Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 15

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 409.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2003 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..

 

Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 15

 

 

  

57

 

Рисунок 45 – Запрессовка подшипника с валиком водяного насоса в корпус 

 

Рисунок 46 – Напрессовка ступицы шкива водяного насоса на вал 

 

Рисунок 47 – Напрессовка крыльчатки водяного насоса 

При  напрессовке  ступицы  и  крыльчатки  необходимо  разгружать  корпус, 

фиксатор и подшипник насоса от усилий запрессовки, т.е. упор при напрессовке 
должен осуществляться на торец валика. 

  

58

Перед  сборкой  очистить  и  промыть  детали  насоса,  удалить  отложения  с 

крыльчатки,  корпуса  и  крышки.  Проверить  величину  осевого  перемещения 
наружной  обоймы  подшипника  относительно  валика,  которая  не  должна 
превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс. 

Подшипник насоса заполнен смазкой на заводе-изготовителе и при ремонте 

насоса смазки не требует. 

Масляный насос (рисунок 10) 

Порядок разборки: 
- отогнуть усы каркаса сетки, снять каркас и сетку; 
- отвернуть три винта, снять приемный патрубок и перегородку; 
-  вынуть  из  корпуса  ведомую  шестерню  и  валик  с  ведущей  шестерней  в 

сборе; 

- вынуть шайбу, пружину и плунжер редукционного клапана из приемного 

патрубка, предварительно сняв шплинт (рисунок 12); 

- промыть детали и продуть сжатым воздухом. 
 
Сборка насоса: 
- установить плунжер, пружину, шайбу редукционного клапана в отверстие 

в приемном патрубке и закрепить шплинтом; 

- установить в корпус масляного насоса валик в сборе с ведущей шестерней 

и проверить легкость его вращения; 

-  установить  в  корпус  ведомую  шестерню  и  проверить  легкость  вращения 

обеих шестерен; 

-  установить  перегородку,  приемный  патрубок  и  привернуть  к  корпусу 

тремя винтами с шайбами. Если на плоскости перегородки имеется значительная 
выработка  от  шестерен,  необходимо  прошлифовать  ее  до  устранения  следов 
выработки; 

-  установить  сетку,  каркас  сетки  и  завальцевать  усы  каркаса  на  края 

приемника масляного насоса. 

Сборка двигателя 

Перед сборкой двигателя необходимо все его детали очистить от нагара и 

смолистых отложений. 

Нельзя  промывать  в  щелочных  растворах  детали    изготовленные  из 

алюминиевых  сплавов  (головку  цилиндров,  поршни,  крышки  и  др.),  так  как  эти 
растворы разъедают алюминий. 

Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы: 

 

для алюминиевых деталей: 
 
сода (Na

2

СО

3

), г .................................................................................... 18,5 

мыло (зеленое или хозяйственное), г................................................. 10,0 
жидкое стекло, г ..................................................................................... 8,5 
вода, л ...................................................................................................... 1,0 
 
 

  

59

для стальных деталей: 
 
каустическая сода (NаОН), г.................................................................. 25 
сода (Na

2

СO

3

), г ....................................................................................... 33 

мыло (зеленое или хозяйственное), г................................................... 8,5 
жидкое стекло, г ..................................................................................... 1,5 
вода, л ......................................................................................................... 1 

 

При сборке двигателя необходимо соблюдать следующие условия: 
1.  Протереть  все  детали  чистой  салфеткой  и  продуть  сжатым  воздухом,  а 

все трущиеся поверхности смазать чистым маслом. 

2.  Осмотреть  детали  перед  постановкой  на  место  (нет  ли  трещин,  сколов, 

забоин и других дефектов), проверить надежность посадки запрессованных в них 
других деталей. Дефектные детали подлежат ремонту или замене на новые. 

3.  Все  резьбовые  детали  (шпильки,  пробки,  штуцеры),  если  они 

вывертывались  или  были  заменены  в  процессе  ремонта,  необходимо  ставить  на 
герметик  «Стопор 6» или  на  сурике,  или  белилах,  разведенных  на  натуральной 
олифе. Все неразъемные соединения, например, заглушки блока цилиндров и т.п. 
должны ставиться на нитролаке. 

4. К постановке на двигатель не допускаются: 
-  шплинты,  шплинтовочная  проволока  и  стопорные  пластины,  бывшие  в 

употреблении; 

- пружинные шайбы, потерявшие упругость; 
- поврежденные прокладки; 
- детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток; 
- болты и шпильки с вытянутой резьбой; 
- болты и гайки с изношенными гранями. 
5.  Размеры  сопрягаемых  деталей,  а  также  зазоры  и  натяги  в  сопряжениях 

при сборке двигателя и его узлов приведены в Приложении 2. 

Сборку двигателя производить в следующем порядке: 
- очистить все привалочные поверхности блока от прилипших и порванных 

при разборке прокладок; 

- закрепить блок цилиндров на стенде (рисунок 48), внимательно осмотреть 

зеркало  цилиндров,  при  необходимости  следует  снять  шабером  неизношенный 
поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с 
изношенной поверхностью цилиндра; 

-  вывернуть  пробки  масляного  канала  и  продуть  все  масляные  каналы 

сжатым воздухом. Завернуть пробки на место; 

-  подсобрать  коленчатый  вал,  для  чего  вывернуть  пробки  грязеуловителей 

шатунных  шеек  и  удалить  из  них  отложения,  промыть  и  продуть  воздухом, 
поставить пробки на место, затянуть их моментом 37... 41 Н·м (3, 8... 4, 2 кгс·м); 

-  проверить  состояние  рабочих  поверхностей  коленчатого  вала.  Забоины, 

задиры и др. наружные дефекты не допускаются; 

протереть  салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышке коренных 

подшипников; 

  

60

- установить в постели блока вкладыши коренных подшипников верхние (с 

канавками),  а  в  постели  крышек - нижние  (без  канавок),  протереть  вкладыши 
салфеткой и смазать их маслом для двигателя; 

-  протереть  салфеткой  коренные  и  шатунные  шейки  коленчатого  вала, 

смазать их чистым маслом и установить вал в блок цилиндров; 

- смазать маслом и установить полушайбы упорного подшипника: 
верхние - в проточки третьей коренной постели антифрикционным слоем к 

щеке коленчатого вала; 

нижние - вместе  с  крышкой  третьего  коренного  подшипника.  Усики 

полушайб должны зайти в пазы крышки; 

- установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, 

завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 
98...107, 9 Н·м (10... 11 кгс·м) (рисунок 49); 

 

Рисунок 48 – Установка блока на стенд 

 

Рисунок  49 – Установка крышек коренных подшипников 

-  провернуть  коленчатый  вал,  вращение  его  должно  быть  свободным  при 

небольшом усилии; 

-  взять  сальникодержатель  с  сальником  заднего  конца  коленчатого  вала, 

проверить  пригодность  сальника  к  дальнейшей  работе.  Если  сальник  имеет 
изношенные  рабочие  кромки  или  слабо  охватывает  фланец  коленчатого  вала - 
заменить  его  новым.  Запрессовку  сальника  в  сальникодержатель  рекомендуется 
производить при помощи оправки; 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..