Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 27

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 409.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2003 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  ..

 

Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 27

 

 

  

105

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 

Проверка и корректировка фаз газораспределения 

В  процессе  эксплуатации,  а  также  из-за  погрешности  при  изготовлении 

деталей  привода  газораспределительного  механизма  (ГРМ)  или  вследствие 
неквалифицированно 

проведенного 

ремонта 

привода 

ГРМ 

возможно 

значительное отклонение фаз газораспределения от заданных значений. 

В то же время известно, что правильность фаз газораспределения является 

одним  из  важнейших  факторов,  влияющих  на  мощность,  крутящий  момент  и 
экономические показатели двигателя. 

Поэтому  при  снижении  тяговых  свойств  двигателя,  повышении 

эксплуатационного  расхода  топлива  и  неустойчивой  работе  двигателя  возникает 
необходимость  проверить  и,  при  необходимости,  правильно  установить  фазы 
газораспределения. 

Для этой цели используется комплект оснастки, разработанный на заводе. В 

комплект  входит:  транспортир  (рисунок 75), шаблон  (рисунок 76) с  профилем 
кулачка и стрелкой (для двигателя 4062.10 и двигателей ЗМЗ-405.10, ЗМЗ-409.10 
и  их  модификаций)  и  кондуктор  для  сверления  дополнительных  отверстий  под 
штифт в звездочках распределительных валов (рисунок 77). 

 

 

Технические требования: 
1.  Материал: сталь нерж. t=3 мм 
2.  Неуказанные пред. откл. по ОСТ 37.001.246-82 
3.  Допускается изготовление из текстолита t=3 мм. 
4.  Обозначения  нанести  на  шаблоне  ударным  или  другим  способом  на 

глубину 0,3-0,5 мм 

Рисунок 75 - Транспортир 

Проверку  и  корректировку  фаз  газораспределения  можно  провести  на 

двигателе,  установленном  на  автомобиле.  Для  контроля  фаз  газораспределения 

  

106

необходимо: 

1.  Отсоединить  шланги  вентиляции  картера  от  штуцеров  на  крышке 

клапанов, ослабив хомуты их крепления. 

2. Отсоединить разъемы проводов от катушек зажигания. 
3.  Снять  наконечники  со  свечей  зажигания  с  уплотнителями  и  проводами 

высокого напряжения. 

4. Освободить из скоб и отвести жгут проводов от крышки клапанов. 
5. Снять крышку клапанов с прокладкой, уплотнителями свечных колодцев, 

катушками  зажигания  и  высоковольтными  проводами  в  сборе,  отвернув  восемь 
болтов  (головка «12», удлинитель  и  вороток).  Болты,  шайбы  и  скобы  для  жгута 
проводов оставить в отверстиях крышки. 

6.  Установить  поршень 1-го  цилиндра  в  ВМТ  такта  сжатия,  повернув 

коленчатый  вал  по  ходу  вращения  (по  часовой  стрелке)  до  совпадения  метки  на 
шкиве-демпфере  коленчатого  вала  с  ребром-указателем  (в  виде  прилива)  на 
крышке цепи. 

Внимание!  Вращение  коленчатого  вала  против  часовой  стрелки 

недопустимо. 

  

 

Технические требования: 

1. 

Материал: алюминиевый сплав t=10 мм. 

2. 

*Размер для справок 

3. 

Неуказанные пред. откл. по ОСТ 37.001.246-82 

4. 

Максимальный диаметр фрезы для обработки контура кулачка 8 мм 

5. 

Маркировать фазу профиля - 252º 

6. 

Обозначение “Фаза” нанести ударным способом на глубину 0,3-0,5 мм 

Рисунок 76 – Шаблон кулачка 

  

107

 

Технические требования: 

65 ГОСТ 7417-75 

1.  Материал дет. поз. 1: круг  

45Х ГОСТ 4543-

71 

2.  Неуказанные пред. откл. по ОСТ 37.001.246-82 
3.  42...48 HRCэ 
4.  Дополнительные отверстия расположены через 2º30', 5º и 7º30' 

Рисунок 77 – Кондуктор для сверления дополнительных отверстий 

под штифт в звездочках распределительных валов 

При  этом  кулачки  распределительных  валов 1-го  цилиндра  и  метки  на 

звездочках  распределительных  валов  должны  располагаться  согласно  схемы  на 
рисунке 78. 

 

 

Рисунок 78 – Схема положения распределительных валов при положении 

поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия: 

1 - метка на звездочке; 2 - верхняя плоскость головки цилиндров. 

В  случае,  если  вершины  кулачков  и  метки  расположены  внутрь,  то 

необходимо повернуть коленчатый вал еще на один оборот. 

Точную  установку  поршня 1-го  цилиндра  в  ВМТ  можно  провести  с 

помощью  индикатора  часового  типа,  который  устанавливается  и  закрепляется  в 
свечном отверстии 1-го цилиндра. 

  

108

7.  Установить  транспортир 3 (Рисунок 79) за  первым  кулачком 

распределительного  вала  впускных  клапанов - вид  «А»,  расположив  его  между 
кулачком и крышкой опоры распределительного вала. Прижимая транспортир 3 к 
верхней плоскости головки цилиндров 5, приложить и плотно прижать шаблон 2 к 
поверхности  первого  кулачка.  При  этом  стрелка  шаблона  должна  располагаться 
на метке транспортира 20°±2°. 

При измерении ведущая ветвь цепи в районе верхнего успокоителя (между 

звездочками  распределительных  валов)  должна  быть  натянута  и  удерживаться  в 
этом  состоянии  поворотом  против  часовой  стрелки  распределительного  вала 
впускных  клапанов  ключом  на «27» за  четырехгранник  на  теле  вала.  При  этом 
проворачивание распределительного вала выпускных клапанов не допускается. 

 

 

 

Рисунок 79 – Проверка углового положения распределительных валов: 

А - проверка  углового  положения  распределительного  вала  впускных  клапанов;  В - проверка 
углового  положения  распределительного  вала  выпускных  клапанов; 1 - кулачок  впускного 
клапана  первого  цилиндра; 2 - шаблон  кулачка; 3 - транспортир; 4 - кулачок  выпускного 
клапана первого цилиндра; 5 - головка цилиндров; 6 - гидротолкатель. 

Аналогично  провести  проверку  углового  положения  первого  кулачка 

распределительного вала выпускных клапанов - вид «В». 

Стрелка шаблона должна указывать на метку транспортира 19°±2°. 
При измерении ведущая ветвь цепи в районе среднего успокоителя (между 

звездочкой распределительного вала и ведущей звездочкой промежуточного вала) 
должна  быть  натянута  и  удерживаться  в  этом  состоянии  поворотом  против 
часовой стрелки распределительного вала выпускных клапанов ключом на «27» за 
четырехгранник  на  теле  вала.  При  этом  проворачивание  промежуточного  и 
коленчатого валов не допускается. 

При 

этих 

значениях 

углового 

положения 

первых 

кулачков 

распределительных  валов  достигаются  наилучшие  технико-экономические 
показатели двигателя. 

В 

случае, 

если 

отклонения 

углового 

положения 

кулачков 

распределительных  валов  превышают  допустимые ±2°, требуется  корректировка 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  ..