Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 75

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  ..

 

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 75

 

 

 

 
 

298 

Для всех сортов нормируются пределы кинематической вязкости  при 100°С, а 

для зимних и всесезонных сортов дополнительно нормируется величина кинемати-
ческой вязкости при –18°С** (табл. 1).  

Для  всесезонных  масел  цифра  в  числителе  характеризует  зимний  класс,  а  в 

знаменателе – летний; буква  «з» указывает на то, что масло – загущенное, т. е. со-
держит загущающую  (вязкостную) присадку.  Так, всесезонное масло класса вязко-
сти 5з/12 по кинематической вязкости при 100°С соответствует летнему маслу клас-
са 12, а при –18°С – зимнему маслу класса 5з. 

Таблица 1. 

Класс вязкости 

по ГОСТ 17479.1-85 

 

Вязкость кинематическая, мм

2

/с, при температуре

 

+ 100°С

 

– 18°С

 

 

не менее

 

не более

 

не более

 

Зз

 

3,8

 

 

1250

 

 

4,1

 

 

2600

 

5з 

5,6

 

 

6000

 

6з 

5,6

 

 

10 400

 

5,6

 

7,0

 

 

7,0

 

9,3

 

 

10 

9,3

 

11,5

 

 

12 

11,5

 

12,5

 

 

14 

12,5

 

14,5

 

 

16 

14,5

 

16,3

 

 

20 

16,3

 

21,9

 

 

24 

21,9

 

26,1

 

 

Зз/8 

7,0

 

9,5

 

1250

 

4з/6 

5,6

 

7,0

 

2600

 

4з/8 

7,0

 

9,3

 

2600

 

4з/10 

9,3

 

11,5

 

2600

 

5з/10 

9,3

 

11,5

 

6000

 

5з/12 

11,5

 

12,5

 

6000

 

5з/14

 

12,5

 

14,5

 

6000

 

6з/10

 

9,3

 

11,5

 

10 400

 

6з/12

 

11,5

 

12,5

 

10 400

 

6з/14

 

12,5

 

14,5

 

10 400

 

6з/16

 

14,5

 

16,3

 

10 400

 

 

 

* Масло класса 8 нередко используют как в летний, так и в зимний период эксплуатации. 
** По ГОСТ 51634-2000 допускается взамен кинематической вязкости при минус 18 нормировать 
кажущуюся (динамическую) вязкость при отрицательных температурах. 
 

Международная классификация моторных масел 

по вязкости SAE J-300 DEC 99 

В большинстве развитых стран мира общепринятой служит классификация мо-

торных  масел  по  вязкости,  установленная  SAE  (Американским  обществом  автомо-
бильных инженеров) в стандарте SAE J-300 DEC 99 и введенная в действие с авгу-
ста 2001 г. (табл.2). 

Данная классификация содержит 11 классов: 

               

 

 

 
 

299 

Таблица 2. 

Класс 

вязкости

 

Низкотемпературная 

(динамическая) вязкость

 

Высокотемпературная вязкость

 

 

Проворачивание 

 

по методу ASTM D 5293 

(вискозиметр CCS, 

имитация холодного 

пуска), мПа•c

 

Прокачиваемость 

 

по методу ASTM D 4684 

(вискозиметр MRV) 

кинематическая 

при 100°С, мПа•c

 

кинематическая 

при 100°С 

(по методу ASTM D 445), 

мм

2

 

динамическая при 150°С 

и скорости сдвига 106 с

-1 

по методу ASTM D 4683 

или СЕС L-36-A-90, 

на коническом имитаторе 

подшипника, мПа•с

 

 

максимальная вязкость, 

при температуре

 

min

 

max

 

min

 

0w

 

6200 при -35°С

 

60 000 при -40°С

 

3,8

 

-

 

-

 

5w

 

6600 при -30°С

 

60 000 при -35°С

 

3,8

 

-

 

-

 

10w

 

7000 при -25°С

 

60 000 при -30°С

 

4,1

 

-

 

-

 

15w 

7000 при -20°С

 

60 000 при -25°С

 

5,6

 

-

 

-

 

20w 

9500 при -15°С

 

60 000 при -20°С

 

5,6

 

-

 

-

 

25w 

13 000 при -10°С

 

60 000 при -15°С

 

9,3

 

-

 

-

 

20 

-

 

-

 

5,6

 

9,3

 

2,6

 

30 

-

 

-

 

9,3

 

12,5

 

2,9

 

40 

-

 

-

 

12,5

 

16,3

 

2,9*

 

40 

-

 

-

 

12,5

 

16,3

 

3,7**

 

50 

-

 

-

 

16,3

 

21,9

 

3,7

 

60 

-

 

-

 

21,9

 

26,1

 

3,7

 

* Для классов SAE 0w-40, 5w-40, 10w-40. ** Для классов SAE 40, 15w-40, 20w-40, 25w-40.

