Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 3

 

  Главная      Учебники - Уаз     Двигатель ЗМЗ – 409.10 - руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту 2003 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

Двигатель ЗМЗ 409.10. Руководство - часть 3

 

 

  

9

 

Рисунок 5 – Задний конец коленчатого вала: 

1 - вал коленчатый; 2 - вкладыши подшипника; 3 - блок; 4 - сальникодержатель; 5 - сальник; 6 - 
маховик: 7 - болт маховика; 8 - подшипник; 9 -втулка распорная; 10 - шайба болтов маховика; 
11 - картер масляный; 12 - крышка подшипника. 

Направление вращения коленчатого вала правое – по ГОСТ 22836. 
Шатун - стальной  кованый  с  отверстием  подачи  масла  для  охлаждения 

днища поршня. Крышки шатунапри переборке двигателя, нельзя переставлять с 
одного шатуна на другой. 

Вкладыши 

подшипников 

коленчатого 

вала 

и 

шатунов - 

сталеалюминиевые.  Верхние  вкладыши  коренных  подшипников  с  канавками
нижние - без канавок. 

Газораспределительный механизм 

Распределительные  валы  -  отлиты  из  чугуна.  Для  достижения  высокой 

износостойкости рабочей поверхности введен отбел кулачков. 

Валы  вращаются  в  подшипниках,  образованных  головкой  цилиндров  и 

съемными  алюминиевыми  крышками.  Эти  крышки  обрабатываются  в  сборе  с 
головкой цилиндров и поэтому не взаимозаменяемы. 

Привод  распределительных  валов  (рисунок 6)- цепной,  двухступенчатый. 

Включает в себя: звездочку 1 коленчатого вала, ведомую 5 и ведущую 6 звездочки 
промежуточного вала, ведомые звездочки 12 и 14 распределительных валов,  две 
цепи (72 и 92 звена) 4 и 9, гидронатяжители с усиленной пружиной 2 и 8, рычаги 
натяжного  устройства 3 и 7 и  успокоители  цепей 13, 16 и 17 . Натяжение  цепи 
каждой  ступени  осуществляется  гидронатяжителями,  размещенными:  один – на 
передней  крышке  блока  цилиндров  (крышке  цепи),  другой – на  головке 

  

10

цилиндров. 

 

Рисунок 6 – Привод распределительных валов: 

1 – звездочка коленчатого вала; 2 – гидронатяжитель нижний; 3 – рычаг натяжного устройства 
нижней  цепи; 4 – цепь  нижняя; 5 –звездочка  промежуточного  вала  ведомая; 6 – звездочка 
промежуточного  вала  ведущая; 7 – рычаг  натяжного  устройства  верхней  цепи; 8 – 
гидронатяжитель  верхний; 9 – цепь  верхняя; 10 – установочная  метка  на  звездочке; 11 – 
установочные  штифты; 12 – звездочка  распределительного  вала  впускных  клапанов; 13 –
успокоитель цепи верхний; 14 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 15 – 
верхняя плоскость головки цилиндров; 16 – успокоитель цепи средний; 17 – успокоитель цепи 
нижний; М

1

 и М

2

 – установочные метки на блоке 

Клапаны - изготовлены  из  жаропрочной  стали  и  имеют  возможность  в 

процессе  работы  проворачиваться.  Клапаны  взаимозаменяемы  с  аналогичными 
клапанами двигателя ВАЗ-2108. 

Привод  клапанов  (рисунок 7) от  распределительных  валов  непосредс-

твенный  через  цилиндрические  гидротолкатели 7, для  которых  выполнены 
направляющие  отверстия  в  головке  цилиндров.  Применение  гидравлических 
толкателей исключает необходимость регулировки зазоров. 

  

11

 

Рисунок 7 – Привод клапанов: 

1 - клапан  впускной; 2 - головка  цилиндров; 3 - тарелка  пружины  клапана; 4 - колпачок 
маслоотражательный; 5 - пружина  клапана  наружная; 6 - вал  распределительный  выпускных 
клапанов; 7 - гидротолкатель; 8 - сухарь клапана; 9 - клапан выпускной; 10 - пружина клапана 
внутренняя; 11 - шайба  опорная  пружины  клапана; 12 - вал  распределительный  впускных 
клапанов. 

