Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 55

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  ..

 

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 55

 

 

 

 
 

218 

Установить блок цилиндров плоскостью сопряжения с масляным карте-

ром вверх 

Снять крышки коренных подшипников с болтами. 
Протереть насухо хлопчатобумажной салфеткой постели под вкладыши в бло-

ке цилиндров и крышках коренных подшипников. 

Установить в  постели блока цилиндров верхние (с проточкой) вкладыши ко-

ренных подшипников так, чтобы усик вкладыша плотно вошел в замочный паз. 

Установить в постели крышек коренных подшипников нижние (без проточки) 

вкладыши  коренных  подшипников  так,  чтобы  усик  вкладыша  плотно  вошел  в  за-
мочный паз. 

Протереть  коренные  вкладыши  хлопчатобумажной  салфеткой  и  смазать  ко-

ренные вкладыши в постелях блока цилиндров моторным маслом. 

Протереть  хлопчатобумажной  салфеткой  шейки  коленчатого  вала  и  устано-

вить коленчатый вал в блок цилиндров. 

Смазать  моторным  маслом  и  установить  полушайбы  упорного  подшипника: 

верхние - в проточки третьей коренной постели, нижние - вместе с крышкой третье-
го коренного подшипника. Полушайбы должны быть обращены поверхностью с ка-
навками к щекам коленчатого вала, выступы нижних полушайб должны зайти в па-
зы крышки. 

 

ВНИМАНИЕ! 

Пластмассовые полушайбы подлежат установке только в передние (ближай-

шие  к  передней  стороне  блока  цилиндров)  проточки  коренной  постели  и 
крышки опоры, ориентируя поверхностью с канавками к  щеке коленчатого 
вала.

 

Смазать моторным маслом коренные шейки коленчатого вала. 
Установить  крышку  третьего  коренного  подшипника  с  полушайбами  в  блок 

цилиндров. 

Установить  крышки  остальных  коренных  подшипников  на  соответствующие 

коренные шейки коленчатого вала. 

 

ВНИМАНИЕ! 
При  установке  крышек  коренных  подшипников  соблюдать  нумерацию,  ко-

торая начинается от переднего торца блока цилиндров. При  установке кры-
шек замочные пазы под вкладыши в блоке цилиндров и в крышках распола-
гать с одной стороны.

 

Наживить,  не  затягивая,  болты  крепления  крышек  коренных  подшипников  и 

подвинуть  вручную  коленчатый  вал  вперед-назад  до  упора  с  целью  правильного 
расположения крышки с полушайбами. 

Затянуть  болты  крепления  крышек  коренных  подшипников  динамометриче-

ским ключом моментом 98…107,9 Н

.

м (10…11 кгс·м). 

Повернуть  коленчатый  вал  на  несколько  оборотов.  Вращение  должно  быть 

свободным, без затруднений. Проверить наличие зазоров между противовесами ко-
ленчатого вала и корпусами форсунок охлаждения поршней. Задевание коленчатого 
вала за форсунки охлаждения поршней не допускается. 

 

 
 

219 

Проверить, как указано в разделе «Ремонт. Коленчатый вал», осевой зазор ко-

ленчатого  вала  и,  при  необходимости,  заменить  полушайбы  упорного  подшипника 
на новые стандартной толщины или ремонтные, увеличенной толщины. 

 

Произвести сборку деталей шатунно-поршневой группы 
Очистить канавки поршней от нагара. 
Поршни по наружному диаметру юбки и цилиндры по внутреннему диаметру 

делятся на три размерные группы и маркируются буквами А, B, Y по мере увеличе-
ния размера. 

Буква,  обозначающая  группу  поршня,  и  обозначение  размера  диаметра  ре-

монтных  поршней  («87,5»,  «88»)  выбивается  на  днище  поршня  (рис.138)  .  Буква, 
обозначающая  группу  цилиндра  стандартного  диаметра  (87,0  мм)  цилиндров,  ука-
зывается на заглушках блоков цилиндров с левой стороны. 

