Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 16

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 409.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2003 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  ..

 

Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 16

 

 

  

61

- заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником резиновой 

манжеты  смазкой  ЦИАТИМ-221,  установить  и  закрепить  сальникодержатель  к 
блоку болтами с моментом 11, 76... 17, 64 Н·м (1, 2...1, 8 кгс·м) (рисунок  50); 

-  установить  маховик  на  задний  конец  коленчатого  вала  с  совмещением 

отверстия в маховике со штифтом (рисунок 51); 

 

Рисунок  50 – Установка держателя заднего сальника коленчатого вала 

 

Рисунок 51 – Установка маховика 

-  установить  шайбу  болтов  маховика,  наживить  и  затянуть  болты  с 

моментом 70, 56... 78, 4 Н·м (7, 2...8, 0 кгс·м). 

Произвести подсборку шатунно-поршневой группы: 
Очистить  днища  поршней  и  канавки  поршневых  колец  от  нагара  как 

показано на рисунок 52. 

  

62

 

Рисунок 52 – Очистка нагара в канавках поршней с помощью приспособления 

 

Рисунок 53 – Подбор поршня к цилиндрам двигателя 

В  случае  замены  поршня,  поршневого  пальца  и  шатунов  необходимо 

подобрать новые поршни к цилиндрам блока предварительно группа в группу - по 
маркировке  групп  (А,  Б,  В,  Г,  Д)  на  днище  поршня,  окончательно - по  усилию 
протягивания  ленты-щупа  толщиной 0,05 мм.  и  шириной 10 мм.  Лента-щуп 
закладывается  между  цилиндром  и  поршнем  по  всей  высоте  поршня  и  раз-
мещается  в  плоскости,  перпендикулярной  оси  поршневого  пальца  по  наи-
большему  диаметру  поршня.  Усилие  протяжки  должно  быть 35...45 Н (3,5...4,5 
кгс).  Подбор  поршней  производится  без  поршневых  колец  и  пальцев  при 
температуре 20° С (рисунок 53). 

Подбор  поршневого  пальца,  шатуна  и  поршня  делается  по  цветовой  или 

цифровой маркировке этих деталей. 

Установлено 4 группы по мере уменьшения размера: 
1 - цвет белый 
2 - цвет зеленый 
3 - цвет желтый 
4 - цвет красный. 
Краска наносится: 
- на стержне шатуна - у верхней головки; 
-  на  поршне - на  внутренней  поверхности  поршня  у  бобышки  (возможна 

цифровая маркировка на днище поршня I,II,I II,IV по мере уменьшения размера);  

- на поршневом пальце - на внутренней поверхности пальца. 
Поршневой  палец  подбирается  к  шатуну,  принадлежащему  к  той  же  или 

соседней группе. Размерные группы поршня и пальца должны совпадать. 

  

63

При  подборе  поршневой  палец  должен  входить  плотно,  но  без  заеданий  в 

отверстие  поршневой  головки  шатуна  под  усилием  большого  пальца  руки,  как 
показано на рисунке 54. Поршневой палец должен быть слегка смазан маслом. 

Поршень с поршневым пальцем, поршневыми кольцами и шатуном в сборе 

должны контролироваться по массе. Разница в массе на один двигатель не должна 
превышать 10 гр. 

 

Рисунок 54 – Подбор поршневого пальца к шатуну 

 

Рисунок 55 – Запрессовка поршневого пальца в поршень и шатун съемником: 

1 - поршень; 2 - шатун; 3 - оправка; 4 - поршневой палец; 5 - подпятник; 6 - винт. 

Запрессовать  поршневой  палец  в  поршень  и  шатун  с  помощью 

приспособления  (рисунок 55). При  этом  поршень  нагреть  до 60...80 °С,  зап-
рессовка  пальца  в  холодный  поршень  может  привести  к  порче  поверхности 
отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня. Шатуны и 
поршни  перед  сборкой  с  поршневым  пальцем  должны  быть  сориентированы 
следующим  образом:  стрелка  на  днище  поршня  (или  надпись  "ПЕРЕД", 
расположенная  на  наружной  стороне  бобышки  под  палец),  уступ  на  боковой 
поверхности крышки шатуна и выступ на кривошипной головке шатуна должны 
быть направлены в одну сторону; 

Подобрать по цилиндрам поршневые кольца. Тепловой зазор, замеренный в 

стыках  колец,  помещенных  в  цилиндр  (рисунок 56), должен  быть 0,3-0,55 мм  у 
компрессионных  колец  и 0,3-0,6 мм  у  чугунных  маслосъемных  колец.  В 
изношенных  цилиндрах  наименьший  зазор  делать 0,3 мм - у  компрессионных 
колец и 0,5 мм - у чугунных маслосъемных колец. 

  

64

 

Рисунок 56 – Подбор поршневых колец к цилиндру 

 

Рисунок 57 – Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в 

поршне 

Щупом  проверить  боковой  зазор  между  кольцами  и  стенкой  поршневой 

канавки (рисунок 57). Проверку произвести по окружности поршня в нескольких 
точках.  Величина  бокового  зазора  должна  быть  для  верхнего  и  нижнего 
компрессионных колец в пределах 0,060-0,096 мм, для чугунного маслосъемного 
кольца 0,045-0,080 мм; 

Надеть  с  помощью  приспособления  поршневые  кольца  на  поршень 

Поршневые кольца на поршень устанавливать надписью «TOP» (верх) на торце в 
сторону днища поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться. 

Вставить поршни в цилиндры следующим образом: 
-  сориентировать  шатунно-поршневую  группу  таким  образом,  чтобы 

стрелка  на  днище  поршня  (или  надпись  "ПЕРЕД"  на  бобышке)  была  обращена 
вперед; 

- протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить 

в них вкладыши; 

-  повернуть  коленчатый  вал  так,  чтобы  кривошипы  первого  и  четвертого 

цилиндров заняли положение, соответствующее Н.М.Т.; 

-  смазать  вкладыши,  поршень,  шатунную  шейку  вала  и  первый  цилиндр 

чистым маслом для двигателя; 

Развести замки поршневых колец следующим образом: 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  ..