Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 53

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  ..

 

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 53

 

 

 

 
 

210 

исключению элемента гидравлического регулирования, что повлечет много-
кратное увеличение нагрузок в приводе, ускоренный износ и выход из строя 
деталей привода распределительных валов. 

3.  Не  допускается  на  собранном  гидронатяжителе  нажатие  на  выступающий 

из  корпуса  носик  плунжера  во  избежание  выхода  плунжера  из  зацепления  с 
корпусом под действием сжатой пружины. 

4.  Не  допускается  при  сборке  сдавливать  корпус  гидронатяжителя  во  избе-

жание нарушения геометрической формы корпуса и плунжера. 

5. Не допускается разкомплектовывать корпус с плунжером, так как они со-

ставляют  пару  с  подобранным  гидравлическим  сопротивлением,  обеспечи-
вающим демпфирование плунжера. 

6. После замены гидронатяжителя после  запуска двигателя в  течение корот-

кого  времени  гидронатяжитель  может  «стучать»,  пока  отверстие  под  его 
крышкой и корпус не заполнятся маслом. 

 

10.4.6 Водяной насос 

Возможными  неисправностями  насоса  могут  быть:  течь  жидкости  в  дренаж-

ное  отверстие  водяного  насоса  и  шум  подшипника  вследствие  выхода  из  строя 
уплотнения. 

При выходе из строя уплотнения и течи из дренажного отверстия насоса необ-

ходимо заменить уплотнение, подшипник водяного насоса и крыльчатку (при незна-
чительном  попадании  жидкости  в  подшипник  его  ресурс  резко  сокращается,  а 
крыльчатку не возможно спрессовать с валика подшипника без ее деформации).  

Разборка насоса производится в следующем порядке: 

 с помощью съемника снять крыльчатку (рис.127); 
 с  помощью  специального  приспособления  снять  ступицу  шкива  насоса 

(рис.128); 

 вывернуть фиксатор подшипника; 
 выпрессовать  из  корпуса  подшипник  (рис.129).  Выпрессовку  подшипника 

производить на прессе или с помощью  медной  оправки. Для более легкой  выпрес-
совки рекомендуется нагреть водяной насос до температуры плюс 80 

С; 

 выпрессовать уплотнение из корпуса (рис.130). 

Сборка насоса производится в следующем порядке: 

 с помощью оправки запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, 

чтобы гнездо под фиксатор на обойме подшипника совпало с отверстием в корпусе 
насоса (рис.131); 

 напрессовать  на  валик  подшипника  ступицу  шкива  насоса,  выдержав  размер 

(106,0 ± 0,2) мм (рис.132); 

 с помощью оправки (рис.133) запрессовать уплотнение на вал подшипника и в 

корпус насоса, не допуская перекоса (рис.134). С помощью оправки обеспечивается 
необходимое сжатие пружины уплотнения; 

 завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило его само-

отворачивание; 

 напрессовать крыльчатку на валик подшипника, выдержав размер между тор-

цом крыльчатки и торцом корпуса насоса не более 14,2 мм (рис.135). Не допускает-

 

 
 

211 

ся  прикладывать  усилие  запрессовки  к  обратным  сторонам  лопастей  во  избе-
жание их деформации

 провернуть крыльчатку вместе с валиком. Задевание крыльчатки за корпус не 

допускается. 

ВНИМАНИЕ! 
При запрессовке подшипника в корпус насоса и деталей на вал подшипника 
необходимо исключить возможность передачи усилий запрессовки через тела 
качения подшипника, во избежание повреждения дорожек качения в корпусе 
подшипника. 
На  наружной  поверхности  и  заплечиках  металлической  втулки  уплотнения 
нанесен герметик, который обеспечивает герметичность посадки уплотнения 
в  корпусе  водяного  насоса.  Перед  запрессовкой  уплотнения  оценить  и  не 
нарушать целостность покрытия герметика. 
На двигатель водяной насос устанавливать с новой прокладкой.

