Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 5

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 409.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2003 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..

 

Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 5

 

 

  

17

через  контрольное  отверстие 6, которое  периодически  надо  прочищать. 
Подшипник  от  перемещения  удерживается  фиксатором 2, который  завернут  до 
упора  и  закернен.  Подшипник  заполняется  смазкой  при  сборке  и  в  процессе 
эксплуатации  добавления  смазки  не  требуется.  Ступица 1 и  крыльчатка 5 
напрессованы на валик подшипника. 

 

Рисунок 15 – Водяной насос: 

1 – ступица;  2 -  фиксатор; 3 корпус; 4 - сальник; 5 -крыльчатка; 6 -контрольное отверстие для 
выхода охлаждающей жидкости; 7 - подшипник 

Привод  насоса  (и  генератора)  осуществляется  поликлиновым  ремнем  6РК 

1220. 

Система питания топливом 

Система  питания  топливом  осуществляется  посредством  впрыска 

топлива  во  впускную  трубу  электромагнитными  форсунками,  управляемыми 
микропроцессором. 

Система  питания  (рисунок 16) состоит  из  топливного  бака  5, 

топливопроводов 4, 6 и 9, электробензонасоса 8, топливных  фильтров 7 и 10, 
топливопровода  двигателя 1, отлитого  из  алюминиевого  сплава,  с  регулятором 
давления топлива 3 и электромагнитными форсунками 2. 

 

Рисунок 16 – Схема системы питания двигателя топливом: 

  

18

1 - топливопровод двигателя; 2 - электромагнитные форсунки; 3 - регулятор давления топлива; 
4 - топливопровод  отвода  топлива  в  бак; 5 - топливный  бак; 6 - топливопровод  низкого 
давления; 7 - топливный фильтр грубой очистки; 8 - электробензонасос; 9 - топливопровод вы-
сокого давления; 10 - фильтр тонкой очистки топлива; 11 - топливопровод высокого давления 

Система впуска воздуха и выпуска отработавших газов 

Впускная  система  состоит  из  впускной  трубы  и  ресивера,  отлитых  из 

алюминиевого  сплава.  Геометрические  параметры  системы  позволяют 
реализовать  газодинамический  наддув  двигателя.  На  режиме  холостого  хода  и 
малых  нагрузках  воздух  в  двигатель  поступает  через  отдельную  систему 
непосредственно к впускным клапанам. 

Выпускной коллектор отлит из чугуна. Для улучшения очистки цилиндров 

двигателя  от  отработавших  газов  патрубки  от  каждого  цилиндра  соединены 
между  собой 1 и 4, 2 и 3 . Это  уменьшает  влияние  работы  одного  цилиндра  на 
другой  и  позволяет  реализовать  эффект  настроенного  выпуска  отработавших 
газов. 

Система вентиляции картера  

Система  вентиляции  картера  (рисунок 17) - закрытая,  принудительная, 

действующая  за  счет  разрежения  во  впускной  системе.  Маслоотражатель 
размещен в крышке клапанов. 

 

Рисунок 17 – Схема вентиляции картера двигателя: 

1 - крышка  клапанов; 2 - маслоотражатель; 3 - трубка  маслоотражательная; 4 - продольный 
канал  системы  холостого  хода; 5 - ресивер  с  впускной  трубой; 6 - шланг  малой  ветви 
вентиляции; 7 - шланг основной ветви вентиляции. 

При  работе  двигателя  на  холостом  ходу    газы  из  картера  отсасываются 

через  малую  ветвь  в  канал  системы  подачи  воздуха  на    холостом  ходу,  откуда  
попадают    во    впускные  каналы  головки  цилиндров.  На  остальных  режимах 
вентиляция осуществляется через дроссель  ресивера и впускную трубу. 

Внимание! 
При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиляции и не 

допускайте  работу  двигателя  при  открытой  маслозаливной  горловине.  Это 
вызывает  повышенный  унос  масла  с  картерными  газами  и  загрязнение 
окружающей среды.
 

  

19

КОМПЛЕКСНАЯ МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ 

ДВИГАТЕЛЕМ (КМПСУД) 

Комплексная система управления предназначена для управления впрыском 

топлива  и  углом  опережения  зажигания  двигателя.  Функционально  система 
управления состоит из двух подсистем: 

- подсистемы управления впрыском топлива; 
- подсистемы управления углом опережения зажигания (УОЗ). 
Обе подсистемы взаимосвязаны и работают синхронно с основным циклом 

работы двигателя. Синхронизация работы подсистем осуществляется по сигналам 
датчиков, установленных на двигателе. 

Система  состоит  из  микропроцессорного  блока  управления  (БУ),  осу-

ществляющего  управление  исполнительными  устройствами  по  программе, 
заложенной в блоке, с учетом информации от датчиков. 

Электрические  схемы  соединений  элементов  системы  управления  дви-

гателем приведены в приложении 1. 

В состав датчиков входят: 
1. Датчик массового расхода воздуха 0 280 212 014 ф.«BOSCH» (Германия) 

или HFM5-4.7 0 280 218 037 ф.«BOSCH»  или HFM62C/11 ф.«SIEMENS» 
(Германия)  или 20.3855 для  определения  массового  наполнения  цилиндров 
воздухом. Установлен на автомобиле между воздушным фильтром и ресивером. 

2.  Датчик  положения  дроссельной  заслонки 0 280 122 001 ф.«BOSCH» 

(Германия)  или 406.1130000-01 резистивного  типа,  установленный  на  дросселе. 
Сигнал  с  датчика  служит  для  определения  режима  работы  двигателя  (холостой 
ход, частичные нагрузки или полная мощность). 

