Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 52

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  ..

 

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 52

 

 

 

 
 

206 

 

Рис.124. Обработка седел клапанов 

 
При повреждении и изменении размера посадочного гнезда под седло свыше 

размера: для впускного клапана - Ø31,535 мм, для выпускного клапана - Ø29,035 мм, 
применить седло с ремонтным размером, при этом гнездо в головке цилиндров об-
работать  до  размера  Ø31,550…31,575  мм  для  седла  впускного  клапана  и                         
Ø29,050…29,075 мм для седла выпускного клапана. 

Перед запрессовкой седло необходимо охладить в двуокиси углерода  до ми-

нус 45…50 

С, а головку цилиндров нагреть до плюс 60 

о

С. 

После  запрессовки  обработать  фаску  седла,  центрируя  инструмент  по  отвер-

стию направляющей втулки клапана.  

Обработку  рабочих  фасок  ремонтных  седел  после  их  запрессовки  в  головку 

произвести по рис.125. 

После  обработки  фасок  седел  абразивным  инструментом  головку  цилиндров 

тщательно промыть и продуть сжатым воздухом.  

Произвести проверку утопания клапанов по рис.122.  
 

 

Рис.125. Обработка ремонтных седел 

Клапаны 
Клапаны, имеющие: погнутость, износ стержня и торца хвостовика, выработ-

ку, риски и раковины на рабочей фаске глубиной более 0,15 мм подлежат замене. 

Для  восстановления  герметичности  клапанов  в  сборе  с  головкой  произвести 

притирку их рабочих фасок к седлам, используя притирочную пасту, составленную 
из одной части микропорошка М-20 и двух частей масла И-20А. 

 

 

 
 

207 

Маслоотражательные колпачки 
Маслоотражательные  колпачки  направляющих  втулок  клапанов  при  ремонте 

головки цилиндров заменить новыми, т. к. с течением времени резина маслоотража-
тельных  колпачков  теряет  эластичность,  появляются  трещины  и  расслоения,  что 
способствует  прониканию  масла  в  камеру  сгорания  на  малых  оборотах  холостого 
хода двигателя и повышенному угару масла. 

Пружины клапанов 
Необходимо проверить упругость клапанных пружин, так как при длительной 

работе упругость их падает и нарушается кинематическая связь отдельных звеньев 
газораспределительного  механизма.  Это  приведет  к  снижению  мощности,  перерас-
ходу топлива, перебоям в работе двигателя и стукам клапанов.  

Уменьшение контрольных нагрузок клапанных пружин не должно превышать 

10…15 % от номинальных величин. Усилие новой клапанной пружины при сжатии 
ее до длины 29,5 мм – 166 ± 8 Н (16,6 ± 0,8 кгс), а при сжатии до 21 мм – 363±18 Н   
(36,3±1,6  кгс).  Пружины,  имеющие  наработку  более  200  тыс.км  подлежат  замене, 
независимо от результатов контроля. 

Собрать головку цилиндров с клапанами. 
Перед  сборкой  головки  цилиндров  убедиться,  что  все  ремонтные  операции 

выполнены качественно, все  поверхности  очищены  от загрязнений и не  имеют по-
вреждений, снижающих эксплуатационные характеристики детали. 

Маслоотражательные  колпачки  напрессовать  до  упора  с  помощью  оправки     

ЗМ 7853-4226. Перед напрессовкой  посадочную поверхность колпачка смазать мо-
торным маслом. 

Стержни клапанов при установке во втулки смазать моторным маслом. 
С  помощью  приспособления  ЗМ  7823-4629  произвести  засухаривание  клапа-

нов. Пристукать клапана молотком с медным наконечником. 

Проверить  утопание  тарелок  клапанов,  герметичность  их  посадки  (см. 

рис.118,119).  Для  обеспечения  одинаковой  степени  сжатия  по  цилиндрам  разность 
утопаний по каждому ряду клапанов не должна превышать 0,07 мм. При необходи-
мости клапаны в пределах каждого ряда поменять местами и вновь притереть. 

Гидронатяжитель 
Гидронатяжитель,  снятый  с  двигателя,  подлежит  проверке  даже  при 

отсутствии жалоб на его работу со стороны клиента, сдавшего двигатель в ремонт. В 
тоже время следует учитывать, что причинами нештатной работы гидронатяжителя 
(стука)  могут  быть:  износ  звездочек,  вытяжение  цепи,  разрушение  успокоителя 
цепи. 

Основными дефектами гидронатяжителя являются:  заклинивание плунжера в 

корпусе  гидронатяжителя,  отсутствие  запирания  плунжера  в  канавках  корпуса, 
негерметичность шарикового клапана гидронатяжителя. 

После  разборки  гидронатяжителя  следует  определить  границу  следа 

приработки плунжера в корпусе, длина которого соответствует вылету плунжера в 
последний  момент  его  работы.  Если  граница  следа  расположена  на  расстоянии 
более  17  мм  от  носка  плунжера,  то  запорное  кольцо  (см.  рис.23)  при  работе 
гидронатяжителя  находилось  в  последней  канавке  корпуса,  что  свидетельствует  о 

 

 
 

208 

достижении  предельно  допустимой  величины  вытяжения  цепи  и  (или)  износов 
зубьев  звездочек.  Цепь  и  звездочки  в  этом  случае  необходимо  заменить  и 
обязательно проверить состояние гидронатяжителя. 