Пружины  клапанов - двойные.  Пружины  и  детали  их  крепления  взаи-

мозаменяемы с аналогичными деталями двигателя ВАЗ-2108. 

Гидротолкатели - выполнены  в  виде  цилиндрического  стакана  с 

плунжерной парой и подводом масла от магистрали в головке цилиндров. 

Вал  промежуточный  (рисунок 8)- предназначен  для  установки  на  нем 

звездочек 3 и 4 привода распределительных валов, а также винтовой шестерни 9 
привода масляного насоса. 

 

Рисунок 8 – Вал промежуточный: 

1 - болт; 2 - пластина  стопорная; 3 - звездочка  ведущая; 4 - звездочка  ведомая; 5 - втулка 
передняя вала; 6 - вал промежуточный; 7 -труба промежуточного вала; 8 - гайка; 9 - шестерня 
привода  масляного  насоса  ведущая; 10 - втулка  задняя  вала; 11 - блок; 12 - фланец 
промежуточного вала; 13 - штифт; 14 - шестерня привода масляного насоса ведомая. 

  

12

Система смазки 

Система  смазки  (рисунок 9)- комбинированная  с  подачей  масла  к  тру-

щимся поверхностям под давлением и разбрызгиванием. 

Система  смазки  включает:  масляный  картер 1, масляный  насос 2 с 

приемным  патрубком  и  редукционным  клапаном,  привод  масляного  насоса, 
масляные каналы в блоке, головке цилиндров и коленчатом валу, полнопоточный 
масляный фильтр 3, стержневой указатель уровня масла 5, крышку маслозаливной 
горловины 4, датчики давления масла 6 и 7. 

На указателе уровня масла имеются метки: верхнего уровня -"П" и нижнего 

уровня -"0". Уровень масла должен находиться между этими метками. 

Циркуляция  масла  происходит  следующим  образом.  Насос  засасывает 

масло  из  картера  и  по  каналу  в  блоке  подводит  его  к  полнопоточному  фильтру. 
После фильтра масло поступает в главную масляную магистраль и через каналы в 
блоке  смазывает  коренные  подшипники,  подшипники  промежуточного  вала, 
верхний  подшипник  валика  привода  масляного  насоса  и  подводится  к 
гидронатяжителю  цепи  первой  ступени  привода  распределительных  валов.  От 
коренных  подшипников  масло  через  внутренние  каналы  коленчатого  вала 
смазывает  шатунные  подшипники  и  от  них  через  отверстия  в  шатунах 
смазываются поршневые пальцы. 

От  верхнего  подшипника  валика  привода  масляного  насоса  масло  через 

поперечные  сверления  и  внутреннюю  полость  валика  подается  для  смазки 
нижнего подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни привода. 

Шестерни привода маслонасоса смазываются струей масла через сверление 

в главной масляной магистрали. 

Для  охлаждения  поршня  масло  через  отверстие  в  верхней  головке  шатуна 

брызгает на днище поршня. 

Из  главной  масляной  магистрали  масло  через  канал  в  блоке  поступает  в 

головку  цилиндров,  смазывает  опоры  распределительных  валов  и  подводится  к 
гидронатяжителю  цепи  второй  ступени  привода  распределительных  валов,  к 
гидротолкателям  и  к  датчикам  давления  масла.  Вытекая  из  зазоров  и  стекая  в 
картер  в  передней  части  головки  цилиндров,  масло  смазывает  цепи,  рычаги 
натяжного устройства и звездочки привода распределительных валов. 

Контроль  за  давлением  масла  осуществляется  датчиком  давления 6 и 

указателем  на  щитке  приборов.  Кроме  того,  система  снабжена  датчиком 
аварийного  давления  масла 7 и  сигнализатором  аварийного  давления  масла. 
Сигнализатор  аварийного  давления  масла  загорается  при 40...80 кПа (0,4...0,8 
кгс/см

2

). Датчики давления ввернуты в штуцер, установленный в масляный канал 

головки цилиндров. 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..