Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 96

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  ..

 

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 96

 

 

 

 
 

382 

дува,  повышение  частоты  вращения  коленчатого  вала  и  степени  сжатия,  а  также 
применение  новейших  кон-
струкционных 

материалов. 

Значит,  производители  про-
кладок должны не отставать от 
моторостроителей? А вот  и не 
угадали,  —  они  должны  идти 
впереди.  Иными  словами,  им 
нужно  быть  постоянно  гото-
выми  к  заказу  на  «прокладку 
завтрашнего дня». 
Виды уплотнений ГБЦ 
Говоря  о  герметизации  соеди-
нений  «блокголовка»,  не  бу-
дем рассматривать двигатели с 
бесподкладочными  стыками, 
—  это  тема  отдельного  разго-
вора.  В  остальных  случаях 
специалисты 

разделяют 

уплотнения на три группы: 
• мягкие прокладки ГБЦ; 
•  металлические  прокладки 
ГБЦ; 
•  комбинированные  уплотне-
ния. 
Правда, в отношении металли-
ческих  и  мягких  прокладок  необходима  оговорка.  И  те,  и  другие  делаются  из  не-
скольких  материалов,  —  например,  мягкие  прокладки  содержат  перфорированную 
жесть. Но один из материалов (металл или полимерная композиция) является преоб-

ладающим — он-то и определяет 
принадлежность прокладки к той 
или иной группе. 
Например,  на  дизелях  челябин-
ского тракторного завода для во-
енных гусеничных машин и тан-
ков  применялась  прокладка,  со-
стоящая  из  двух  медных  листов. 
Между  ними  закладывался  лист 
из  асбестовой  бумаги  толщиной 
1  мм.  Нижний  металлический 
лист  имел  отбортовку  не  только 
на  отверстия  камер  сгорания,  но 
и  на  масляные  каналы.  Суще-
ствуют  графитовые  прокладки, 
выполненные  из  графитных  ли-

 

 
 

383 

стов  (не  путать  с  графитовым  покрытием  асбестовых  прокладок  и  графитным 
наполнителем безасбестовых материалов). Однако ведущие зарубежные производи-
тели  признают  их  малопер-
спективными.  К  металличе-
ским  и  комбинированным 
уплотнениям мы еще вернем-
ся, а сейчас поговорим о мяг-
ких прокладках ГБЦ. Их пре-
имущества 

определяются 

простотой:  благодаря  своей 
«мягкости»  они  компенси-
руют  неровности  и  деформа-
цию  сопрягаемых  поверхно-
стей,  обеспечивая тем самым 
герметизацию стыка. Отсюда 
и  относительная  дешевизна 
этих  изделий.  А  к  недостат-
кам относится меньшая, в сравнении с металлическими «сестричками», надежность 
уплотнения  (особенно  при  высоких  давлениях),  необходимость  дополнительной 
подтяжки в процессе эксплуатации и, как правило, одноразовое использование. 

Сделай ее! 
Прокладки ГБЦ вырубают из многослойного полотна. В его основе — каркас из 

перфорированной жести, покрытый с обеих сторон полимерной композицией. Ины-
ми  словами,  современная  мягкая  прокладка  ГБЦ  являет  собой  многослойную  кон-
струкцию, этакий  «сэндвич», в котором каждый слой решает строго определенную 
задачу. 

Чтобы в дальнейшем свободно оперировать терминами, давайте в общих чертах 

вспомним технологию изготовления прокладок ГБЦ. Ее основные этапы таковы: 

• изготовление специальной бумаги на полимерной основе; 
• перфорация жести; 
• сборка прокладочного полотна (жесть обкладывается бумагой и пропускается 

через обжимные валки каландра); 

• обмазка, пропитка и вулканизация полученного материала; 
• вырубка прокладок в специальных штампах. 
•  окантовка  отверстий камер сгорания  и  жидкостных каналов прокладки  и ка-

либровка. 

Справедливости ради отметим, что применение полимерной бумаги — не един-

ственный способ получения полотна. В свое время фирма Elring предложила такую 
технологию: жесть обкладывается специально приготовленной массой и потом про-
пускается через каландр. 