Гидронатяжитель  необходимо разобрать, промыв его детали в керосине и за-

менить  запорное  кольцо.  Чтобы  проверить  герметичность  шарикового  клапана, 
необходимо,  не  выливая  масло  из  гидронатяжителя,  вынуть  из  корпуса  плунжер  и 
пружину.  Вставить  плунжер  сферическим  торцом  в  отверстие  корпуса  гидронатя-
жителя.  Надавливая  на  противоположный  торец  плунжера  большим  пальцем  руки, 
визуально  определить  герметичность  шарикового  клапана.  Даже  незначительный 
пропуск масла через клапан свидетельствует о его негерметичности. 

Герметичность  клапана  может  быть  восстановлена  промывкой  клапана  в 

бензине,  многократно  нажимая  на  шариковый  клапан  тонкой  проволокой  или 
спичкой  через  маслоподводящее  отверстие  в  корпусе  клапана.  Если  промывка 
клапана не даст результата, то гидронатяжитель следует заменить. 

После  каждого  снятия  гидронатяжителя  перед  его  последующей  установкой 

на двигатель необходимо его разобрать и зарядить. 

Разборку гидронатяжителя производите в следующем порядке: 

 вывернуть клапан 1 (рис.23) из корпуса 4; 
 вынуть из корпуса 4 пружину 5 и вылить масло; 
 вынуть из корпуса 4 плунжер 3 в сборе с запорным 2 и стопорным 6 кольцами, 

для этого передвинуть плунжер по корпусу так, чтобы запорное кольцо прошло все 
канавки в корпусе и попало в канавку под стопорное кольцо, после чего, осторожно 
покачивая плунжер из стороны в сторону, вывести запорное кольцо из этой канавки. 

Сборка гидронатяжителя производится в следующей последовательности: 

 на  закрепленную  вертикально  оправку  5  (рис.79)  установить  корпус  1 

гидронатяжителя; 

 в корпус гидронатяжителя вставить плунжер 3 до упора стопорного кольца 4 

на плунжере в торец оправки; 

 нажать  металлическим  стержнем  диаметром  5…7  мм  (можно  отверткой)  на 

дно плунжера или пальцем руки на торец плунжера так, чтобы стопорное кольцо с 
канавки  на  плунжере  перешло  в  канавку  корпуса  (слышен  легкий  фиксирующий 
щелчок).  Произойдет  фиксация  корпуса  и  плунжера  –  «зарядка».  Одновременно 
запорное кольцо 2 войдет в первую канавку корпуса; 

 в плунжер вставить пружину 5 (рис.126); 
 заполнить  внутреннюю  полость  гидронатяжителя  чистым  моторным  маслом, 

применяемым на двигателе; 

 сжимая  пружину,  наживить,  а  затем  вручную  завернуть  клапан 

гидронатяжителя  1  в  корпус  4,  при  этом  стопорное  кольцо  на  плунжере  должно 
находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению плунжера в корпусе; 

 снять  гидронатяжитель  с  оправки  и  окончательно  затянуть  клапан  моментом 

18,6…23,5 Н·м (1,9…2,4 кгс·м). 

 

 

 
 

209 

        

              

 

Рис.126. «Зарядка» гидронатяжителя с помощью оправки: 

1 – корпус; 2 – запорное кольцо; 3 – плунжер; 4 – стопорное кольцо; 5 – оправка 

Установка гидронатяжителя на двигатель: 

 смазать чистым моторным маслом, применяемым на двигателе, отверстие под 

гидронатяжитель  в  крышке  цепи  или  головке  цилиндров  и  установить  собранный 
гидронатяжитель до касания в упор пяты рычага натяжного устройства, но не нажи-
мать на гидронатяжитель, с целью исключения преждевременной его «разрядки»; 

 закрыть крышкой гидронатяжитель, затянув болты, и вывернуть пробку из от-

верстия крышки; 

 через  отверстие в крышке гидронатяжителя  нажать металлическим стержнем 

или отверткой на гидронатяжитель, переместив  его до  упора, затем  отпустить, при 
этом стопорное кольцо на плунжере выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжи-
теля и даст возможность плунжеру и корпусу перемещаться под действием пружи-
ны. Корпус  переместится до  упора в крышку гидронатяжителя, а гидронатяжитель 
натянет цепь через рычаг натяжного устройства; 

 завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резь-

бу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6». 

 

ВНИМАНИЕ! 
1. На двигатель устанавливайте только «заряженный» гидронатяжитель, ко-

гда  плунжер  удерживается  в  корпусе  с  помощью  стопорного  кольца.  После 
каждого снятия гидронатяжителя перед его последующей установкой необхо-
димо его зарядить.  

2. Разряжать гидронатяжители следует только после затяжки болтов крепле-

ния их крышек. Преждевременная разрядка гидронатяжителя при незатяну-
той  крышке  приведет  к  жесткому  расклиниванию  гидронатяжителя  между 
крышкой  и  упорной  площадкой  рычага  натяжного  устройства  и  к  полному 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  ..