  болтами  1 

«напроход» к промежуточному валу. Болты стопорятся от самоотворачивания за-
гибкой углов стопорной пластины 2 на гранях их головок. Точное угловое поло-
жение ведомой звездочки 3 относительно звездочки 4 обеспечивается установкой 
ее на штифт 16, запрессованный в ведомую звездочку. 

Гидронатяжитель  (рис.24)  –  стальной,  выполнен  в  виде  подобранной  по 

зазору плунжерной пары, состоящей из корпуса 4 и плунжера 3. Гидронатяжитель 
обеспечивает постоянное натяжение цепи и гашение её колебаний за счет давле-
ния масла в системе смазки, и действия пружины плунжерной пары. 

  

 

35 

Внимание!  Гидронатяжители  различных  видов  привода  могут  быть 

невзаимозаменяемыми. 

Применяемость  гидронатяжителей  с  различными  видами  приводов  приве-

дена  ниже  в  таблице.  Маркировка  гидронатяжителя  наносится  на  наружной  по-
верхности корпуса. 

Обозначение  

гидронатяжителя 

Маркировка  

гидронатяжителя 

Применяемость 

406.1006100-10 

406 

1. Привод с зубчатыми цепями. 
2. Привод с однорядными втулочными 
цепями. 
3. Привод с двухрядными втулочными 
цепями,  имеющих  диаметр  втулок 
5,05 мм и количество звеньев 70 и 90 
(натяжение башмаками). 

406.1006100-11 

406.1006100-11 

406.1006100-12 

406.1006100-12 

406.1006100-20 

406-20 

1. Привод с двухрядными втулочными 
цепями,  имеющих  диаметр  втулок 
6,35 мм. 
2. Привод с двухрядными втулочными 
цепями,  имеющих  диаметр  втулок 
5,05 мм и количество звеньев 72 и 92 
(натяжение 

рычагами 

натяжного 

устройства со звездочкой). 

406.1006100-23 

406.1006100-23 

На  двигатель  гидронатяжитель  следует  устанавливать  в  «заряженном»  со-

стоянии, когда плунжер 3 удерживается в корпусе 4 с помощью стопорного коль-
ца 6, без транспортного стопора 7, и затем разряжать только после полного затя-
гивания болтов крышки гидронатяжителя. 

 

Рис.24. Гидронатяжитель: 

1 – корпус клапана в сборе; 2 – запорное кольцо; 3 – плунжер; 4 – корпус; 5 – пружина; 6 – сто-
порное кольцо; 7 – транспортный стопор; 8 – отверстие для подвода масла из системы смазки 

Для  приведения  гидронатяжителя  в  рабочее  состояние  («разрядки»)  после 

окончательной  затяжки  болтов  крепления  крышки  необходимо  через  отверстие 
крышки, закрываемое пробкой с конической резьбой, оправкой нажать на гидро-
натяжитель с усилием, обеспечивающим выход плунжера из корпуса гидронатя-
жителя. Под действием пружины корпус гидронатяжителя переместится до упора 
в крышку, а плунжер через башмак натянет цепь. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..