3.  Датчик  синхронизации  (положения  коленчатого  вала) 23.3847 или  ДС-1 

индуктивного  типа,  установленный  на  крышке  цепи  вблизи  шкива  коленчатого 
вала. Датчик формирует специальный электрический сигнал при взаимодействии 
магнитного  поля  датчика  со  специальным  зубчатым  диском  (диском 60-2 зуба), 
установленным  на  шкиве  коленчатого  вала.  Электрический  сигнал  с  датчика 
информирует  блок  управления  об  угловом  положении  коленчатого  вала  при  его 
вращении.  Датчик  и  диск 60-2 зуба  (диск  синхронизации)  установлены  таким 
образом, что момент прохождения через продолжение оси датчика заднего среза 
двадцатого  зуба  диска  соответствует  нахождению  в  верхней  мертвой  точке 
поршня  первого  или  четвертого  цилиндра.  При  этом  отсчет  номера  зуба 
производится от пропуска в направлении, противоположном вращению диска. 

4.  Датчик  фазы  (положения  распределительного  вала)  ДФ-1,  или 

406.3847050-04, или 406.3847050-05 установленный на головке блока цилиндров. 
Датчик  формирует  сигнал  в  момент  прохождения  в  магнитном  поле  датчика 
отметчика,  выполненного  в  виде  отогнутой  пластины  установленной  на 
выпускном распределительном вале. 

Появление  сигнала  с  датчика  свидетельствует  о  начале  такта  сжатия  в 

первом  цилиндре.  В  момент  появления  сигнала  с  этого  датчика  задний  срез 
первого  зуба  диска 60-2 зуба  (считать  от  пропуска  в  направлении
противоположном  вращению  диска)  должен  проходить  через  продолжение  оси 
датчика положения коленчатого вала. 

  

20

5.  Датчик  температурного  состояния  двигателя 19.3828 полупроводнико-

вого  типа,  установлен  на  корпусе  термостата.  Датчик  формирует  сигнал  блоку 
управления  для  обеспечения  коррекции  подачи  топлива  и  угла  опережения 
зажигания в зависимости от теплового состояния двигателя. 

6.  Датчик  температурного  состояния  впускного  трубопровода 19.3828 

полупроводникового  типа,  установлен  на  впускной  трубе.  Датчик  формирует 
сигнал  блоку  управления  для  обеспечения  коррекции  подачи  топлива  и  угла 
опережения  зажигания  в  зависимости  от  температуры  воздуха,  косвенно 
определяемой по температуре впускного трубопровода. 

7.  Датчик  детонации  СТ-305 (отечественного  производства)  установлен  в 

зоне 4-го  цилиндра  на  блоке  со  стороны  впускной  системы  и  предназначен  для 
коррекции  угла  опережения  зажигания  при  обнаружении  детонации  блоком 
управления. 

В состав исполнительных устройств входят:

 

1.  Четыре  электромагнитных  форсунки  (ЭМФ) 0 280 150 560

  или 9261 

ZMZ DEKA 1А

∗∗

, или 6354 ZMZ DEKA1D

**

 

для дозирования топливоподачи. Ус-

тановлены на впускной трубе.

 

2.  Регулятор  холостого  хода  (регулятор  добавочного  воздуха)  РХХ-60  на 

базе  двухфазного  моментного  двигателя.  Регулятор  предназначен  для  дозирова-
ния  количества  воздуха,  поступающего  во  впускной  трубопровод  на  режимах 
пуска, прогрева, холостого и принудительного холостого хода двигателя. Регуля-
тор размещен на ресивере впускной системы.

 

3.  Электробензонасос 0 580 464 044

*

 , служащего для создания давления  в 

топливной магистрали. Установлен под кузовом автомобиля.

 

4.  Электромагнитные  реле  питания  и  реле  бензонасоса 111.3747, предна-

значенные  для  включения/отключения  исполнительных  устройств  от  бортовой 
сети  непосредственно  блоком  управления.  Реле  установлены  в  подкапотном 
пространстве автомобиля.

 

5.  Свечи  зажигания  типа  А14ДВР  или LR17УС  в  количестве 4-х  штук. 

Свечи ввернуты в головку цилиндров по центру камер сгорания.

 

6. Две катушки зажигания 406.3705. Установлены на крышке клапанов.

  

Работа комплексной системы управления двигателем 

Комплексная  микропроцессорная  система  управления  двигателем  фор-

мирует  импульс  электрического  тока  в  первичных  обмотках  двухвыводных 
катушек  зажигания  и  обмотках  электромагнитных  форсунок.  При  этом 
автоматически оптимизируется угол опережения зажигания, количество и момент 
подачи  топлива  в  зависимости  от  режима  работы  двигателя.  Каждая  катушка 
подключена  к  двум  свечам.  Схема  подключения 1-4 и 2-3 цилиндры. 
Искрообразование  происходит  одновременно  в  двух  цилиндрах,  в  одном  из 
которых  такт  сжатия,  в  другом - такт  выпуска.  Воспламенение  происходит  в 
цилиндре, в котором такт сжатия. 

При  закрытом  положении  дроссельной  заслонки  работу  двигателя  на 

холостом  ходу  обеспечивает  регулятор  холостого  хода,  поддерживающий 

                                           

 номера изделий по каталогу фирмы "ВОSСН" (Германия) 

∗∗

 номера изделий по каталогу фирмы «SIEMENS VDO Automotive» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..