Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 5

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 40522.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2015 год (издание 2)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..

 

Двигатель ЗМЗ 40522.10. Руководство - часть 5

 

 

  

 

20 

 

Рис.11. Головка цилиндров. Вид на фланец впускной трубы,  

верхнюю плоскость и фланец крепления передней крышки: 

1 – крышки распределительных валов; 2 – передняя крышка распределительных валов; 3  – от-
верстие подачи топлива форсунками; 4 – свечные колодцы; 5 – отверстие канала подачи возду-
ха; 6 – фланец крепления впускной трубы; 7 – отверстие подачи воздуха системы холостого хо-
да; 8 - отверстие установки гидронатяжителя верхней цепи; 9 - резьбовые отверстия крепления 
верхнего кронштейна генератора 

  

 

21 

 

Рис.12. Головка цилиндров. Вид на камеры сгорания,  

фланец выпускного коллектора и заднюю крышку: 

1 – отверстие канала рубашки охлаждения; 2 – отверстие канала выпуска отработавших газов;  
3  –  отверстие  канала  слива  масла  в  картер;  4  –  отверстие  установки  датчика  фазы;  5  –  задняя 
крышка головки цилиндров; 6 – отверстие установки свечи зажигания; 7 – клапан; 8 – окна ру-
башки  охлаждения;  9  –  отверстие  канала  подачи  масла  в  головку  цилиндров;  10  –  отверстие 
болтов крепления головки цилиндров 

  

 

22 

Поршень (рис.13) отлит из алюминиевого сплава. Юбка поршня выполнена с 

бочкообразным  вертикальным  профилем  и  микрорельефом  для  улучшения  прира-
ботки и снижения потерь на трение. В поперечном (горизонтальном) сечении юбка 
поршня имеет форму овала, где больший радиус расположен перпендикулярно оси 
поршневого пальца. 

На днище поршня сделана выемка для увеличения камеры сгорания и четыре 

цековки, которые предотвращают касание (удары) о днище поршня тарелок клапа-
нов при нарушении фаз газораспределения. 

По наибольшему диаметру юбки поршни делятся на 5 размерных групп, по 

диаметру отверстия под поршневой палец также на несколько групп. Маркировка 
размерных групп выбивается на днище. 

На торце поршня имеется надпись «ПЕРЕД», служащая для его правильной 

ориентации при установке в блок цилиндров. Поршень должен устанавливаться, 
ориентируясь  данной  надписью  в  сторону  переднего  торца  блока  цилиндров  (в 
сторону расположения шкива-демпфера коленчатого вала). 

 

Рис.13. Поршень и шатун: 

1 – стопорные кольца; 2 – поршень; 3 – шатун; 4 – болты шатуна; 5 – крышка шатуна; 6 – гайки; 
7 – поршневые кольца; 8 – поршневой палец; 9 – втулка шатуна 

  

 

23 

Поршневые  кольца  (рис.14)  устанавливаются  по  три  на  каждом  поршне: 

два компрессионных и одно маслосъемное.  

Верхнее  компрессионное  кольцо  1  изготавливается  из  высокопрочного  чу-

гуна. Прилегающая к цилиндру наружная рабочая поверхность кольца имеет боч-
кообразную  форму.  Для  увеличения  износостойкости  эта  поверхность  покрыта 
хромом.  

Нижнее  компрессионное  кольцо  2  «скребкового  типа»,  изготавливается  из 

серого  чугуна,  имеют  наружную  коническую  поверхность.  Кольцо должно  уста-
навливаться  на  поршень  маркировкой  «TOP»  (верх)  или  маркировкой  товарного 
знака предприятия-изготовителя в сторону днища поршня (т.е. вверх). 

На  поршень  может  устанавливаться  двухэлементное  маслосъемное  кольцо 

3, состоящее из чугунного кольца коробчатого поперечного сечения 5 (вид В, ва-
риант 1), внутри которого установлен пружинный расширитель 6, и трехэлемент-
ное маслосъёмное кольцо, состоящее из двух стальных плоских кольцевых дисков 
7 (вид В, вариант 2) и двухфункционального пружинного расширителя 8. 

 

Рис.14. Поршневые кольца: 

1  –  верхнее  компрессионное  кольцо;  2  –  нижнее  компрессионное  кольцо;  3  –  маслосъемное 
кольцо; 4 – поршень; 5 – маслосъемное кольцо коробчатого сечения; 6 – пружинный расшири-
тель; 7 – кольцевой диск; 8 – двухфункциональный пружинный расширитель 

Поршневые  пальцы  –  трубчатого  сечения,  стальные,  плавающего  типа, 

при работе двигателя свободно вращаются в бобышках поршня и втулке шатуна. 
Для увеличения твердости и износостойкости наружная поверхность пальца под-
вергнута  химико-термическому  упрочнению.  Осевое  перемещение  пальца  огра-
ничивается стопорными кольцами, установленными в канавках бобышек поршня.  
Пальцы по наружному диаметру делятся 5 размерных групп. 

Шатун – стальной, кованый, со стержнем двутаврового сечения и продоль-

ным  отверстием  подачи  масла  для  смазки  подшипника  поршневого  пальца  и 
охлаждения днища поршня. В поршневую головку шатуна запрессована бронзовая 
втулка, служащая подшипником поршневого пальца. 

Крышка шатуна крепится к шатуну двумя центрирующими болтами с гайка-

ми.  Крышка  обрабатывается  совместно  с  шатуном,  поэтому  крышки  нельзя  пере-
ставлять с одного шатуна на другой. 

Для правильной сборки на боковых поверхностях крышек и шатунов, выбиты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..