 

Всесезонные  масла  имеют  двойное  обозначение  через  дефис,  причем  первым 

указывается зимний (с индексом w) класс, а вторым – летний, например SAE 5w-40, 
SAE 10w-30 и т. д. Зимние масла характеризуют два максимальных значения дина-
мической (в отличие от кинематической для ГОСТа) вязкости и нижний предел ки-
нематической вязкости при 100°С. Летние масла характеризуют пределы кинемати-
ческой  вязкости  при  100°С,  а  также  минимальное  значение  динамической  высоко-
температурной (при 150°С) вязкости при градиенте скорости сдвига 106с-1.  

В обеих Вязкостных классификациях (ГОСТ, SAE) чем меньше цифра в числи-

теле с индексом «з» (ГОСТ) или перед буквой «w» (SAE), тем меньше вязкость мас-
ла  при  низкой  температуре  и  соответственно  легче  холодный  пуск  двигателя.  Чем 
больше цифра, стоящая в знаменателе (ГОСТ) или после дефиса (SAE), тем больше 
вязкость  масла  при  высокой  температуре  и  надежнее  смазывание  двигателя  в  лет-
нюю жару. 

В таблице 3 приведено примерное соответствие классов вязкости моторных ма-

сел по ГОСТ 17479.1-85 классам вязкости по SAE J-300. 

Таблица 3. Примерное соотношение классов вязкости моторных масел по           

ГОСТ 17479.1-85 классам вязкости по SAE J-300 

Класс вязкости

 

Класс вязкости

 

по ГОСТ 17479.1-85

 

по SAE J-300

 

по ГОСТ 17479.1-85

 

по SAE J-300

 

Зз

 

5w

 

24

 

60

 

 

10w

 

Зз/8

 

5w-20

 

 

15w

 

4з/6

 

10w-20

 

 

20w

 

4з/8

 

6

 

20

 

4з/10

 

10w-30

 

8

 

5з/10

 

15w-30

 

10

 

30

 

5з/12

 

12

 

5з/14

 

15w-40

 

14

 

40

 

6з/12

 

20w-30

 

16

 

6з/14

 

20w-40

 

20

 

50

 

6з/16

 

 

 

 
 

300 

Классификация моторных масел по уровню эксплуатационных свойств 

Согласно ГОСТ 17479.1 моторные масла российского производства по уровню 

эксплуатационных  свойств  разделены  на  6  групп,  обозначаемых  первыми  шестью 
буквами русского алфавита и цифровыми индексами (табл. 4). Чем дальше от начала 
алфавита отстоит буква в маркировке моторного масла, тем выше уровень его каче-
ства.  

Соответствие масел той или иной группе устанавливается на основании резуль-

татов  моторных  и  лабораторных  испытаний,  включенных  в  Комплексы  методов 
квалификационной  оценки (КМКО) и  утвержденных Госстандартом РФ. Индексом 
«1»  маркируются  масла,  предназначенные  для  эксплуатации  бензиновых  двигате-
лей,  индексом  «2»  –  для  эксплуатации  дизелей.  Универсальные  масла,  предназна-
ченные для эксплуатации в обоих типах двигателей, цифрового индекса не имеют. 

В случае соответствия масла сразу нескольким эксплуатационным классам, они 

указываются друг за другом в порядке возрастания требований к качеству. Послед-
ним  в  маркировке  моторного  масла  (в  случае  необходимости)  стоит  буквенно-
цифровой индекс, характеризующий особенности применения данного конкретного 
масла. 
 

Группы эксплуатационных свойств моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 

Таблица 4. 

