Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 4

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 409.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2003 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 4

 

 

  

13

 

Рисунок 9 – Схема смазки двигателя: 

1 - масляный  картер; 2 - масляный  насос; 3 - масляный  фильтр; 4 - крышка  маслозаливной 
горловины; 5 - указатель  уровня  масла; 6 - датчик  указателя  давления  масла; 7 - датчик  сиг-
нализатора аварийного давления масла 

Масляный  насос  (рисунок 10) - шестеренчатого  типа,  установлен  внутри 

масляного  картера  и  крепится  к  блоку  цилиндров  двумя  болтами  и  держателем 
масляного  насоса.  Ведущая  шестерня 1 неподвижно  закреплена  на  валике 3 с 
помощью  штифта,  а  ведомая 5 свободно  вращается  на  оси 4, запрессованной  в 
корпусе 2 насоса.  Корпус  насоса  изготовлен  из  алюминиевого  сплава, 
перегородка 6 - из  чугуна,  шестерни - из  металлокерамики.  К  корпусу  тремя 
винтами крепится литой из алюминиевого сплава приемный патрубок 7 с сеткой. 

  

14

 

Рисунок 10 – Масляный насос: 

1 - ведущая шестерня; 2 - корпус; 3 - валик; 4 - ось; 5 - ведомая шестерня; 6 - перегородка; 7 -
приемный патрубок с сеткой и редукционным клапаном. 

Привод  масляного  насоса  (рисунок 11) осуществляется  парой  винтовых 

шестерен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов. 

Промежуточный  вал  вращается  во  втулках,  запрессованных  в  расточки 

блока цилиндров. 

На валу с помощью шпонки 3 установлена и закреплена фланцевой гайкой 

ведущая  шестерня  2,  находящаяся  в  зацеплении  с  ведомой  шестерней 7, 
напрессованной на валик 8, вращающийся в расточках блока цилиндров. 

В  верхнюю  часть  ведомой  шестерни  запрессована  втулка  6,  имеющая 

внутреннее  шестигранное  отверстие.  В  отверстие  втулки  вставляется 
шестигранный валик 9нижний конец которого входит в шестигранное отверстие 
валика масляного насоса. 

 

Рисунок 11 – Привод масляного насоса: 

1 - промежуточный вал; 2 - ведущая шестерня; 3 - шпонка; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - втулка; 
7 - ведомая шестерня; 8 - валик: 9 - шестигранный валик привода масляного насоса 

  

15

Редукционный  клапан  (рисунок 12) плунжерного  типа,  расположен  в 

корпусе  маслоприемника.  Редукционный  клапан  отрегулирован  на  заводе 
установкой тарированной пружины. Менять регулировку клапана в эксплуатации 
не рекомендуется. 

 

Рисунок 12 – Редукционный клапан: 

1 - плунжер; 2 - пружина; 3 - шайба; 4 - шплинт. 

Масляный фильтр. На двигатель устанавливается масляный фильтр 2105-

1012005-НК-2  однократного  использования.  Устройство  фильтра  приведено  на 
рисунок  13 

 

Рисунок 13 – Масляный фильтр 2105С-1012005-НК-2 со сменными  

фильтрующими элементами: 

1 – пружина; 2 – корпус; 3 – фильтрующий  элемент  перепускного  клапана; 4 – перепускной 
клапан; 5 – фильтрующий элемент; 6 – противодренажный клапан; 7 – крышка; 8 – прокладка 

Масло  под  давлением  через  входное  отверстие  в  крышке 7 попадает  в 

полость между наружной поверхностью фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, 
проходит  через  фильтрующую  штору  элемента 5, очищается  и  попадает  через 
центральное отверстие крышки 7 в главную масляную магистраль.

 

При пуске холодного двигателя или предельном загрязнении фильтрующего 

элемента 5 очистка и подача масла происходит через фильтрующий элемент 3 и 
перепускной  клапан 4. При  этом  на  фильтрующем  элементе 3 происходит 
отложение  механических  примесей  как  поступающих  с  маслом  из  масляного 
картера, так и смываемых потоком масла с фильтрующей шторы элемента 5.

 

Вытекание масла из фильтра при неработающем двигателе предотвращается 

противодренажным клапаном 6.

  

  

16

Система охлаждения 

Система  охлаждения  (рисунок 14) - жидкостная,  закрытая,  с  принуди-

тельной  циркуляцией  охлаждающей  жидкости.  Система  состоит  из  водяной 
рубашки  блока  цилиндров  и  водяной  рубашки  головки  цилиндров  двигателя, 
водяного  насоса 6, термостата 3, сливного  краника 7, датчика  указателя 
температуры  охлаждающей  жидкости 4, датчик  сигнализатора  аварийной 
температуры  охлаждающей  жидкости,  установленного  в  верхний  бачок 
радиатора. 

 

Рисунок 14 – Система охлаждения двигателя: 

1 – двигатель; 2 – патрубок  дросселя; 3 – термостат; 4 – датчик  указателя  температуры 
охлаждающей жидкости; 5 – датчик температурного состояния двигателя; 6 – водяной насос; 7 
– сливной краник блока цилиндров 

Наиболее  выгодный  температурный  режим  охлаждающей  жидкости  лежит 

в  пределах 80...90° С.  Указанная  температура  поддерживается  при  помощи 
термостата, действующего автоматически и жалюзи, управляемых водителем. 

Поддержание  термостатом  правильного  температурного  режима  в  системе 

охлаждения  оказывает  решающее  влияние  на  износ  деталей  двигателя  и 
экономичность его работы. 

Для  контроля  температуры  охлаждающей  жидкости  на  щитке  приборов 

автомобиля  имеется  указатель  температуры,  датчик  которого  ввернут  в  корпус 
термостата.  Кроме  того,  на  щитке  приборов  автомобиля  имеется  сигнализатор 
аварийной  температуры,  загорающийся  красным  светом  при  повышении 
температуры  жидкости  свыше 104 °С.  Датчик  сигнализатора  аварийной 
температуры  ввернут  в  верхний  бачок  радиатора.  При  загорании  сигнализатора 
следует  немедленно  остановить  двигатель  и  устранить  причину  перегрева 
охлаждающей жидкости. 

Водяной насос (рисунок 15) центробежного типа. Подшипник 7 отделен от 

охлаждающей жидкости самоподжимным сальником 4 неразборной конструкции, 
внутри  которого  расположены  манжета  и  уплотняющая  шайба.  Жидкость, 
просачивающаяся  через  сальник,  не  попадает  в  подшипник,  а  вытекает  наружу 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..