 

 

 

Рис.127. Снятие крыльчатки  

водяного насоса 

 

Рис.128. Снятие ступицы  

водяного насоса 

 

Рис.129. Выпрессовка подшипника с 

валиком водяного насоса 

 

 

 

 

Рис.130. Выпрессовка уплотнения водяного 

насоса 

 

 
 

212 

 

Рис.131. Запрессовка подшипника с 

валиком 

 

Рис.132. Напрессовка ступицы шкива водя-

ного насоса 

 

Рис.133. Оправка для запрессовки 

уплотнения 

 

Рис.134. Запрессовка уплотнения водяного 

насоса  

 

Рис.135. Напрессовка крыльчатки 

водяного насоса 

 

 

 
 

213 

10.4.7 Термостат 

Проверить работу термостата можно без снятия его с двигателя. После запуска 

холодного  двигателя  шланг  подвода  жидкости  в  радиатор  не  должен  нагреваться. 
Постепенный рост температуры шлангов радиатора, бачков радиатора при прогреве 
двигателя указывает на негерметичность клапана термостата или его заклинивание в 
открытом положении. Интенсивный нагрев шланга подвода охлаждающей жидкости 
в  радиатор  должен  происходить  при  открытии  основного  клапана  –  при  подъеме 
температуры охлаждающей жидкости выше плюс 80 

 2 °С. 

После снятия с двигателя очистить термостат, дренажное отверстие во фланце 

и седло клапана. Между клапаном и его седлом не должно быть загрязнений, рисок 
и заусенцев, приводящих к негерметичности основного клапана. 

Герметичность посадки клапана термостата проверить по прохождению щупа 

0,1 мм между клапаном и седлом у холодного термостата. При прохождении щупа 
по всей окружности клапана термостат браковать. 

Проверить термостат на температуру начала открытия и полный ход клапана. 
Установить  термостат  в  воду  с  температурой  плюс  74

С  (75

С  для  ТС108-

01М) и выдержать не менее 3 минут, после чего проверить зазор между клапаном и 
седлом  щупом  0,1  мм.  Прохождение  щупа  по  всей  окружности  клапана  говорит  о 
слишком раннем открытии термостата и необходимости его замены. 

Установить  термостат  в  воду  с  температурой  плюс  85

С  (84

С  для  ТС108-

01М) и выдержать не менее 3 минут, после чего еще раз проверить зазор щупом 0,1 
мм между клапаном и седлом. Щуп должен проходить по всей окружности. Непро-
хождение щупа говорит о слишком позднем открытии клапана термостата и необхо-
димости его замены. 

Установить термостат в воду с температурой плюс 97

С и выдержать до оста-

новки хода клапана, но не менее 1,5 минут, после чего проверить ход клапана штан-
генциркулем или шаблоном 6,8 мм (7,8 мм для ТС108-01М). Если шаблон не прохо-
дит в зазор между клапаном и седлом, то термостат подлежит замене. 

10.4.8 Масляный насос 

Причинами  отклонений  в  работе  системы  смазки  двигателя,  могут  являться 

неполадки в работе масляного насоса, вызванные износом осей шестерен и их опор-
ных поверхностей в корпусе и маслоприемном патрубке или зависанием редукцион-
ного клапана (плунжера), из-за чего снижается напор (давление) масла, подаваемого 
насосом в систему смазки двигателя.  

Для определения дефекта необходимо разобрать насос, для чего: 

 снять каркас и сетку с маслоприемного патрубка; 
 отвернуть три винта, снять приемный патрубок; 
 извлечь из корпуса ведомую шестерню и валик с ведущей шестерней в сборе; 
 снять  шплинт  с  редукционного  клапана,  извлечь  пружину  с  регулировочной 

шайбой и плунжер редукционного клапана из приемного патрубка; 

 промыть детали и продуть сжатым воздухом. 

При проверке редукционного клапана убедиться, что его плунжер перемеща-

ется в отверстии приемного патрубка свободно, без заеданий, а пружина находится в 
исправном состоянии (не имеет износов витков). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  ..