Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 51

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ ЗМЗ-51432 CRS для автомобилей УАЗ экологического класса 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  ..

 

 

Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 CRS. Руководство - часть 51

 

 

 

 
 

202 

10.4.3 Шатунно-поршневая группа 

Детали шатунно-поршневой группы проверить на отсутствие трещин и других 

повреждений. Детали, имеющие повреждения подлежат замене. 

Проверить зазоры между поршневыми кольцами и канавками поршня по вы-

соте и зазоры в замках поршневых колец. Зазоры приведены в таблицах 16 и 17. 

По мере износа нарушается геометрическая форма цилиндров, увеличиваются 

зазоры  в  стыках  колец,  а  также  зазоры  между  кольцами  и  канавками  в  поршне, 
упругость колец резко снижается. Это приводит к росту количества газов, проника-
ющих в картер двигателя, увеличению расхода масла на угар. Изношенные поршне-
вые кольца необходимо заменить. 
Таблица 16 – Параметры зазоров для поршневых колец «DYP» 

Кольцо 

Зазор по высоте, мм 

Зазор в стыке, мм 

номинальный  предельный  номинальный  Предельный 

Верхнее компрессионное 

– 

– 

0,25…0,40 

0,9 

Нижнее компрессионное  0,07…0,11 

0,20 

0,50…0,75  

1,0 

Маслосъемное 

0,03…0,07 

0,15 

0,30…0,60 

0,9 

Зазор в замках колец проверяется при установке колец в верхнюю неизношен-

ную часть цилиндра, предварительно очищенную от нагара, или в калибр Ø 87

+0,030

 

мм. Зазор в замке измеряется с помощью набора щупов. 

Зазоры по высоте между кольцом и стенкой канавки  проверяют  щупом, вво-

димым  в  зазор  в  нескольких  местах  по  окружности  кольца  и  поршня.  Если  зазор 
между кольцом и стенкой канавки больше, чем указан в таблице, необходимо заме-
нить поршень и кольца. 

Поршни также подлежат замене: 

 при  наличии  на  рабочих  поверхностях  юбки  и  в  отверстиях  под  поршневой 

палец значительных «задиров»; 

 при увеличении зазора между поршнем и цилиндром свыше 0,2 мм (табл. 9); 
 при износе отверстия под поршневой палец свыше 0,05 мм (табл. 9); 
 при  наличии  на  перемычках  между  канавками  под  поршневые  кольца,  на 

кромках юбки и камеры сгорания усталостных трещин. 

 
Шатуны 
Изнашивается в  основном  отверстие втулки верхней головки шатуна под па-

лец.    При  разрушении  шатунного  подшипника,  значительном  «задире»  или  разру-
шении  поршня  могут  измениться  геометрические  параметры  шатуна.  Ремонт  сво-
дится к замене шатуна в сборе, если его геометрические параметры не соответству-
ют требованиям КД, а диаметр отверстия во втулке  превысил 30,035 мм. 

 
Поршневые пальцы 
Поршневые пальцы всегда находятся в сложнонапряженном состоянии, испы-

тывая знакопеременные нагрузки растяжения-сжатия, изгиба и среза. Изнашивается 
в основном поверхность, сопрягаемая с втулкой верхней головки шатуна. Не смотря 

 

 
 

203 

на незначительные износы, поршневые пальцы не ремонтируются, т. к. накопленные 
за время эксплуатации двигателя усталостные изменения в материале пальца могут, 
при последующем применении в отремонтированном двигателе, привести к его по-
ломке и отказу двигателя. 

 

10.4.4 Распределительные валы. 
 
Опорные шейки распределительных валов изнашиваются незначительно. 
В случае увеличения зазоров в подшипниках распределительных валов более 

0,2 мм необходимо заменить либо головку цилиндров, либо распределительные ва-
лы. 

Кулачки  распределительных  валов  имеют  закаленный  до  высокой  твердости 

(> 50 HRC) поверхностный слой глубиной 0,2…0,5 мм и практически не изнашива-
ются. При аварийном разрушении рычага привода клапана на рабочей поверхности 
кулачка могут появиться забоины и царапины. В этом случае ремонт сводиться к за-
чистке наждачной бумагой выступающих кромок забоин (царапин) при условии, что 
максимальный размер забоины не превышает 1/3 ширины дорожки качения ролика 
рычага.  

При значительных повреждениях кулачков, вызывающих потерю кинематиче-

ской  точности  звеньев  газораспределительного  механизма,  распределительный  вал 
необходимо заменить. 

Контролируемые  параметры  распределительных  валов  и  отверстий  головки 

цилиндров  под опорные шейки  при проверке технического состояния приведены в 
таблице 17. 
 