Поршни  к  цилиндрам  необходимо  подбирать  одной  размерной  группы  по 

маркировке цилиндра или, в случае ремонта, исходя из фактического наименьшего 
диаметра  цилиндра.  Соответствие  групп  поршней  размерам  диаметров  цилиндров 
приведено в табл. 5. 

Шатуны  по  массе  сортируются  на  две  группы  и  маркируются  краской  на 

крышке шатуна: белой – тяжелый, зеленой – легкий. В один двигатель должны быть 
установлены шатуны одной группы по массе. 

Поршни по массе на группы не сортируются. 

Сборку деталей узла поршень-шатун необходимо начинать с подбора поршне-

вого пальца к шатуну. Поршневой палец должен входить в отверстие поршневой го-
ловки  шатуна  свободно  и  перемещаться  без  заеданий  под  действием  собственного 
веса. 

После  того,  как  поршневой  палец  подобран  к  шатуну,  производят  подборку 

пальца  к  поршню.  Поршневой  палец  в  отверстиях  поршня  и  шатуна  должен  пере-
мещаться под действием пальцев руки, без значительных усилий.  

Смазать поршневой палец чистым моторным маслом. Собрать поршень с ша-

туном, вставив поршневой палец в отверстия поршня и шатуна усилием пальца ру-
ки. Шатуны и поршни при сборке должны быть взаимно ориентированы следующим 
образом:  стрелка  на  днище  поршня  и  выступ  на  крышке  шатуна  должны  быть 
направлены в одну сторону, при этом крышка шатуна на шатун должна быть уста-
новлена  так,  чтобы  порядковый  номер  цилиндра  или  пазы  под  замки  шатунных 
вкладышей на шатуне и крышке были расположены с одной стороны. 

Вставить  стопорные  кольца  в  канавки  поршня  с  обеих  сторон  поршневого 

пальца. 

Разница масс комплектов, устанавливаемых в один двигатель, не должна пре-

вышать 10 граммов. 

При большем разновесе комплектов шатун-поршень с целью уменьшения 

вибраций двигателя следует снять металл у более тяжелых комплектов с весовой 
бобышки в нижней части крышки шатуна и с боковых бобышек на поршневой го-
ловке шатуна. Во избежание деформации рабочих поверхностей шатуна, съем ме-
талла производить с небольшими нагрузками, не допуская перегрева. 

 

 
 

220 

Надеть с помощью приспособления ЗМ 7814-5128 поршневые кольца на пор-

шень, ориентируя маркировкой на торце колец «R» в сторону днища поршня. Коль-
ца в канавках должны свободно перемещаться. 

 

 

        

                                       

 

 

 

Рис.138. Маркировка поршня и шатуна 

 
Снять крышки шатунов с болтами.  
Протереть хлопчатобумажной салфеткой насухо постели под вкладыши в ша-

туне и крышке, а также шатунные вкладыши. 

Уложить  вкладыши  в  постели  шатуна  и  крышки  так,  чтобы  усик  вкладыша 

вошел в замочный паз. 

Установить блок цилиндров плоскостью под головку вверх 
Смазать моторным маслом рабочую поверхность цилиндров. 
Поворотом коленчатого вала установить шатунные шейки второго и третьего 

цилиндра  в  крайнее  нижнее  положение,  протереть  хлопчатобумажной  салфеткой 
шатунные шейки коленчатого вала второго и третьего цилиндра. 

Развести замки компрессионных и маслосъемного колец. Замки компрессион-

ных колец сместить на 180

 друг относительно друга, стык пружинного расширите-

ля и замок маслосъемного кольца также установить один к другому под углом 180

 

и под углом 90

 к замкам компрессионных колец. 

