Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 7

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 7

 

 

  

 

28 

Газораспределительный механизм 

Привод  распределительных  валов  осуществляется  двумя  зубчатыми  це-

пями (рис.18).  

Привод распределительных валов включает в себя: звездочку 1 коленчатого 

вала (29 зубьев), ведомую 5 и ведущую 6 звездочки промежуточного вала (46 и 23 
зуба), звездочки распределительных валов 14 и 16 (29 зубьев), две зубчатые цепи 
4 и 11 (84 звена – нижняя, 108 звеньев – верхняя), гидронатяжители 3 и 9, башма-
ки натяжения цепей 2 и 8, и успокоители цепей 15, 20 и 21. Натяжение цепи каж-
дой ступени осуществляется гидронатяжителями.  

Для правильной сборки привода распределительных валов и установки фаз 

газораспределения  на  звездочке  коленчатого  вала,  ведомой  звездочке  промежу-
точного  вала,  звездочках  распределительных  валов,  блоке  цилиндров  имеются 
метки. 

При установке привода метки М1, М2 на блоке цилиндров должны совпа-

дать с метками на звездочках коленчатого и промежуточного валов. Метки 12, 18 
на  звездочках распределительных  валов  должны быть  направлены  в  разные  сто-
роны наружу двигателя и совпадать с верхней плоскостью 19 головки цилиндров, 
как показано на рисунке.  

Внимание! 
Звездочки впускного и выпускного распределительных валов привода 

распределительных валов с зубчатыми цепями невзаимозаменяемые. Для их 
отличия друг от друга на звездочке впускного распределительного вала вы-
бито две установочных метки, на звездочке выпускного распределительного 
вала имеется только одна метка. 

Данное  положение  распределительных  и  коленчатого  валов  соответствует 

нахождению поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Положение поршня 
первого цилиндра в ВМТ также можно определить по совпадению риски на диске 
демпфера шкива коленчатого вала с выступом на крышке цепи. 

Ведущая звездочка промежуточного вала  – стальная, для увеличения твер-

дости и износостойкости углеродоазотирована. Звездочки коленчатого вала, рас-
пределительных  валов  и  ведомая  промежуточного  вала  изготовлены  из  высоко-
прочного чугуна. 

  

 

29 

 

Рис.18. Привод распределительных валов зубчатыми цепями: 

1 – звездочка коленчатого вала; 2, 8 – башмак натяжения цепи; 3, 9 – гидронатяжитель; 4 – цепь 
первой  ступени;  5  –  звездочка  промежуточного  вала  ведомая;  6  –  звездочка  промежуточного 
вала ведущая; 7 – опора болта башмака; 10 – шумоизоляционная шайба; 11 – цепь второй сту-
пени;  12,18  –  установочные  метки  на  звездочках;  13,17  –  установочные  штифты;  
14  –  звездочка  распределительного  вала  впускных  клапанов;  15  –  успокоитель  цепи  верхний;  
16 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 19  – верхняя плоскость головки 
цилиндров; 20 – успокоитель цепи средний; 21 – успокоитель цепи нижний; М1 и М2 – устано-
вочные метки на блоке цилиндров 

  

 

30 

Так же на двигателях ЗМЗ-40522.10 может устанавливаться привод распре-

делительных  валов  двумя  двухрядными  втулочными  цепями,  показанный  на 
рис.19. 

 

Рис.19. Привод распределительных валов втулочными цепями: 

1  –  звездочка  коленчатого  вала;  2,8  –  рычаг  натяжного  устройства  со  звездочкой;  3  –  гидро-
натяжитель нижний; 4 – цепь нижняя; 5 – звездочка промежуточного вала ведомая; 6 – звездоч-
ка промежуточного вала ведущая; 7 – опора болта натяжного устройства; 9 – гидронатяжитель 
верхний;  10  –  шумоизоляционная  шайба;  11  –  цепь  верхняя;  12,18  –  установочные  метки  на 
звездочках;  13,17  –  установочные штифты; 14  – звездочка распределительного вала впускных 
клапанов; 15 – успокоитель цепи верхний; 16 – звездочка распределительного вала выпускных 
клапанов;  19  –  верхняя  плоскость  головки  цилиндров;  20  –  успокоитель  цепи  средний;  
21 – успокоитель цепи нижний; М1 и М2 – установочные метки блока цилиндров 

  

 

31 

Внимание! 
При  замене  зубчатых  цепей  привода  на  двухрядные  втулочные  цепи  или 

наоборот надо также заменить все звездочки, успокоители цепей, гидронатяжите-
ли, башмаки натяжения цепей на натяжные устройства со звездочкой. 

При  замене  однорядных  втулочных  цепей  привода  на  двухрядные  необхо-

димо заменить все звездочки, гидронатяжители, натяжные устройства со звездоч-
ками.  

При замене однорядных втулочных цепей привода на зубчатые цепи необ-

ходимо заменить все звездочки, успокоители цепей, натяжные устройства со звез-
дочкой на башмаки натяжения цепей.  

Для замены видов цепей производителем двигателей выпускаются комплек-

ты необходимых деталей привода с двухрядными втулочными цепями и зубчаты-
ми цепями. 

Распределительные  валы – отлиты  из  специального  легированного  чугу-

на. Для достижения высокой износостойкости рабочих поверхностей применяется 
«отбел» кулачков. 

Валы  вращаются  в  два  раза  медленнее  коленчатого  вала  в  подшипниках, 

образованных  головкой  цилиндров  и  съемными  алюминиевыми  крышками.  От 
осевых перемещений валы удерживаются упорными полиамидными полукольца-
ми, которые входят в проточки на передней опорной шейке валов. 

Впускной и выпускной валы имеют одинаковый профиль кулачков. Распре-

делительные валы обеспечивают фазы газораспределения, показанные на рис.20, 
и высоту подъема клапана 9 мм. 

 

Рис.20. Фазы газораспределения 

Фазы газораспределения действительны при правильной установке привода 

распределительных валов. В процессе эксплуатации происходит удлинение цепей 
привода, что приводит к нарушению фаз газораспределения и ухудшению харак-
теристик двигателя. 

На заднем торце выпускного распределительного вала закреплена металли-

ческая  пластина,  служащая  для  формирования  импульсов,  воспринимаемых  дат-
чиком фазы системы управления, с помощью которых микропроцессорный блок 
системы управления определяет фазу работы двигателя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..