Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 74

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  ..

 

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 74

 

 

 

 
 

294 

 

 

 

 
 
 
 

 

 
 

295 

 

 

 

Знаки  =>  и  <=  обозначают,  что  рекомендуется  применять  топливо  другого  сорта  или  класса  в 
случаях устойчивых среднесуточных повышенных или пониженных температур. 

 

 

 

 
 

296 

ПРИЛОЖЕНИЕ Л 

(Классификация моторных масел) 

ТРЕБОВАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИИ,  

СИСТЕМЫ ОБОЗНАЧЕНИЙМОТОРНЫХ МАСЕЛ 

 

Требования, предъявляемые к современным моторным маслам 

Общими  тенденциями  развития  двигателестроения  являются:  увеличение  соотно-
шения  мощности  к  объёму  двигателя  (далее  –  «литровая  мощность»),  повышение 
его  экономичности  и  надежности,  улучшение  пусковых  свойств,  уменьшение  мас-
согабаритных показателей. Решение любой из этих проблем тесно связано с вопро-
сами  применения  моторных  масел.  Для  обеспечения  надежной  работы  двигате-
лей,применяемые в них масла должны  обладать определенными эксплуатационны-
ми свойствами. 

Надежность работы двигателя во многом определяется выбором масла с опти-

мальной  вязкостью.  В  широком  диапазоне  условий  эксплуатации  наиболее  эффек-
тивны масла с пологой вязкостно-температурной характеристикой (т. е. масла, вяз-
кость которых в наименьшей степени меняется при изменении температуры масла). 

Для обеспечения минимального износа деталей двигателя лучше использовать 

масла большей вязкости. Однако чрезмерное повышение вязкости  увеличивает  по-
тери  на  трении,  а  это  ведет  к  повышенному  расходу  топлива.  Снижение  исходной 
вязкости, как правило, улучшает прокачиваемость масел при низких температурах, 
которая характеризует способность масла своевременно поступать к местам смазки 
при пуске двигателя. Чем лучше прокачиваемость, тем ниже износ деталей двигате-
ля при пуске  и выше  его КПД за счет  уменьшения расхода топлива. Поэтому кон-
структоры  стремятся  к  выбору  оптимальной  величины  вязкости  масла  в  зависимо-
сти от типа двигателя и условий его эксплуатации. 

В целях облегчения веса двигателя конструкторы прибегают к уменьшению ем-

кости систем смазки, а это приводит к возрастанию кратности циркуляции масла и 
интенсификации его окисления. Эффективное снижение скорости образования нага-
ров и лаков в системе смазки двигателя возможно только в том случае, если масло 
обладает достаточно высокими моюще- диспергирующими и антиокислительными 
свойствами. 

Для увеличения надежности и обеспечения высокого ресурса работы двигателя 

необходимо,  чтобы  моторные  масла  имели  высокий  уровень  противоизносных  и 
противозадирных свойств. 

Для  снижения  коррозионного  износа  деталей  цилиндропоршневой  группы  и 

вкладышей коленчатого вала, вызываемого кислыми продуктами сгорания топлива, 
моторные масла должны обладать нейтрализующим действием. 

Требования к маслу определяются не только типом двигателя, конструктивны-

ми особенностями агрегатов, но и условиями эксплуатации, а также качеством топ-
лива. Так, при работе  на непрогретом двигателе  и (или)  некачественном топливе в 
результате неполного сгорания топлива происходит попадание продуктов неполного 
сгорания в картер с последующим окислением и загрязнением масла. В результате 
этого в условиях конденсации влаги в картере двигателя может значительно повы-

 

 
 

297 

шаться  интенсивность  образования  низкотемпературных  отложений  (шлама). 
Предотвратить  шламообразование  в  картере  двигателя  можно  за  счет  применения 
масел с высокими диспергирующими свойствами. 

Надежность двигателей в значительной степени зависит от способности мотор-

ных масел сохранять свои эксплуатационные свойства при обводнении. Это особен-
но характерно для масел, используемых в судовых дизелях. 

Современные масла должны сохранять эксплуатационные свойства длительное 

время (от 500 до 2 000 моточасов работы двигателя, примерно 12–45 тыс. км пробе-
га). Срок смены масел должен быть увязан со сроками смены фильтрующих элемен-
тов  и  режимами  технического  обслуживания  автомобилей.  При  этом  должен  обес-
печиваться низкий расход масла на угар. 

Условия  работы  масел  в  двигателях  различных  типов  и  конструкций  могут 

сильно  различаться,  что  затрудняет  выбор  масла  для  конкретного  двигателя.  Для 
облегчения  выбора  масел  с  учетом  условий  эксплуатации  и  особенностей  техники 
разработаны их классификации. 

Основными  путями  повышения  «литровой  мощности»  в  современных  и  пер-

спективных двигателях являются: повышение степени сжатия в цилиндрах двигате-
ля,  оптимизация  состава  топливно-воздушной  смеси  (например,  прямой  впрыск 
топлива под высоким давлением) и введение наддува воздуха. Однако это приводит 
к  росту  тепловых  и  механических  нагрузок  на  детали  двигателя,  условия  работы 
масла существенно ужесточаются. Интенсивный контакт масла с прорывающимися 
в  картер  газами  увеличивает  скорость  его  окисления.  Воздействие  горячих  газов  и 
нагретых  поверхностей  на  пленку  масла  на  деталях  цилиндропоршневой  группы 
приводит к образованию высокотемпературных углеродистых отложений (нагаров и 
лаков).  Закоксовывание  поршневых  канавок  может  привести  к  уменьшению  по-
движности  поршневых  колец,  повышенному  износу  и  задиру  поверхности  гильзы 
цилиндра, а в конечном итоге – к поломке поршневых колец с потерей компрессии 
двигателя. 

Классификации и системы обозначений моторных масел 
В основу отечественной системы обозначений моторных масел, предусмотрен-

ной  ГОСТ  17479.1-85,  положены  сведения  о  принадлежности  масла  к  одному  из 
классов вязкости и группе эксплуатационных свойств. 

 

Классификация моторных масел по вязкости 

 
Вязкость – важнейшая характеристика моторного масла. Российский ГОСТ 17479.1 
разделяет  масла  в  зависимости  от  величины  кинематической  вязкости  при  различ-
ных температурах на следующие вязкостные классы: 
 
 

      

    

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75