А вот, например, фирма Frenzelit покрывает жесть бумагой — правда, для этого 

необходима специальная бумагоделательная машина. Зато этот способ обеспечивает 
более равномерную плотность полотна. 

 
 

 

 
 

384 

Это — жесть! 
А  теперь  несколько  интересных  подробностей.  Поверхность  жести  после  пер-

форации  более  всего  напоминает,  пожалуй,  двустороннюю  терку.  Зубчики  с  обеих 
сторон  стальной  ленты  гото-
вы  к  контакту  с  полимерным 
покрытием  —  но  все  ли  про-
изводители  делают  их  пра-
вильно?  Нет,  конечно.  В 
настоящее  время  известны 
два  типа  перфорации,  приме-
няемой  в  производстве  про-
кладок ГБЦ: круглая и прямо-
угольная.  «Продвинутые»  за-
воды  применяют  круглую,  и 
вот почему. 

Во-первых,  при  круглой 

перфорации  прочность  жести 
в  продольном  и  попречном 
направлениях 

практически 

одинакова.  В  то  время  как 
прямоугольная 

перфорация 

делает  прокладку  анизотроп-
ной.  Кроме  того,  «прямо-
угольная» 

технология 

не 

обеспечивает  воспроизводи-
мости  свойств  изделия:  две 
одинаковые  прокладки  могут 
существенно  отличаться  по 
прочности на разрыв. 

Во-вторых,  круглая  пер-

форация  позволяет  получить 
плоскую  поверхность  ежду 
выступами  (зубчиками).  И 
наконец,  в-третьих,  она  дает 
возможность  оптимизировать 
распределение  зубчиков  по 
площади  изделия,  обеспечи-
вая  надежное  сцепление  же-
сти  с  полимерным  «покрыва-
лом». 

И в результате... 
Итак,  прокладочное  по-

лотно  собирают,  пропуская 
перфорированную  жесть  и 
бумагу  через  валки  каландра. 

 

 
 

385 

Рациональная  перфорация  жестяной  основы  и  фирменные  «ноу-хау»  для  полимер-
ных  композитов  позволяют  прокладке  адаптироваться  к  вертикальной  нагрузке  — 
причем  к  любой,  даже  очень  большой. 
Опасные  пики  при  этом  «расползают-
ся»  без  нарушения  уплотнения  —  раз-
работчики  называют  этот  процесс  «го-
ризонтальным выравниванием». И еще: 
при  использовании  новых  прокладок 
усилия распределяются по краям гильз 
равномерно,  уберегая  цилиндры  от  де-
формации  и,  следовательно,  от  повы-
шенного  расхода  масла,  ускоренного 
износа и прорыва газов в картер. 

А если в цифрах: какие  механиче-

ские и температурные нагрузки  выдер-
живают  эти  изделия?  Пожалуйста:  по 
данным  производителей,  прокладки 
для  бензиновых  двигателей  сохраняют 
работоспособность  до  35  МПа  (350 
бар)  и  350°  С,  а  для  дизельных  —  до 
100  МПа  (1000  бар)  и  400°  С.  То  есть 
«запас  прочности»  изделия  получается 
изрядный... 

Оптимально  подобранные  показа-

тели восстанавливаемости и сжимаемо-
сти  допускают  длительную  эксплуата-
цию прокладки без дополнительной ре-
гулировки  клапанного  механизма  — 
словом, все для потребителя! А  специ-
альное антипригарное покрытие позво-
ляет  легко,  а  главное,  безболезненно 
для  двигателя  демонтировать  проклад-
ку при ремонте. 

А  теперь  несколько  слов  об  окан-

товке газовых отверстий. Этот элемент 
выполняет  несколько  функций:  во-
первых,  упрочняет и защищает кромки 
отверстий;  во-вторых,  увеличивает  из-
гибную прочность прокладки, что важ-
но  при  ее  транспортировке  и  монтаже; 
в-третьих,  выполняет  роль  теплового 
моста между массами блока и головки. 

При покупке прокладки ГБЦ на 

окантовку надо обращать особое вни-
мание. Не допускаются «гармошки» металла, а также чрезмерно большие выступы 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97