Смазать вкладыш шатуна второго цилиндра моторным маслом. 
Установить на второй цилиндр конусную оправку ЗМ 7853-4306 для обжатия 

поршневых колец. Вставить поршень с шатуном  через  оправку  во второй цилиндр 
так, чтобы стрелка ориентации поршня на его днище была обращена в сторону пе-
реднего торца блока цилиндров, а выемка на юбке поршня была со стороны форсун-
ки охлаждения, до касания вкладыша шатуна шейки коленчатого вала. 

А 

Размерная группа 

Ориентация поршня 

Дата изготовления 

Выступ 

А 

Маркировка 

группы шатуна 

по массе 

min 39 

маркировка номера 

цилиндра 

Выемка на юбке 

поршня 

 

 
 

221 

Смазать вкладыш шатуна третьего цилиндра моторным маслом. 
Установить поршень с шатуном третьего цилиндра. 
Перевернуть блок цилиндров плоскостью под масляный картер вверх, смазать 

шатунные  шейки  второго  и  третьего  цилиндров  коленчатого  вала  маслом,  устано-
вить крышки шатунов второго и третьего цилиндров с болтами таким образом, что-
бы порядковый номер или пазы под замки шатунных вкладышей на шатуне и крыш-
ке были расположены с одной стороны. 

Затянуть моментом 66,7…73,6 Н·м (6,8…7,5 кгс·м) болты шатунов второго и 

третьего цилиндров. 

Повернуть коленчатый вал  на пол оборота, чтобы первая и четвертая шатун-

ные шейки были в крайнем нижнем положении, протереть хлопчатобумажной сал-
феткой  шатунные  шейки  коленчатого  вала.  Аналогичным  образом  установить 
поршни первого и четвертого цилиндров. 

Повернуть коленчатый вал на несколько оборотов. Проверить наличие зазоров 

между противовесами коленчатого вала и форсунками охлаждения поршней. Прове-
рить легкость поворота коленчатого вала, момент сопротивления вращению криво-
шипно-шатунного механизма должен быть не более 14…17 Н·м (1,4…1,7 кгс·м). 

Установить блок цилиндров задним торцом вверх 
Проверить  качество  рабочих  кромок  манжеты  заднего  сальника  коленчатого 

вала. Если манжета имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает фла-
нец коленчатого вала, заменить ее новой. 

Если на коленчатом вале образовался изношенный поясок от рабочей кромки 

манжеты,  то  для  предотвращения  возможной  течи  масла  через  сальник  следует 
установить в гнездо сальникодержателя под манжету шайбу необходимой толщины 
с целью смещения места контакта рабочей кромки манжеты с коленчатым валом. 

Запрессовать манжету в сальникодержатель. Перед запрессовкой на посадоч-

ную  поверхность  сальникодержателя  нанести  смазку  «Литол-24»  или  «ЦИАТИМ-
221» для облегчения запрессовки. 

Заполнить полость между рабочей кромкой и пыльником манжеты на 2/3 объ-

ема смазкой «ЦИАТИМ-221» (допускается «ВНИИ НП-279»), установить сальнико-
держатель  с  прокладкой  на  задний  фланец  коленчатого  вала  с  помощью  оправки  
ЗМ 7853-4357 и закрепить сальникодержатель к блоку цилиндров болтами. 

Установить установочную втулку в выточку отверстия болта крепления махо-

вика в заднем фланце коленчатого вала. 

Установить маховик на посадочный выступ заднего фланца коленчатого вала, 

совместив отверстие в маховике с установочной втулкой. 

Установить  шайбу  болтов  маховика,  наживить  и  затянуть  болты  моментом 

70,6…78,4 Н

м (7,2…8,0 кгс

м), зафиксировав коленчатый вал от проворачивания.  

Для фиксации коленчатого вала можно использовать старый вкладыш корен-

ного  или  шатунного  подшипника  коленчатого  вала,  который  следует  установить 
концами в зубья маховика, а внешней стороной он должен упираться в штифт кар-
тера сцепления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  ..