Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 6

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 6

 

 

  

 

24 

порядковые номера цилиндров, в которые они были установлены. Крышка шатуна с 
шатуном должны быть собраны таким образом, чтобы номера цилиндров или пазы 
под вкладыши располагались с одной стороны. 

Шатуны делятся на 4 группы по массе и на 4 размерные группы по диамет-

ру отверстия втулки под поршневой палец. 

Коленчатый вал – отлит из высокопрочного чугуна, пятиопорный. Для  раз-

грузки коренных подшипников от центробежных сил коленчатый вал имеет восемь 
противовесов. Износостойкость коренных, шатунных шеек и поверхности заднего 
фланца,  контактирующей  с  рабочей  кромкой  cальника,  обеспечивается  поверх-
ностной  закалкой  токами  высокой  частоты.  Галтели  коренных  и  шатунных  шеек 
вала накатываются роликами для их упрочнения. Вал динамически сбалансирован. 

В коренных (кроме средней) и шатунных шейках просверлены сквозные от-

верстия, которые соединяются косыми сверлениями, проходящими сквозь шейки 
и щеки вала. Данные каналы служат для подачи масла к шатунным подшипникам. 
В  месте  выхода  сверлений  в  щеках  находятся  специальные  грязеулавливающие 
полости, закрытые резьбовыми пробками. В процессе вращения коленчатого вала 
грязь и продукты износа, находящиеся в масле, отделяются за счет действия цен-
тробежной силы инерции и накапливаются в этих полостях. Происходит дополни-
тельная, помимо фильтра, очистка масла.  

Направление вращения коленчатого вала – правое (при направлении взгляда 

на шкив-демпфер). 

Коленчатый вал установлен в коренных опорах блока цилиндров, в которых 

расположены вкладыши подшипников. 

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала стале-

алюминевые. Верхние вкладыши коренных подшипников имеют канавку и отвер-
стие для подачи масланижние – без канавок. Верхние и нижние вкладыши ша-
тунных  подшипников  одинаковые,  с  отверстием  для  подвода  масла  в  масляный 
канал шатуна. 

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается упорными полушай-

бами 3, 6 (рис.15), расположенными по обе стороны средней (третьей) коренной 
опоры в проточках крышки и блока цилиндров. Полушайбы поверхностью с ка-
навками обращены к щекам коленчатого вала. Нижние полушайбы удерживаются 
от вращения за счет выступов, входящих в пазы на торцах крышки среднего ко-
ренного подшипника. 

Нижние полушайбы упорного подшипника сталеалюминевые. Верхние по-

лушайбы упорного подшипника выполнены полностью из алюминиевого сплава. 
Могут устанавливаться полиамидные полушайбы 3 переднего упорного подшип-
ника. 

  

 

25 

 

Рис.15. Средний (упорный) подшипник коленчатого вала: 

1 – блок цилиндров; 2 – нижний вкладыш коренного подшипника; 3 – передние упорные полу-
шайбы; 4 – крышка среднего коренного подшипника; 5 – коленчатый вал; 6 – задние упорные 
полушайбы; 7 – верхний вкладыш коренного подшипника 

На  переднем  конце  коленчатого  вала (рис.16)  установлены:  ведущая  звез-

дочка 7 привода распределительных валов, втулка 6 и шкив - демпфер 3 с зубчатым 
диском синхронизации, которые закреплены стяжным болтом 1. 

Наружная  поверхность  стальной  втулки  6  для  увеличения  износостойкости 

закалена токами высокой частоты. 

Герметичность переднего конца коленчатого вала обеспечивается сальником 

4  и  резиновым  кольцом  14,  установленным  в  проточку  коленчатого  вала  между 
втулкой 6 и звездочкой 7. 

  

 

26 

 

Рис.16. Передний конец коленчатого вала: 

1  -  стяжной  болт;  2  –  призматическая  шпонка;  3  -  шкив-демпфер;  4  –  передний  сальник;  
5 -  крышка цепи;  6  - втулка;  7  –  звездочка коленчатого вала; 8  –  сегментная шпонка;  9  -  блок 
цилиндров; 10 - вкладыши коренного подшипника, 11 - коленчатый вал; 12 - крышка коренного 
подшипника; 13 - масляный картер: 14 - резиновое уплотнительное кольцо; 15 - шайба 

Шкив-демпфер  коленчатого  вала  имеет  специальный  эластомерный  рези-

новый элемент, служащий для гашения крутильных колебаний коленчатого вала, 
с последующим снижением шума и улучшением условий работы цепного привода 
распределительных валов. Шкив-демпфер подвергнут статической балансировке. 

Зубчатый  венец  шкива-демпфера  служит  для  формирования  импульсов, 

воспринимаемых  датчиком  синхронизации  системы  управления,  с  помощью  ко-
торых микропроцессорный блок системы  управления определяет частоту враще-
ния коленчатого вала и положение коленчатого вала относительно ВМТ. 

На диске демпфера нанесена риска, по совпадению которой с выступом на 

крышке цепи определяется нахождение поршня первого цилиндра в ВМТ. 

На  центрирующий  буртик  заднего  конца  коленчатого  вала  (рис.17)  и 

штифт  7  установлен  маховик  6,  прикрепленный  к  фланцу  шестью  самостопоря-
щимися болтами 11 через термоупрочненную шайбу 9. Термоупрочненная шайба 
служит  для  увеличения  надежности  соединения.  В  отверстие  маховика  установ-
лены распорная втулка 8 и подшипник 10 первичного вала коробки передач. Гер-
метичность  заднего  конца  коленчатого  вала  обеспечивается  задним  сальником  5, 
установленном в сальникодержателе 4. 

  

 

27 

 

Рис.17. Задний конец коленчатого вала: 

1  –  коленчатый  вал;  2  –  вкладыши коренного  подшипника;  3  –  блок  цилиндров;  4  -  сальнико-
держатель; 5 – задний сальник; 6 – маховик: 7 – установочный штифт маховика; 8 – распорная 
втулка; 9 – шайба болтов маховика; 10 – подшипник переднего конца первичного вала коробки 
передач; 11 – болт маховика; 12 – масляный картер; 13 – крышка коренного подшипника 

Маховик – отлит из серого чугуна, имеет напрессованный стальной, упроч-

ненный закалкой токами высокой частоты, зубчатый венец. Статическая баланси-
ровка маховика производится отдельно от коленчатого вала. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..