 Таблица 17 

  

Контролируемые параметры 

Размер по рабо-

чему чертежу, мм 

Максимально до-

пустимый размер с 

учетом износа, мм 

Диаметр первой опорной шейки распредели-
тельного вала

 

42

050

,

0

075

,

0

 

41,9 

Диаметр остальных опорных шеек распреде-
лительного вала

 

30

050

,

0

075

,

0

  

29,9 

Диаметр отверстия в головке цилиндров под 
первую опорную шейку распределительного 
вала 

42 

+0,025 

42,1

 

Диаметр отверстия в головке цилиндров под 
остальные опорные шейки распределитель-
ного вала 

30 

+0,025 

30,1

 

Высота кулачков 

40,8859 ± 0,25 

40,4

 

Радиальное биение средней опорной шейки 

0,025 

0,04 

 

 
 

204 

10.4.5 Головка цилиндров 
При  наличии  механических  повреждений  нижней  плоскости,  «разгарных» 

трещин  и  разрушений  перемычек  между  седлами  клапанов  головку  цилиндров 
необходимо заменить новой. 

Ремонт  головки  цилиндров  заключается  в  замене  втулок  направляющих  кла-

панов,  замене  седел  клапанов  или  перешлифовке  их  фасок,  подрезании  нижней 
плоскости для устранения ее коробления при перегреве двигателя, устранения забо-
ин, выходящих в зоны уплотнительных элементов прокладки, обеспечения заданно-
го  утопания  торцов  тарелок  клапанов  после  перешлифовки  фасок  седел  при  усло-
вии, что величина съема металла не превысит 0,15 мм. 

Утопание  тарелок  клапанов  должно  быть  в  пределах,  указанных  на  рис.121. 

Разность утопаний на одной головке не должна превышать 0,07 мм по каждому ряду 
клапанов. 

Проверку производить измерительным калибром 24-Ф-74760, настроенным по 

эталону  24-Т-1643  (рис.122).  Перед  проверкой  очистить  плоскость  головки  цилин-
дров и тарелки клапанов от нагара. 

Для  проверки  герметичности  клапанов  залить  керосин  поочередно  во  впуск-

ные и выпускные каналы головки цилиндров, при этом протекания керосина из-под 
тарелок клапанов в камеру сгорания быть не должно. 

 

Рис.121. Утопание клапанов 

По результатам измерения утопания терелок клапанов принимается решение о 

возможности  устранения  негерметичности  клапанов  притиркой  седел  и  фасок  кла-
панов, шлифовкой или заменой седел и клапанов. 

 

 
 
 
 
 

Рис.122. Проверка утопания  

клапанов 

1 – головка цилиндров;  
2 – клапан впускной;  
3 – измерительный калибр;  
4 – клапан выпускной;  
5 – эталон настройки калибра

 

 

 
 

205 

При разборке головки цилиндров клапаны, гидроопоры с рычагами уложить в 

порядке, соответствующем их расположению в головке цилиндров, с целью после-
дующей их установки на прежние места. Для разсухаривания клапанов использовать 
специальное приспособление ЗМ 7823-4629. 

Втулки клапанов 
Если зазор между клапаном и направляющей втулкой превышает 0,15 мм и не 

может  быть  устранен  заменой  клапана,  втулку  необходимо  заменить.  Втулку  вы-
прессовать  со  стороны  седла  специальной  оправкой  легкими  ударами  молотка  или 
ручным прессом. 

Для  ремонта  предусматриваются  направляющие  втулки  клапанов  одного  ре-

монтного размера, с увеличенным наружным диаметром на 0,02 мм по отношению к 
номиналу. 

При необходимости перед запрессовкой втулку охладают в двуокиси углерода 

(«сухой лед») до минус 45…50 

о

С, а головку цилиндров нагревают до плюс 60 

о

С. 

Втулку со стопорным кольцом запрессовать до упора в головку цилиндров. 

После запрессовки направляющей втулки произвести ее обработку в соответ-

ствии  с  рис.123.  Затем  следует  прошлифовать  фаску  седла  клапана,  центрируя  ин-
струмент по отверстию втулки. 

 

 

 

 

 

 

Рис.123. Обработка направляющих 

втулок клапанов после запрессовки их 

в головку цилиндров 

 

 

Седла клапанов 

При наличии на рабочей фаске седла дефектов (раковин, коррозии и т.д.), ко-

торые приводят к негерметичности клапана и не могут быть устранены притиркой, а 
также  после  замены  направляющей  втулки  клапана  произвести  обработку  рабочей 
фаски седла под углом 60

 для седла впускного клапана и 45

 для выпускного, цен-

трируя по отверстию соответствующей направляющей втулки клапана (рис.124). 

Для ремонта предусматриваются седла, с увеличенным наружным диаметром 

на 0,05 мм по отношению к номиналу.  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  ..