А

 

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

 

Б

1

 

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образо-
ванию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

 

Б

2

 

Малофорсированные дизели

 

В

1

 

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окис-
лению масла и образованию всех видов отложении

 

В

2

 

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным и 
противоизносным свойствам масел, а также к их склонности к образованию высокотемператур-
ных отложений 

Г

1

 

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствую-
щих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению 

Г

2

 

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, 
способствующих образованию высокотемпературных отложений 

Д

1

 

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных  условиях, бо-
лее тяжелых, чем для масел группы Г1 

Д

2

 

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях 
или если применяемое топливо требует  использования масел с высокой нейтрализующей спо-
собностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к обра-
зованию всех видов отложений 

Е

1

 

Высокофорсированные  бензиновые  и  дизельные  двигатели,  работающие  в  эксплуатационных 
условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д1 и Д2 

Е

2

 

Отличаются  повышенной  диспергирующей  способностью,  лучшими  противоизносными  свой-
ствами 

 

 
 
 
 
 
 

 

 
 

301 

Международная классификация моторных масел API 

Наиболее известной международной классификацией моторных масел по обла-

стям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API 
(Американского института нефти). Со времени введения (1947 г.) данная классифи-
кация  неоднократно  дополнялась,  однако  присущий  ей  принцип  разделения  масел 
на 2 категории (S и С) сохранился до настоящего времени. 

В  данной  системе  классификации  моторные  масла  маркируются  двухбуквен-

ным индексом. Первая буква означает категорию: к категории «S» (Service) относят-
ся  масла  для  4-тактных  бензиновых  двигателей,  к  категории  «С»  (Commercial)  -
масла,  предназначенные  для  дизелей  автомобильного  транспорта,  внедорожной 
строительной  и  сельскохозяйственной  техники.  Универсальными  называют  масла, 
которые  могут  применяться  для  смазывания  бензиновых  и  дизельных  двигателей. 
Второй  буквой  является  показатель  группы  масла  по  уровню  эксплуатационных 
свойств. Чем дальше от начала латинского алфавита расположена буква, тем выше 
уровень эксплуатационных свойств моторного масла. 

 
Таблица 5. API - для бензиновых двигателей 

SA

 

Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию производителя. 

SB

 

Двигатели, работающие при умеренных нагрузках, используется только по требованию производителя. 

SC

 

Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (Годы выпуска автомобилей 1964-1967). 

SD

 

Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях  
(Годы выпуска автомобилей 1968-1971). 

SE

 

Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях 
(Годы выпуска автомобилей 1972-1979). 

SF

 

Масла  данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше, питаемых этилиро-
ванным  бензином.  Они  имеют  более  эффективные,  чем  предыдущие  категории,  противоокислительные, 
противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и 
низкотемпературных отложений и шлака. 

SG

 

Масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше, работающих на неэтилированном бен-
зине с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к маслам для дизельных двигателей кате-
гории API CC и CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшен-
ные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама. Выдача ли-
цензий прекращена в конце 1995 года. 

SH

 

Высокофорсированные перспективные автомобили с высоким турбонаддувом (Годы выпуска автомобилей 
до 1996). Масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. 
На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как 
дополнительная к категориям API С. 

SJ

 

Для всех используемых моделей (1996г.). Категория утверждена  06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 
15.10.1996. Масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых 
двигателей  и  полностью  заменяют  масла  всех  существовавших  ранее  категорий  в  более  старых  моделях 
двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории 
энергосбережения API SJ/EC. 

SL 

Для  автомобилей  2004  года  или  раньше.  Отличаются  стабильностью  энергосберегающих  свойств,  пони-
женной  летучестью,  удлиненными интервалами  замены.  API  планировал  разрабатывать  проект  PS-06  как 
следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение 
"SK" как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква "К" пропускает-
ся для следующей категории "S". 

SM 

Для всех автомобилей находящихся в наст. время в эксплуатации. Введен 30 ноября 2004.Обладает улуч-
шенными свойствами против окисления, формирования отложений, защиты от износа и эксплуатации при 
низких температурах в течение всего срока службы масла. Некоторые масла из этой категории могут также 
соответствовать последним спецификациям ILSAC и/или квалифицироваться как энергосберегающие. 

EC

 

Энергосберегающие масла. 

 
 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76